Вероника Анфимова
Некоторые способы освоения ритма с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области-
детский сад комбинированного вида «Белочка»
Практико-ориентированная
Методическая разработка
на тему: «Музыкально-ритмическая деятельность»
Мастер-класс
«НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ РИТМА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Публикация «Некоторые способы освоения ритма с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольных учреждений
Новосибирского района
к семинару в МКДОУ-д/с «Елочка» 18.11.2015г
Подготовила:
муз. руководитель
МКДОУ – детский сад «Белочка»
Анфимова Вероника Юрьевна
с. Боровое
2015г.
Содержание:
1. Разучивание входа на Новогодний праздник приемом хоровода «Улитка».
2. Дидактические игры малой подвижности «Выложи ритм».
3. Ритмическая игра «Дядя Степа»
4. Приложение. Тексты к игре «Выложи ритм»
1. Разучивание входа на Новогодний праздник
приемом хоровода «Улитка».
Для детей старшей и подготовительной групп.
Цель: Способствовать возникновению положительных эмоций, создавать праздничную атмосферу, предоставить возможность показать зрителям праздничные карнавальные костюмы детей средствами музыкально-ритмического движения.
Задачи:
Обучающая: Закреплять умение ходьбы хороводным шагом.
Развивающая: Способствовать развитию музыкальности, координации движений, глазомера, ориентации в пространстве.
Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
1. Повторение ходьбы змейкой по залу приемом «челнок».
Дидактические игры «Ниточка-иголочка», «Хвостик» змейкой, взявшись за руки.
Принципы отбора репертуара:
Соответствие характера музыки для бодрого шага,
соответствие текста и детскому возрасту, занимательность,
удобный диапазон для пения.
Репертуар: Музыка мр3 «Новый год, елка, шарики, хлопушки»
Этапы работы:
• Разучивание движения с воспитателем.
• Показ Ходьба змейкой, взявшись за руки за муз. руководителем, в последующем -за воспитателем-ведущим, муз. рук. - замыкающий.
• Повторение 2-3 занятия (в практике закрепления- заходить таким образом на зарядку и в музыкальный зал)
• Выбор активного, продвинутого ребенка на роль ведущего; воспитатель и муз. руководитель корректируют движение детей напоминаниями: «улыбка», «осанка», «носики вверх».
Конспект разучивания
Дети в карнавальных костюмах перед входом в музыкальный зал по указанию воспитателя берутся за руки, по напоминанию воспитателя готовят ногу на носочек, чуть приподнимая пяточку, (правую-для танца, левую-для марша). Слушают вступление, передают настроение музыки улыбкой, с началом запева начинают движение –вход в зал, обходят круг вокруг елки, затем перед елкой змейкой идут по кругу за ведущим, не отпуская рук. Ведущий постепенно сужает круг, пока не окажется в центре, затем останавливается и поднимает руки, все дети повторяют подъем рук. Ведущий выбирает «воротики» между двух детей, нагибается,проходит под руками, и выводит детей за собой из середины спирали, допустим, слева по диагонали, либо по расположению зала, где это будет нужно.
Далее можно снова делать круг, вокруг хоровода и остановится уже просто в большом круге перед елкой, либо еще раз пройти по залу перед зрителями «челноком» вправо и влево, тем самым дать возможность продемонстрировать зрителям новогодние костюмы. Движение заканчивается остановкой в большом круге так, чтобы ведущий оказался в центре перед елкой. Замыкающий и направляющий ребенок оказываются справа и слева от ведущего. С окончанием музыки можно начинать декламировать праздничные стихи –они заранее выучены направляющим и замыкающим!
2. Дидактические игры малой подвижности «Выложи ритм»
Цель: Способствовать развитию чувства ритма с помощью дидактических игр.
Задачи: Привлечь слуховое внимание детей к точности выполнения ритма средствами действий с предметами.
Обучающая: Познакомить с новым способом ритмической игры малой подвижности для самостоятельной нерегламентируемой детской деятельности во второй половине дня.
Развивающая: способствовать развитию музыкального мышления, слухового внимания, упражнять детей в ритме четверти-восьмые.
Воспитательная: Прививать детям интерес к музыкально-творческой деятельности.
Методический приемы:
• наглядно-слуховой
• наглядно-зрительный,
• словесный,
• упражнение, варьирование
Предварительная работа:
• Изготовление реквизита.
• Разучивание музыкальных ритмов с детьми в процессе НОД (непосредственной организованной деятельности)
• Реквизит:
• 2 столика, полочка для реквизита;
• Привлекательный «Волшебный мешочек», в нем коробочка. В коробочке- квадратики и полоски из бумаги, записка, маленькая игрушка Смурфик (игра «Подарок от Фиксиков»);
• «Снежки» двух цветов (Игра «Как на тоненький ледок»);
• крупные и мелкие, разного размера бумажные снежинки, ёлочки, новогодние шарики, кружочки или листики, цветочки, - в зависимости от времени года (Игры «Елочка», «Весна и лето»);
• кубики и брусочки в сумочке в форме божьей коровки (Игра «Божья коровка»);
• природный материал-шишки, камушки, палочки, ткань для фона (игра «Белочкины запасы»;
• ленточки, короткие и длинные (игра «Тучки дождики везут», «Хрюшка», ленточки на палочках (Игра «Вытяни звук»)
• Бумага по количеству участников и карандаши (игра «Дождик»)
• Дидактическое пособие «Пуговицы - нотки»
Принцип отбора репертуара:
1. Занимательность.
2. Доступность -небольшой объём музыкального материала, чередование четвертей и восьмых длительностей.
Репертуар:
1. «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок» (фрагмент) Р. н. п,
2. «Елочка» М. Красев,
3. «Весна и лето» М. Крафт-Котляревская,
4. «Хрюшка» С. Железнов,
5. «Бабка-Ёжка», «Андрей-воробей» -детские дразнилки
6. «Дождик», «Божья коровка», «Гори ясно» - русские народные заклички.
Алгоритм действий в ходе разучивания
1. Показ ритма педагогом- прохлопывание с подтекстовкой («ди-ли дон», «та - та -там», либо со словами попевки)
2. выложить ритм из предметов разной длины, (разной величины, разного цвета) сопровождая словесным пояснение
3. Выполнение упражнения ребенком с подсказкой педагога (2-3 раза,
4. Выполнение упражнения ребенком без подсказки
5. Варьирование способов на знакомом музыкальном материале
3. Дидактическая игра «Дядя Степа» (в основе - модель Г. Франио) для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Способствовать развитию чувства ритма с помощью дидактических игр.
Задачи:
Обучающая: Различать в музыке четверти и восьмые средствами дидактической игры.
Развивающая: Способствовать развитию чувства ритма.
Воспитывающая: Воспитывать координацию движений в соответствии со сменой длительностей.
Ход игры
Выбираются двое детей-более высокого и маленького роста.
Первый-дядя Степа, а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за дядей Степой на расстоянии двух шагов. Остальные дети, сидя на стульях, говорят:
«Дядя Степа длинноногий
по дороге зашагал.
Под этот текст «дядя Степа» идет с правой ноги широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя правую ногу.
На слова детей:
Мальчк с пальчик вслед за дядей
по дорожке побежал-
«Мальчик с пальчик» бежит с правой ноги небольшими шагами и на последний слог останавливается позади «дяди Степы», не приставляя правую ногу.
Дети: Дядя Степа оглянулся,
Но ни слова не сказал
Дядя Степа идет с правой ноги и на ходу оглядывается.
Дети: Мальчик с пальчик улыбнулся,
Дядю Степу он догнал.
Тот бежит с левой ноги и останавливается рядом с «Дядей Степой».
Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе оно может быть исполнено двумя-тремя парами одновременно. Расстояние между парами должно быть не менее четырех метров. Так как детям нравится это упражнение и они все хотят участвовать в нем, то иногда оно дается всей группе, которая декламирует стихи, и исполняет обе роли.
Литература:
1 А. Наумова «Жаворонушки»
2 С. И К. Железновы «Азбука -потешка». Русские потешки и считалки с нотами-картинками. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. - М. :» Издательство ГНОМ и Д»,2001-72с.
3 М. Крафт-Котляревская Сольфеджио. Подготовительный класс.
4 Н. Перунова «Музыкальная азбука» 1990г для детей дошкольного возраста - Л. : «С. К».
5 Г. С. Франио «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей» учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общая редакция Г. Я. Нугер; М., «С. К.»1989
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры текстов для ритмической игры «Выложи ритм».
Содержание:
1 «Елочка» М. Красев
2 «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок» (фрагмент) Р. н. п,
3 «Божья коровка»
4 «Весна и лето» М. Крафт-Котляревская
5 «Хрюшка» С. Железнов,
6 «Дождик»
7 «Гори ясно» - русские народные заклички
8 «Бабка-Ёжка»
9 «Андрей-воробей» -детские дразнилки
«Как на тоненький ледок»
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Эх, зимушка-зима!
Зима снежная была!
«Ёлочка» (фрагмент)
Маленькой елочке
Холодно зимой.
«Весна и лето»
Весна, весна!
В легком платьице она!
Лето, лето!
В трусики одето!
«Хрюшка» С. Железнов
Хрюшка ходит по двору
Ищет травку лебеду.
Она травочку берет
Поросяточкам несет.
«Дождик» Русская народная закличка
1. Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи!
2. Дождик, дождик, кап да кап.
Ты не капай долго так
Дождик, дождик льется
В руки не дается.
«Божья коровка»
Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба!
Там твои детки
Кушают конфетки!
«Гори ясно»
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо-птички летят,
колокольчики звенят!
«Бабка – ёжка»
Бабка-ёжка
Костяная ножка
С печки упала
Ножку сломала.
«Андрей-воробей»
Андрей-воробей
Не гоняй голубей
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок
Не тупи носок
Пригодится носок
Клевать колосок.