Ирина Алексеева
Непосредственная образовательная деятельность «Красота чувашского края в узорах «масмака» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: Образовательная область «Познание»:
- продолжать знакомить с изделиями чувашского декоративно -прикладного искусства;
- подвести детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке «масмак» отображены представления древних людей о красоте чувашского края (солнце, дерево, животные, колосок, вода).
Образовательная область «Художественное творчество»:
- способствовать самостоятельному созданию узора, устанавливая параллель между декоративно - прикладным искусством и устным народным творчеством;
- повышать у детей творческую активность при создании художественного образа «масмака».
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Красота чувашского края в узорах „масмака“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
Образовательная область «Коммуникация»:
- закрепить существительные: собака - йыта, овес - селе, солнце - хевел, дерево - йвас, вода-шыв.
Образовательная область «Социализация»:
- воспитывать любовь к родному краю проявляя патриотические чувства при создании образа «масмак»;
- воспитывать уважение к труду людей, мастерам своего дела. Предшествующая работа:
- Чтение легенд: «Девочка Масмак», «О первых масмаках»,
- Дидактические игры: «Назови узор», «Выложи узор».
- Рассматривание изделий с чувашским орнаментом.
- Рисование чувашских узоров.
- Встреча с Зинаидой Вороновой
- Посещение мини-музея «Эреш» в детском саду
Материал:
- ИКТ (презентация головных уборов, табло для учёта результатов ответов команд с фишками, эмблемы команд, карточки с изображением символов чувашских узоров, подлинники масмаков, кубики с изображениями чувашских узоров, аудиозапись чувашских песен. Непосредственная образовательная деятельность:
- Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо, вы хотите его прочитать? (Читает)
- «Здравствуйте ребята группы «Радуга», я хочу вас спросить вы любите играть? (Ответы детей) В детстве я тоже любила играть в куклы, а сейчас украшаю наряд кукол, вы догадались, кто я, посмотрите мои куклы.
- Воспитатель: Мы живём в Чувашской республике. И не зря наш край называют краем ста тысяч слов, песен, вышивок, и такое название может получить край, где живут замечательные люди, мастера своего дела. (Показ слайдов национальных кукол — сувениров Чувашии) Вопросы:
- Кто мастер костюмов, национальных украшений и головных уборов кукол -сувениров Чувашии, которая нам прислала письмо? (Ответ детей) (Показ слайда, заслуженного работника культуры Чувашской Республики мастера народных художественных промыслов, Зинаиды Вороновой).
- Воспитатель: Зинаида Воронова была у нас в гостях (показ слайда) (Обращает на конверт что в конверте не только письмо, но и интересные задания от Зинаиды Вороновой) Вопросы: Какие чувашские головные уборы вы знаете? (Ответы детей (хушпу, тухья, масмак).
- Из какого материала украшены головные уборы Зинаиды Вороновой? (Бисера, монеты)
- А чем вышивали в старину головные уборы? (Нитками).
- Воспитатель: Зинаида Воронова предлагает игру - викторину и просит нарисовать образцы узоров, чтобы она могла вышить масмак. Вы согласны? Проводится викторина «Что мы знаем о масмаках»
Детей делю на две команды. Название команд определяют дети с помощью эмблем перевернутых рисунком вниз 1-ая команда - «Солнышко» 2-ая команда «Луна».
Правила игры: За каждый правильный ответ на какой-либо вопрос команда получит жетон. Та команда, которая наберёт большее количество жетонов, будет победителем. Победителя ждёт приз. Какой приз, вы узнаете после окончания игры-викторины.
Воспитатель : А, сейчас мы начинаем нашу викторину.
Первое задание.
Вопросы к команде «Солнышко»: - Что такое масмак?
- Кто его носил? Вопросы к команде «Луна» - Куда повязывали масмак?
- Почему именно так «масмак» называют этот красивый головной убор?
(воспитатель за правильные ответы прикрепляет жетоны на табло). Воспитатель: Молодцы. Вспомнили легенду о девочке по имени Масмак, которая, увидев радугу, вышила на холсте разноцветными нитями красивые чувашские узоры. Правильно отметили, что именно с этого дня, согласно легенде, головную вышитую повязку стали в чувашском народе называть «Масмак». (Слайд масмаки)
Второе задание:
Внимание, начинаем следующее задание.
- Почему на масмаках вышито много солнца?
- Как вы думаете почему, на масмаках много изображений животных?
- Узоры на масмаках размещаются между двумя горизонтальными линиями. Что это за линии?
(За правильные ответы команды жетон) Самое время поиграть в игру чувашских батыров «Луна и Солнце», где мы увидим, чья команда у нас самая сильная и сплоченная. (Игра «перетяни канат»)
Воспитатель: Из вас получились настоящие чувашские батыры можно переходить к следующему - третьему заданию.
Третье задание.
Небо, как считают чуваши, даёт им силы, посылает свет и тепло, освещает земной мир, в котором живут люди. Если всмотреться в любой узор, то можно заметить, что он на что-то похож, что-то изображает. Игра «Отгадай загадку» (Воспитатель читает загадки, у каждой команды карточки с изображением символов чувашских узоров, дети находят и показывают отгадку, и называют отгадку на чувашском языке.
Загадки: Во дворе он сторож, а в избе барин. (Собака - йыта) Кругом кисточки посередине стебелёк. (Овес - селе) (Вода-)
В окно прошло золотое коромысло. (Солнце - Хевел) Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево - йвас) Воспитатель: Следующее четвёртое задание такое: Вот здесь на столах для каждой команды лежат кубики, на которых нарисованы отдельные элементы чувашского узора. Вы должны придумать узор, выложить его кубиками и объяснить, что он означает. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием. (Дети выполняют задания на фоне чувашской музыки, команда быстрее справившаяся с заданием получает жетон).
- Замечательно, вы выложили узоры, где на вспаханной земле под солнцем цветут цветы, растут деревья, хлеба. Вы уже знаете, что у каждого узора есть свой секрет. Узоры вышиты нитками разного цвета. Какие главные цвета присутствуют в чувашской вышивке? Молодцы ответили правильно. Пришла пора пятого задания - это снова ответы на вопросы, команды отвечают по очереди.
- Скажите, для изображения чего чуваши в своих вышивках использовали красный цвет?
- Какая тайна заключена в белом цвете?
- А что мастерицы хотели показать зелёным цветом?
- Как вы думаете, в чём секрет жёлтого и синего цвета?
Может, вы, попробуете разгадать тайну жёлтого и синего цветов? Что же они могут обозначать? (Предположения детей, воспитатель за правильные ответы прикрепляет жетоны на табло).
Воспитатель: У нас осталось ещё одно шестое задание. Вы помните о чем нас попросила Зинаида Воронова? (Ответ детей) Красивые масмаки расшитые узорами могут рассказать о чувашах много интересного; о том, как они жили, о чём думали. Каждая команда рисует образцы масмака. После окончания работы дети рассказывают о содержании масмака.
Воспитатель с детьми отправляют письмо с выполненными работами Зинаиде Вороновой.
http://www.maam.ru/users/40864