Получи документы

Непосредственная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры «В гостях у хозяюшки»

Марина Идрисова
Непосредственная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры «В гостях у хозяюшки»
▼ Скачать + Заказать документы

«В гостях у хозяюшки»

Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.

Задачи:

• Расширить представление детей о жизни людей в старину, рассказать о характере русского человека (гостеприимстве, дружелюбие).

• Формировать представление детей о дереве как традиционном материале русских построек.

• Закрепить знание детей о предметах русского национального костюма.

• Систематизировать знания детей о печи и хлебе.

Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры „В гостях у хозяюшки“» размещена в разделах

• Развивать интерес к русским народным промыслам и занятиям.

• Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

Обогащение словаря: изба, горница, лапти, прялка, веретено, гончар, кузнец.

Предварительная работа: беседы об избе; рассматривание кухонной утвари; чтение русских народных сказок; рисование и плетение ковриков.

Материал: русский национальный костюм; корзинка с пяточками; инструменты.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Посиделки проходят в горнице.

Звучит русская народная музыка. Дети заходят в горницу, хозяйка встречает гостей.

Хозяйка : Заходите гости дорогие, милости просим. Добро пожаловать ко мне в горницу на посиделки. Посидим, сказки послушаем, да медку покушаем, загадки отгадаем да дружно поиграем.

Вот помощница моя, Василиса, помогать мне будет, за правильные ответы пятачки раздавать (отдаёт ребёнку лукошко).

Ребята, в какой стране вы живёте?

«Слава нашей стороне

Слава русской старине

И про эту старину

Я рассказ свой поведу

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.»

Как в старину называли нашу землю? (Русь)

Назовите пословицу про нашу землю? (Всякому мила, родная сторона)

Хозяйка : Давным – давно Русь называли деревянной. Почему?

(Потому – что дома строили только деревянные).

Хозяйка : Чтобы построить такой дом, нужны были мастера.

Отгадайте, как зовут мастера, который к нам пришёл?

Ребё нок загадывает загадку:

«И с рубанком и с пилой

Я умею обращаться,

И гвоздями с молотком

Очень просто управляться.

Я по дереву работник

Кто такой я дети? (плотник)»

Ребё нок: Назовите инструменты, какими строят дом?

Хозяйка : Из чего строили дом? (из дерева, брёвен)

Как в старину называли деревянный дом? (изба)

Когда строили избу, приглашали много людей, одному трудно было построить дом. Никто, никогда в помощи не отказывал, потому – что русский народ славен силой и дружбой.

Назовите пословицы о труде.

Чем больше рук, тем легче труд.

Не взявшись за топор, избы не срубишь.

За добро плати добром

Хозяйка : Как называлась самая большая комната в избе? (горница)

Это самая светлая и красивая комната в избе.

Как входили в избу? (кланяясь)

А почему все кланялись? (дверь в избу была низкой, а порог высоким)

Чем закрывали окна? (ставнями)

О чём можно было догадаться по ставням?

Хозяйка : Дерево очень тёплый и прочный материал, из него строили не только избы, но и делали много вещей нужных в хозяйстве.

Назовите деревянные предметы, которые есть в нашей горнице.

(стол, кровать, прялка, коромысло, ложки)

Хозяйка : Много на Руси было мастеров, которые делали разные предметы.

Отгадайте загадки:

1.«Из глины слепили

В печку посадили, обожгли

Домой принесли» (глиняный горшок)

Как называли мастера, который работал с глиной? (гончар)

А у нас в горнице есть глиняная посуда?

(крынка, чашки, кувшин, горшок)

2. «Чёрный конь прыгает в огонь» (кочерга)

Из чего она сделана? (из металла)

Как называли такого мастера, который работал с металлом? (кузнец)

Игра «Кузнецы»

Назовите предметы сделанные кузнецом (ухват, подсвечники, самовар)

Хозяйка : Все эти предметы сделаны руками народных умельцев. В народе говорят:

«Умелые руки не знают скуки»

А теперь вы назовите пословицы о труде мастера

Дело мастера боится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Руки работают, а голова кормит.

Хозяйка : В русской избе печь считали самой главной в доме, она занимала половины комнаты.

Дети читают стихи о печке:

1. На дровах огонь, пламя шустрое

О тебе рассказ, печка русская.

2. Как уютно в нашей горнице

Спозоранку – печка топится.

3. В избе печка – в печке зола – а в золе жар.

4. Вьётся из трубы дым чуть свет

Печки нет в избе, жизни нет.

Хозяйка : Для чего нужна была печь в доме?

(печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, одежду сушили, спали)

Про печку в старину говорили:

«Русской печки нет добрее

Всех накормит, обогреет.

Варежки сушить поможет

Деток спать уложит»

А ещё в печке хлеб пекли. Хлеб всегда оставался главным продуктом. Человек может обойтись без многого, а без хлеба нет.

У русского народа есть традиция, встречать гостей на пороге своего дома.

С чем встречают гостей? (хлебом с солью)

Назовите пословицы про хлеб:

Нет хлеба – нет обеда.

Хлеб батюшка – водица матушка.

Хлеб - всему голова.

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной.

Славился народ гостеприимством :

«Доброму гостю – особая честь»

Хозяйка : У русского народа есть свой национальный костюм. Назовите, что носили в старину? (сарафан, белая рубаха, кокошник; рубаха – косоворотка, штаны, кушак)

Отгадайте загадку:

«Из липы свито – деревянное корыто» (лапти)

Из чего плели лапти? (из лыка)

Плели лапти разные: будничные из лыка, праздничные из вяза.

Давайте, послушаем песню про лапти.

Песня «Во деревне Ольховке»

Хозяйка : Для чего в доме нужна прялка? (прясть)

Куда наматывали нить?

Девушки, которые занимались прядением, вышиванием и шитьём называли мастерицами.

Хозяйка : Любил русский народ песни петь, хороводы водить, потешки рассказывать да в народные игры играть.

А вы, потешки знаете?

Дети рассказывают потешки: «Курочка», «Ворон».

Предлагаю вам поиграть в игру «Весёлый бубен»

Хозяйка : Хорошо мы с вами посидели, многое узнали, сами рассказали. Спасибо вам ребята, что в гости ко мне пришли. Вы хозяюшку потешьте, да кашки моей поешьте. В печке каша готовилась, вкусна да рассыпчата.

Хозяйка угощает детей кашей из чугунка.

Публикации по теме:

Формирование представлений детей о Родине России. Экскурсия в Третьяковскую галереюФормирование представлений детей о Родине России. Экскурсия в Третьяковскую галерею Сентябрь. .Домотканые половики Формировать представление о русских самобытных предметах.. Знакомим детей с домоткаными половиками и.

Презентация проведения Масленицы в нашем ДОУПрезентация проведения Масленицы в нашем ДОУ в МБДОУ ДС №28 Темижбекского сельского поселения. Музыкальный руководитель Мордик Л. А… В нашем ДОУ проведение Масленицы стало традицией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры «В гостях у хозяюшки»
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 20:00
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры «В гостях у хозяюшки»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Идрисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД