Полякова Наталья
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего возраста «Азбука атомной энергетики»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего возраста «Азбука атомной энергетики»
Авторы: Полякова Наталья Евгеньевна, старший воспитатель,
Федяева Юлия Анатольевна, воспитатель
Цель: формировать у старших дошкольников элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире, привлечь детей к изучению и осмыслению информации о получении и мирном использовании атомной энергии.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Энергосбережение. Бережем электроэнергию
- Энергосбережение. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Образовательные :
1. Дать представление о различных способах получения электрической энергии.
2. Дать представление об атоме и его строении
3. Вводить в речь выражения теплоэлектростанция, солнечная электростанция, ветровая электростанция, атомная электростанция
4. Закреплять знание электрических приборов.
Развивающие:
1. Развивать устойчивое внимание
2. Развивать познавательный интерес
3. Развивать связную речь детей
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к научной исследовательской деятельности
2. Воспитывать у детей организованность, активность в процессе совместной двигательной деятельности.
3. Воспитывать навык диалогической речи и умение выслушивать собеседника.
Методические приемы: ситуационные задачи, беседа, использование наглядности, обращение к жизненному опыту детей, обращение к опыту приглашенных гостей – работников Новосибирского завода химических концентратов по изготовлению топлива для атомных электростанций.
Оборудование: компьютер или ноутбук, музыкальный центр, мультимедийная доска с проектором, компьютерная презентация в PowerPoint, пластилин, мультфильм «Здравствуй атом».
Предварительная работа: знакомство с понятием и строением молекулы, создание макета молекулы воды.
Аннотация образовательной деятельности :
Воспитатель приводит детей в темный (свет выключен, окна занавешены темными шторами) зал. Обращает внимание детей на то, что в зале темно, что в темноте трудно передвигаться, и спрашивает, почему так темно. Дети выдвигают свои гипотезы. Воспитатель включает свет. Беседует с детьми о том, откуда берется свет, зачем нам электричество, вспоминают про электрические приборы.
Затем, воспитатель спрашивает детей о том, как можно получить электрическую энергию. Дети высказывают свои предположения. Далее воспитатель, используя мультимедийную презентацию, рассказывает о разных электростанциях, при этом обращает внимание детей на то, что ТЭЦ загрязняют окружающую среду. Знакомит с понятиями «атом», «ядро» и «молекула». Дети лепят из пластилина коллективную модель атома. Далее воспитатель рассказывает о том, как получается энергия из атома. Дети играют в подвижную игру «Волшебные превращения».
Затем дети смотрят образовательный фильм «Атомная энергия», в котором узнают, как получают атомную энергию. Далее воспитатель рассказывает о том, что в нашем городе есть завод по производству топливных таблеток для атомных электростанций, знакомит детей с гостями.
После воспитатель проводит аналогию между урановой таблеткой атомного топлива и таблеткой сухого горючего, и проводит опыт с таблеткой сухого горючего – кипятит на ней чайник с водой. Затем дети и гости пьют чай, и воспитатель подводит итог образовательной деятельности.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент:
Дети с воспитателем заходят цепочкой в темный зал.
Воспитатель: дети, мы с вами идем в зал, чтобы узнать и увидеть что-то очень интересное. Но в зале почему-то очень темно и идти очень неудобно. Обратите внимание, как нам трудно передвигаться: я плохо вижу дорогу, приходится идти наощупь.
Дети: да, идти трудно, ничего не видно.
Воспитатель: интересно, а почему так темно?
Дети: нет света, шторы задернуты…
Воспитатель: да, давайте включим свет. Как хорошо сразу стало. Мы стали все видеть, и какой красивый зал видим и гостей видим и друг друга. Свет нужен всем, везде, где есть свет, есть жизнь, без света и растения не могут расти.
Основная часть
Воспитатель: свет бывает разный: солнечный, лунный. А еще свет бывает электрический. Электрический свет мы видим в лампочках, светильниках, люстрах…. Как вы думаете, откуда свет появляется в лампочке? (идет по проводам).
- А как вы думаете, для чего нужно электричество? ( электрические приборы: утюг, стиральные машины, чайники …как бы нам жилось без этих приборов).
Воспитатель: чтобы загорелась лампочка, и заработали электрические приборы, нужна большая энергия. Мы с вами про некоторых людей говорим: «Этот человек очень энергичный» - значит он очень подвижный.
- Где взять энергию человеку? (поесть)
- Если человек не будет есть, что будет? (может погибнуть)
- Мы с вами сегодня позавтракали, получили энергию, и теперь мы можем её потратить, а куда? Можно попрыгать, погулять, побегать и т. д. Давайте сейчас подвигаемся, помаршируем, а теперь подвигаем руками как мельница.
Воспитатель: мы знаем, как получает энергию человек, а как получить электрическую энергию? (возможные ответы детей)
Воспитатель: человек может получать электрическую энергию от разных источников, например, от солнца (показ слайда солнечных батарей с объяснением). Это солнечные электростанции. Можно получить энергию из ветра (показ слайда, это ВЭС – ветровые электростанции. Человек научился использовать энергию огня (показ ТЭЦ, на ТЭЦ сжигают уголь и получают много энергии. Можно использовать энергию и силу воды (показ следующего слайда). Такие электростанции называются гидроэлектростанции – ГЭС.
В мире много разных электростанций. А представьте, что рядом нет реки? Нет ветра? А если на небе тучи и нет солнца? А если нет угля и дерева? Вот когда всего этого нет, люди используют АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ (слайд).
- Что такое атомная станция? Это станция, которая работает на атомном топливе. Как вы думаете из чего сделано атомное топливо? (возможные ответы детей)
- Есть такая урановая руда, которую добывают в земле, как уголь. А уран, как и все вещества, состоит из АТОМОВ. А что же такое АТОМ (слайд?
- Атом – это очень маленькая частичка. Его невозможно увидеть глазами, только через специальный прибор – микроскоп. У атома есть ЯДРО, как у персика есть внутри косточка, так и у атома есть ядро. В ядре атома огромная энергия. Давайте посмотрим, как выглядит атом? (слайд)
- Атом – это ядро и электроны, которые движутся вокруг ядра, как планеты вокруг солнца. Давайте сделаем с вами модель атома (дети делают коллективную работу).
Воспитатель: Этот кусок пластилина у меня в руках будет ядром. Возьмите в руки по кусочку пластилина и скатайте шарики – это будут электроны. Только обратите внимание, что электроны меньше, чем ядро (дети катают шарики). Теперь возьмите палочки и прикрепите на них свои электроны. Ваши электроны прикрепились к моему ядру, вот и получилась модель атома.
- А как же из этого атома получить энергию?
- Когда электроны отрываются от своего ядра и ударяются об электроны другого ядра, образуется большая энергия (слайды).
- Давайте представим себе, что наши ладошки - это электроны, похлопайте в ладоши, и вы почувствуете тепло (это и есть энергия).
- А теперь я вам предлагаю снова посмотреть на наш волшебный экран (дети смотрят фильм).
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас посмотрели фильм про АЭС. Давайте попробуем ответить, для чего нам нужны АЭС? (для тепла, электричества)
- А какое топливо нужно для АЭС? (атомное, «таблетки»)
- Берут урановую руду, дробят её в порошок, а из порошка делают таблетки для атомных станций. Это и есть атомное топливо.
- Ребята, а теперь я расскажу, где делают эти «таблетки». В нашем городе, в нашем районе, есть один замечательный завод. Называется он НЗХК (Новосибирский завод химических концентратов). На этом заводе, может быть, даже работают ваши родственники и знакомые ваших родителей. Здесь и делают эти топливные таблетки для АЭС (рассматривают слайды о заводе).
Итог образовательной деятельности
Воспитатель: посмотрите, к нам сегодня пришли гости, некоторые работают на заводе НЗХК. А гостей принято поить чаем. У меня есть маленькая таблетка, она, конечно, не такая мощная, как делают на заводе НЗХК, та таблетка может согреть много домов, а наша таблетка очень похожа по внешнему виду на атомную, но не такая мощная и она может согреть воду в чайнике. Это сухое горючее.
(Воспитатель поджигает таблетку сухого горючего, подвешивает над огнем чайник с заранее подогретой водой, через минуту воспитатель гасит огонь, затем разливает детям и гостям чай, подводит итог занятия).