Светлана Клинова
Конспект НОД по лепке «Чайный сервиз» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
примерный ПЛАН - КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ (ЛЕПКА) НА ТЕМУ: «НАРОДНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ» СТАРШАЯ ГРУППА
Подготовила:
воспитатель Клинова С. Л.
На основе Примерной основной общеобразовательной программы: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
Возрастная группа : старшая
Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием)
Публикация «Конспект НОД по лепке „Чайный сервиз“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чашки
- Чайная посуда. Лепка, пластилин
- Темочки
Тема НОД: «Народно-прикладное творчество. Чайный сервиз»
Ведущие образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественное творчество» (лепка, «Речевое развитие».
Цель: Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, ее природе, культуре, народных промыслах; развивать крупную и мелкую моторику, наблюдательность, самостоятельность, мышление; совершенствовать навыки лепки изделия ленточным способом; формировать художественно-творческие способности; воспитывать любовь чувство гордости за свою страну.
Задачи:
- Закрепить приемы лепки посуды, освоенные в предыдущей группе; передавать движение пальцев при лепке используя приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина.
- Развивать стремление украшать вылепленные изделия узором.
- Продолжать развивать интерес детей к лепке
- Активизировать в речи детей слова по теме «посуда» (из чего сделано) деревянная, стеклянная, пластмассовая, глиняная.
- Воспитывать самостоятельность и приемы аккуратной лепки.
Материал и оборудование: Кукла Федора (героиня, посуда, корзина, пластмассовая чайная посуда. Пластилин, доски для лепки, стеки, влажные губки, салфетки.
Предварительная работа:
Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»
Беседа о посуде
Рассматривание иллюстраций разных видов посуды
Сюжетно-ролевые игры «Кухня», «Кафе»
Лепка из пластилина по теме «Посуда»
Рисование по теме «декоративная посуда»
Методические приё мы:
1. Приветствие. Сюрпризный момент
2. Основная часть
3. Дидактическая игра «Из чего сделано»
4. Физминутка
5. Лепка
6. Заключительная часть
СОДЕРЖАНИЕ НОД
1. Приветствие.
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится
Грусть тоска её боится
Что это? (улыбка)
-Подарим друг другу улыбки и нашим гостям.
2. Основная часть
Стук в дверь. В группу входит бабушка Федора:
- Здравствуйте, ребята. Вот бедная я,совсем одна,
И плачу, и плачу я.
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушёл
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю пойди - поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
- Я пришла к вам из сказки, а вы знаете из какой?
Дети: Федорено горе
- Кто написал эту сказку?
Дети: - К. И. Чуковский
Федора: -Правильно. : Какие вы молодцы
Ребята, я узнала, что в вашем детском саду очень много веселых, умных и добрых ребят, а мне одной одиноко и очень скучно.
А вы хотите со мной поиграть?
Дети: Да
Я пришла к вам не с пустыми руками, а с корзинкой, давайте вместе посмотрим, что в ней лежит.
В корзине (ложки, стаканы, тарелки, дети называют предметы…
Федора: Ребята, а как можно одним словом назвать то, что у нас находится в корзине?
Дети: ПОСУДА
Федора: Правильно, молодцы. Ой, ребята, забыла из чего посуда сделана, помогите мне пожалуйста.
Федора достает предметы посуды из корзины, а дети называют материал из чего изготовлено изделие
3. Дидактическая игра: «Из чего сделано?»
Стакан из стекла - стеклянный
Ложка из дерева – деревянная
Кувшин из глины - глиняный
Чашка из фарфора – фарфоровая
Вилка из металла – металлическая
Поднос из пластмассы – пластмассовый
-Молодцы, ребята!
Воспитатель: - Всю эту посуду изготовил народ. Наш народ очень талантлив. Вспомнте, какие сказки и былины придуманы им. А наши народные песни, прославляющие красоту родной страны! А сколько в нашей стране умельцев, которые делают из обычных материалов замечательные вещи. Народом до сих пор в России существует немало народных промыслов. Давайте вспомним о них.
Вот отгадайте загадки:
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилици и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки,
А ну, назовите меня. (Дымково).
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой? (Хохлома.)
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица-
Это значит (городец).
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные! (жостовские подносы.)
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (Гжель.)
Вывешиваю на доску картины с гжельской росписью.
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами и познакомимся с одним из них. Представьте, что мы перенеслись в далекие старые времена. Представили? А теперь послушайте мой рассказ. Люди уже с древних времен научились лепить посуду из глины. Затем ее сушили в печи и наносили узор. Таких людей называли гончарами, а гончарное искусство- керамикой. В такой посуде хранили разные продукты и даже воду, потому что она была крепкой, легкой и не размокала от воды. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кружки, кувшины с длинным узким горлышком для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов. Позже гончары научились делать красивую тонкую посуду, а художники придумали роспись. Наиболее известна во всем мире посуда из Гжели. Она очень узнаваема. Рассмотрите чайную пару. В чем ее отличие от других видов чайных чашек? Что же еще делают мастера Гжели?
Фарфоровый чайник, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь
Известно всем в народе ее названье - -Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
- Рисунки Гжели – это сюжеты из народной жизни прошлого- катание на санях, масленица, жанровые сценки, сказочные персонажи, растительные орнаменты. Узоры неповторимы, ведь каждую чашку или поднос мастер расписывает вручную в единственном экземпляре.
Федора:
-Ребята, у меня случилось горе. От меня сбежала посуда.
-Ребятушки, а вы не знаете почему же она убежала?
Дети: Не берегла, не мыла её, не жалела…
Федора: Ой, ой, ой, что же я наделала, что натворила?
Не могу я жить без посуды, что же мне теперь сделать?
Дети: купить, сделать, слепить
Федора:
ко мне гости придут, а из чего же я их чаем-то подчевать буду?И мне нужна не простая посуда,а такая. ,чтоб я могла всех удивить,как у мастеров! ВО!
Ребятки, а вы мне поможете, сделаете для меня доброе дело?
Слепите для меня посуду?
А то я никогда не лепила, а вы вон какие рукодельные, мастера.
Воспитатель: Ребята, ну что поможем Федоре?
Дети: Да
Воспитатель: Ну, вот Федорушка присаживайся, мы тебе место замечательное приготовили, пока ребята будут трудиться, ты за нами понаблюдай, отдохни, может чему – нибудь и научишься, а потом и друзей своих научишь. ( сделать акцент какая бывает посуда:чайная и столовая)
Прежде, чем приступить к нашей творческой работе, давайте разомнемся.
4. Физминутка
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Наклонились, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.
Воспитатель: Теперь мы размялись и готовы приступить к работе.
5. Лепка
- Сегодня мы с вами лепить посуду ленточным способом. Но сначала давайте рассмотрим ее внимательно и вспомним приемы лепки. Внутри чашка пустая, полая. Назовите части кружки. (Ручка, дно, корпус) А как лепить донышко? Да, сначала нужно сделать шарик (круговыми движениями рук). Затем его сполоснуть и получится дно (диск). Затем делаем ленту из пластилина. Приложим ее к круглому дну и изготовим корпус чашки. Места соединения ленты, а также станки и донышка необходимо загладить, чтобы они были незаметными. А как лепить ручку для кружки? (ответы детей).
Да, сначала нужно раскатать пластилин, чтобы получилась палочка, затем примазать к чашке верхний конец, согнуть ее и примазать нижний конец, заглаживая пальчиками места соединения. Чтобы наша чашка была красивой, нужно ее украсить. Можно, взяв пластилин синего цвета, украсить чашку налепами.
Воспитатель предлагает рассмотреть блюдце
Ребята, давайте рассмотрим блюдце, какой оно формы? Вы уже умеете делать блюдце, давайте вспомним как?
Дети: Раскатываем шар, сплющиваем, получается диск,сплющиваем края и формируем форму.
(Во время работы звучит русская народная музыка)
-Ребята, не забывайте пользоваться водой,салфетками.
-Держите спину ровно, чтобы у вас была красивая осанка.
Воспитатель: Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах. Назовите мне их.
Дети:
- Умелые руки не знают скуки.
- Терпение и труд все перетрут.
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
Воспитатель: В старину все люди умели работать и отдыхать, а во время работы они пели песни. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла», дети подпевают).
Помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами необходимо тщательно загладить поверхность.
Воспитатель: А сейчас я хочу загадать вам загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Самовар.
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник.
Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка.
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница.
В земле я родился,
В огне закалился.
Горшок.
Если кто из вас выполнит работу, отнесите ее на стол к Федоре, а потом можете заняться приготовлением пирожков и крендельков для гостей.
Когда ребята выполнят работу, могут приступать к украшению чашки и блюдца, а те дети, которые полностью справятся с заданием могут слепить угощения для гостей (крендельков и пирожков)
6. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, какая чашка и блюдце вам понравились больше всего? И объясняем почему? Только свое не называем.
Федора: Молодцы, ребята, а давайте в корзиночку составим все чашечки и блюдца. Спасибо вам большое, вы такие умные, добрые и талантливые ребятки. Вы меня выручили, теперь я смогу угостить чаем своих гостей. И пообещаю вам, ухаживать за посудой, мыть ее, оберегать, чтобы больше никогда она от меня не убегала.