Ермилова Екатерина Михайловна
Необходимость взаимодействия ДОО и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Представляю вашему вниманию доклад на тему: «Необходимость взаимодействия ДОО и семьи».
Слайд 2. Актуальность темы моего доклада определяется прежде всего современными нормативами, регулирующими дошкольное образование, согласно которым родители (законные представители) являются основными заказчиками образовательных услуг и полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Публикация «Необходимость взаимодействия ДОО и семьи» размещена в разделах
В сложившихся условиях ФГОС ДО определяет необходимость развития личности ребенка в соответствии с приоритетами национальной политики, учитывающими запросы семьи. Основные принципы дошкольного образования в п. 1.4.5 включают «сотрудничество Организации с семьей». А в п. 1.6.9 к задачам ДОО относится «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Слайд 3. Взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия.
Слайд 4. Главной целью взаимодействия с родителями на уровне детского сада является создание общей, слаженно функционирующей системы «семья – ДОУ». При этом, каждый отдельный акт взаимодействия с родителями дошкольников (в виде открытого занятия, собрания и т. д.) организовывается непосредственно педагогическим работником с учетом образовательного плана и потребностей родителей.
Слайд 5. К числу основных задач взаимодействия ДОУ с родительской общественностью относятся следующие:
1) Развитие педагогических навыков у родителей.
2) Обеспечение постоянного квалифицированного психологического сопровождения процесса обучения и оказание психолого-педагогической поддержки семье конкретного воспитанника (в случае необходимости).
3) Формирование комфортных условий для успешного и динамичного развития детей.
4) Предоставление родителям информации из области здоровья, социализации, обучения, конкретного развития и охраны детей.
5) Вовлечение старших членов семьи в деятельность группы и ДОУ в целом с помощью разных форм взаимодействия.
Слайд 6. Частные задачи работы воспитателей с родителями в детском саду:
1) Грамотная совместная поддержка ребенка в период адаптации к ДОУ.
2) Постепенное вовлечение воспитанника в образовательный процесс с помощью игр.
3) Успешная социализация дошкольника при помощи семьи и специалистов ДОУ.
Слайд 7. Алгоритм взаимодействия ДОО и семьи был предложен И. А. Маркарян:
1) Поиск контактов при первой встрече.
2) Обсуждение того, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, чтобы подчеркнуть его индивидуальность, неповторимость.
3) Установление общих требований к воспитанию ребенка.
4) Упрочение сотрудничества в достижении общей образовательной цели.
5) Реализация индивидуального подхода к воспитанию ребенка.
6) Совершенствование педагогического сотрудничества.
Слайд 8. Взаимодействие ДОО и семьи осуществляется в разнообразных формах. Причем, традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов неинтересны ни современным родителям, ни педагогам. Реагируя на ФГОС ДО, современное дошкольное образование предлагает применять нетрадиционные формы взаимодействия семьи и детского сада, так как они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Слайд 9. Е. В. Мигунова выделила следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи :
1) Информационно-аналитические.
2) Практические.
3) Контрольно-оценочные.
Слайд 10. В современной системе дошкольного образования имеет место как поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе, так и конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей.
Слайд 11. От участия родителей в работе дошкольной организации выигрывают все:
1) Дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным.
2) Родители благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогическим коллективом.
3) Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
Слайд 12. Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется в двух аспектах:
1) Информативное просвещение: знакомство с возрастными особенностями детей; видами оздоровительных мероприятий в семье; с методами воспитательно-образовательного процесса в семье.
2) Обучающее просвещение по овладению родителями практическими умениями и навыками: руководить детской деятельностью; развивать речь детей; укрепление физического и психического состояния детей; развитие любознательности детей; формирование творческого воображения, предпосылок учебной деятельности у детей; приобщение к общечеловеческим ценностям; обеспечения психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Слайд 13. Как подчеркнул С. Г. Шабас, разнообразить жизнь в дошкольной образовательной организации, внести свой вклад в культурное развитие малышей способны не только родители, а также бабушки и дедушки, тети и дяди - носители уникального культурного опыта. Они являются свидетелями многих исторических событий: войн, созидательного труда, социально значимых научных открытий. Поэтому необходимо использовать, в работе с семьей, культурно-историческое наследие семьи, ее мощные духовные ресурсы.
Слайд 14. Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи в едином образовательном пространстве - важнейшее направление работы в деятельности дошкольной образовательной организации в целом.
Ни в коем случае эти два воспитательно-образовательных ресурса не должны действовать обособленно, их взаимодействие обязательно.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598 2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ от 17 октября 2013 года № 1155 // Российская газета - Федеральный выпуск № 6241, 25 ноября 2013 г.
3. Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Вестник евразийской науки. 2020. № 6 (25). С. 19-24.
4. Мигунова Е. В. Организация продуктивного взаимодействия детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Вестник НовГУ. 2017. № 4 (102). С. 74-78.
5. Шабас С. Г. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования // СДО. 2017. №8 (80). С. 48-55.