Мисалева Татьяна
Непосредственная образовательная деятельность по Петербурговедению «Главная площадь» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать представление о площади. Уточнить название зданий на Дворцовой площади. Уточнить понятие «архитектор».
Задачи: Обогащать и активизировать словарь детей: площадь, дворец, колонна, арка, архитектор, Эрмитаж, императрица, придворный; развивать память, внимание, воображение; воспитывать любовь и интерес к родному городу.
Используемый материал: Иллюстрации с изображением Дворцовой площади, Зимнего дворца, парадного входа Зимнего дворца, арки Главного штаба, Александровской колонны; Портрет архитектора Растрелли; Карта Санкт-Петербурга; Дидактическая игра «Узнай по силуэту» (Зимний дворец, Александровская колонна, арка Главного штаба).
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по Петербурговедению „Главная площадь“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Ход занятия:
Воспитатель: Мы сегодня отправляемся в самый центр нашего города – на Дворцовую площадь. Воспитатель показывает на карте города место, где находится Зимний дворец. На берегу Невы в центре Санкт Петербурга возвышается сказочно красивое, причудливо украшенное здание. Посмотрите, какая красивая площадь. А что такое площадь?
Дети: Это площадка (место, окружённое домами.
Воспитатель: Подумайте, почему площадь назвали Дворцовой?
Дети: На площади находится дворец.
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением Зимнего дворца.
Это Зимний дворец, в котором русские цари и их семьи жили зимой. Зимний дворец – самый большой и самый главный дворец в нашем городе. Послушайте историю появления Зимнего дворца. Давным-давно жила-была в городе Санкт-Петербурге императрица Елизавета (показ фото). Она была очень красива и умна. Любила красивые платья и дорогие украшения. Несколько раз в день она меняла свои платья: голубое на розовое, розовое на светло-зеленое. Жила императрица Екатерина в деревянном дворце. Не нравился ей этот дворец, и решила она себе построить другой – большой, красивый и каменный.
«Позвать мне сюда моего придворного архитектора!» - приказала императрица Елизавета своим слугам.
Ребята, как вы думаете кто такой архитектор?
Совершенно верно (показ фото архитектора Растрелли)
Дети: Это человек, который придумывает, как построить здание или весь город.
Воспитатель: Я построю этот дворец, Ваше Величество» - сказал архитектор Растрелли императрице. Елизавете не терпелось увидеть свой новый дворец, и она торопила архитектора со строительством. И вот, наконец, дворец был готов.
Ваше Величество, посмотрите на дворец, я его украсил колоннами, различным орнаментом, а наверху установил статуи и вазы» - рассказывал архитектор Растрелли о дворце. Елизавете дворец понравился, и она стала жить в нем зимой. Поэтому у него такое название – Зимний дворец. Давайте внимательно рассмотрим Зимний дворец. Какие украшения вы видите на его фасаде?
Дети: Колонны, разные украшения на здании, статуи, можно увидеть кареты на площади.
Воспитатель: Зимний дворец Растрелли строил для царской семьи. А сейчас
там находится музей Эрмитаж. Зимний дворец построен по прямоугольнику. У него 3 этажа, на каждом этаже окна разной формы и высоты. Фасад украшен колоннами. А на крыше стоят статуи (показ на крупном фото). Сейчас Зимний дворец – знаменитый музей. В его прекрасных залах хранятся бесценные сокровища Эрмитажа – музея, о котором знают во всем мире. Как вы думаете, что находится в музее?
Дети: Картины и скульптуры, старинная посуда, одежда, мебель.
Воспитатель: Правильно, а еще можно увидеть старинную посуду и украшения, а также много других произведений искусства. Внутри музея – комнаты, залы, лестницы – всё украшено узорами, зеркалами и золотом. Много скульптур и картин. Полы выложены цветными паркетами в рисунки, потолки расписаны цветными узорами (показ иллюстраций).
Эрмитаж – для всех музей.
Посети его скорей.
Над Невою он стоит
Много редкостей хранит.
Ребята, кто из вас был в Эрмитаже? Расскажите, что вы там видели.
Дети: Рассказы детей по желанию.
Воспитатель: Прошло много лет, все русские императоры и императрицы стали жить в Зимнем дворце. Во дворце не только развлекались и веселились на царских приемах и балах, здесь обсуждали и обдумывали важные для всей России дела. Из стен Зимнего дворца рассылались по всей стране царские указы. Отсюда управляли всей страной.
Но вот одному императору Александру не нравился вид из окна на Дворцовую площадь, там стояли простые деревянные дома. И решено было построить на этом месте красивое и полезное здание – Здание Главного штаба (показ фото). Здесь работают военные. Здание из двух одинаковых половинок, они соединяются аркой. Над аркой в колеснице стоит богиня победы – Ника. Архитектор этого здания – Росси (показ фото). Арка Главного штаба – это памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Многочисленные скульптуры украшают арку. Здесь изображены воинские доспехи, фигуры воинов и летящих гениев славы. Наверху арка украшена скульптурой коней и богиней победы Никой.
Ника – богиня Победы крылатая.
Над аркою Штаба найдешь эту статую.
Есть еще один замечательный памятник на Дворцовой площади.
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением Александровской колонны. А вот Александровский столп знаменитый:
Ангел парит над колонной гранитной.
Колонна из гранита –
Один сплошной гранит.
Не вкопана, не врыта –
Сама собой стоит.
На площади колонна
Стоит уже века-
Красива, многотонна,
Огромна, высока.
Это Александровская колонна. Она была воздвигнута в честь императора Александра I (показ фото) и его победы в войне 1812 года. Колонна так и называется – Александровская. Над колонной возвышается ангел с крестом. Много мастеров и рабочих трудились над этой колонной. И теперь мы можем любоваться этим красивым памятником.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай по силуэту». Я буду вам показывать силуэт, а вы будете называть памятник, который там изображен.
Игра «Закончи название».
Воспитатель начинает название, дети заканчивают:
Дворцовая…площадь.
Александровская …колонна.
Дворцовый …мост.
Арка Главного …штаба.
Вот и подошло к концу наше путешествие на Дворцовую площадь. Давайте вспомним, о чем мы сегодня узнали:
Как звали императрицу, по указу которой было начато строительство каменного Зимнего дворца?
Дети: Елизавета.
Воспитатель: Как звали придворного архитектора, «автора» Зимнего дворца?
Дети: Растрелли.
Воспитатель: Какие украшения можно увидеть на фасаде Зимнего дворца?
Дети: Колонны, статуи, арки.
Воспитатель: Что еще можно увидеть на Дворцовой площади?
Дети: Здание Главного штаба, Александровская колонна.
Воспитатель: В честь кого была установлена Александровская Колонна на Дворцовой площади?
Дети: В честь императора Александра I.
Воспитатель: Что можно увидеть на арке Главного штаба?
Дети: Богиня победы Ника и скульптуры коней.