Папки-передвижки

Непосредственная образовательная деятельность (НОД): ребенок и окружающий мир.

Гальцева Ирина
Непосредственная образовательная деятельность (НОД): ребенок и окружающий мир.
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия для детей 5-6 лет

Автор: Гальцева Ирина Анатольевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «МЦ «Родина», г. Бийска, Алтайского края.

Образовательная область : познание

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) : ребенок и окружающий мир.

Тема: «Профессии, которые лечат»

Цель: создание условий для активного и самостоятельного исследования темы.

Задачи:

Публикация «Непосредственная образовательная деятельность (НОД): ребенок и окружающий мир,» размещена в разделах

1. Способствовать включению детей в собственный исследовательский поиск. Формировать умения анализировать, синтезировать, классифицировать информацию, используя возможности всех доступных источников; качества творческой личности ребенка.

2. Развивать критическое мышление, речь ребенка, расширять кругозор.

3. Воспитывать самостоятельность при ответах на вопросы, в высказываниях; уважение к труду людей, связанного со здоровьем, его восстановлением, сохранением.

Материалы:

карточки с символическими изображениями «методов исследования» (с обозначением каждого метода, карточки – картинки связанные с кругом изучаемых проблем (картинка с изображением доктора, медицинских инструментов, лекарств, машины скорой помощи и др., ручки, карандаши, бумага, детская энциклопедия и детский справочник; академические головные уборы; игра «Кому, что нужно для работы».

Методика:

Структурный

элемент Содержание

Деятельности

Организационный момент. Дети подходят к столам, на которых расположены карточки – картинки тем занятия. Прошу детей объединится в пару «исследователей» и определить свою тему, путем выбора карточки с картинкой. (Темы крепятся на доске).

Педагог:

Дети, сегодня мы с вами будим проводить самостоятельные исследования, также как это делают настоящие взрослые ученые. Мы должны собрать как можно больше новых сведений о профессии, которая лечит, т. е. о враче, подготовить сообщение – доклад, выступить на ученом совете. Для того чтобы выполнить эту работу, надо провести исследование, собрать доступную информацию и обработать её.

Интеллектуальная разминка.

Педагог:

- Как это можно сделать?

Дети затрудняются ответить, подсказываю. Существует много способов добычи информации, например, посмотреть телевизор или обратится за помощью к компьютеру.

Дети (ответы детей) :

- Можно прочитать в книге, в энциклопедии.

- Можно понаблюдать за врачами в больнице.

- Спросить у взрослых, например, у мамы или папы, у учительницы про эту профессию.

Педагог:

Да, правильно! Обращаюсь к коллективной беседе с детьми.

- Что мы должны сделать в начале? Как вы думаете, с чего начинает исследование настоящий ученый? Подсказываю. (На первое место выкладываю карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно»). А что нам следует сделать после этого? (После ответов детей в соответствующем порядке выкладываю карточки с символами).

Дети предлагают:

Алена:

- Посмотреть книгу, энциклопедию, я могу прочитать;

Святослав:

- Спросить у других людей;

Кирилл:

- Посмотреть по телевизору передачи про докторов.

Педагог:

- Вот мы и выстроили с вами план исследования. Начинаем действовать по намеченному плану.

(Но прежде чем, приступить к исследованию обговариваем с детьми способы фиксации полученных сведений – пиктографическое письмо.)

Самостоятельная деятельность детей.

Первый из выделенных методов «подумай самостоятельно». Подумав и понаблюдав ранее, приходим к выводу:

Даша и Кирилл П.

Профессия, которая связана со здоровьем, которая сохраняет здоровье, лечит - это профессия врач. На листочке мы нарисовали дом с красным крестом и рядом человека. Так мы обозначили то, что врач работает в больнице. (Прикрепляют пиктографическое письмо к своей теме на доске).

Кирилл К. и Артем. А мы нарисовали халат и шапочку, которую носят врачи, а ещё машину - скорую помощь. (Прикрепляют пиктографическое письмо к своей теме на доске).

Педагог: Да, правильно, у врачей специальная одежда – колпак и белый халат или костюм.

Святослав и Матвей. А мы нарисовали врача и рядом человека, потому что врач лечит больного. А таблетки и бутылочку с лекарствами нарисовали, потому что врач выписывает рецепты. (Прикрепляют пиктографическое письмо к своей теме на доске).

Педагог:

Молодцы! Я согласна с вами!

Егор и Илья. Врачи разные: взрослых лечат и детей. Мы нарисовали врача, а рядом маленького и большого человека. Бывают врачи, которые делают операции, травму лечат, зубы…. Поэтому мы нарисовали еще аптечку, предмет, которым слушают больного, изобразили зуб, маленький ножечек.

Педагог:

Да, вы правы ребята! Бывают врачи детские и взрослые. Бывают врачи разных специальностей – это хирурги, педиатры, стоматологи, травматологи и др. Они работают специальными медицинскими инструментами. Хирург – скальпелем делает операции, педиатр – фонендоскопом слушает пациента, с помощью шпателя-зеркала у больного смотрят горло, зубы и т. д.

Напоминаю детям о других методах исследования.

Дети обращаются к книге. Вместе читаем нужный текст вслух, рассматриваем иллюстрации. Помогаю зафиксировать новые идеи. Изображаем цветущее растение – знахари лечили травами, и таблетки – врачи лечат лекарствами (медикаментами).

Дети обращаются за помощью к педагогу.

Добавляю детям информацию. Все будущие врачи обучаются в специальных медицинских академиях, институтах и др. Помогаю детям зафиксировать результат. Рисуем высокое многоэтажное здание, так мы обозначим учебное заведение, в котором подготавливают к работе врачей.

Предлагаю детям провести эксперимент.

А может ли вылечить больного Алена? Предлагаю Алене медицинские инструменты и прошу обследовать больного (Педагог, поставить диагноз, назначить лечение по-настоящему. Алена сомневается.

Объясняю детям для того, чтобы лечить, как настоящий врач, необходимо иметь специальное медицинское образование.

Анализируем собранные сведения и обобщаем материал. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?

Физкультурная минутка. Физкультурная минутка не проводилась, т. к. во время сбора информации каждый ребенок свободно перемещался по кабинету.

Объяснение нового материала

Предлагаю всем детям пройти за столы и присесть на стулья.

Педагог.

Ребята, кто готов сделать сообщение на ученом совете?

Даша и Кирилл П.

На исследователей надеваю академические головные уборы, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной.

Дети - исследователи по очереди, дополняя друг друга, опираясь на пиктографические письма, делают доклад.

Врач – профессия, которая связана со здоровьем человека, его восстановлением и сохранением. Врачи работают в больницах, лечат больных, выписывают рецепты. Чтобы отличаться от других людей, врачи носят специальную одежду – белый халат и колпак. Врачи бывают разных специальностей. Врач – стоматолог лечит зубы. Детский врач - лечит общие заболевания. Врач – хирург оперирует больных и т. д. В работе они используют специальные медицинские инструменты. Первую помощь оказывают врачи скорой помощи, выписывают направления в больницу. Для того чтобы стать врачом необходимо учиться. Каждый стать врачом не может.

Вопрос исследователя - Алены: Кто лечил людей раньше, когда не было врачей? Помогаю ответить на вопрос.

Дополнение педагога.

Раньше врачей не было, были лекари – шаманы, жрецы. И только спустя много лет появился первый врач – Гиппократ, который лечил травами, массажами, гимнастиками. Он посвятил свою жизнь служению людям и сохранению их здоровья. Открыл первую медицинскую школу.

Игра на закрепление Предлагаю детям поиграть в игру-лото «Кому, что нужно для работы» и объясняю правила. Пара «исследователей» выбирает карточку с изображением врача - специалиста, необходимо каждому врачу - специалисту подобрать нужные инструменты. Ведущий показывает карточки с изображением медицинских инструментов, а игроки выбирают нужную.

Подведение итогов занятия. Педагог обращается к детям :

- Трудно ли быть учеными и проводить настоящие исследования?

Ответы детей.

Педагог.

- Не напрасно ли мы провели с вами исследование? Узнали ли мы что-то интересное? Что нового можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?

Ответы детей.

Оценка деятельности детей. Дети, вы сегодня провели собственный исследовательский поиск, справились с серьезными испытаниями, смогли проанализировать собранные сведения и обобщить материал.

- Алена, твои вопросы были очень интересными!

- Даша и Кирилл, вам приятно оттого, что вы смогли сделать?

- Святослав и Матвей, у вас получились очень содержательные пиктографические письма.

- Кирилл К. еще немного времени и у тебя все получится.

Анализ занятия.

Цель и задачи данного занятия соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню подготовленности детей.

Предлагаемая мною методика способствует включению ребенка в собственный исследовательский поиск. Она рассчитана на полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы (выбора детьми карточки - картинки, связанной с кругом изучаемых проблем) до представления и защиты полученных результатов (выступление детей – исследователей на ученом совете с докладом – сообщением). Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации. Для этого использованы различные методы исследования, доступные и известные детям: наблюдение, эксперимент и др. В процессе исследования подводила детей к нужной идее – делала так, чтобы дети сами высказывали то, что требуется в данной ситуации. Таким образом, выстраивали план дальнейшего действия и договаривались о способах фиксации получаемых сведений (пиктографическое письмо). Быстрое изобретение символов и значков детьми способствовало развитию ассоциативного мышления и творческих способностей. Во время сбора материала пары исследователей работали над своими темами, перемещались по кабинету так, как им хотелось, что внесло элемент необычности в процесс работы. Сопровождая детское исследование, старалась не давать прямых инструкций, не делать за них то, с чем они справлялись сами. Анализируя собранные сведения и обобщая материал, смотрели и рассуждали: что интересного мы узнали? Что нового можем рассказать другим по результатам проведенного исследования? Для того, чтобы усилить значимость выступления на ученом совете и сделать игровую ситуацию более концентрированной на исследователей надевала академические головные уборы. Доклады – сообщения «маленьких ученых» рассматриваю как вариант взаимного обучения детей, так как они сами структурировали информацию, выделяли на их взгляд главное, не просто рассказывали, а обучали этим сведениям других. Несмотря на то, что материал очень прост, у детей формируются качества творческой личности. Активность детей в процессе обсуждения доклада, задаваемые вопросы способствовали развитию критического мышления.

С целью закрепления пройденного материала я использовала игру-лото «Кому, что нужно для работы».

На протяжении всего занятия дети были заинтересованы и активны, т. к. деятельность была разнообразной. Взаимоотношения между детьми были дружелюбными, они умели найти правильное решение, согласовывали действия, работая в паре. Игровая ситуация способствовала поддержанию у детей интереса на протяжении всего занятия.

В конце занятия была проведена рефлексия. Это дало возможность узнать

трудно ли быть учеными и проводить настоящее исследование.

Публикации по теме:

Моя видео презентация! Воспитатель года 2012! Видео презентация была создана для принятия участия в конкурсе "Воспитатель года 2012". В ней я отразила наиболее интересные и увлекательные.

Образец календарного планирования воспитательно-образовательной деятельности с учетом ФГТ. Данный образец календарного планирования составлен с учётом федеральных государственных требований. Форма плана отражает содержание образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность (НОД): ребенок и окружающий мир.
Опубликовано: 25 декабря 2012 в 17:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственная образовательная деятельность (НОД): ребенок и окружающий мир.» (включая файлы) размещена пользователем Гальцева Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД