Папки-передвижки

Некоторые советы родителям будущих первоклассников по обучению чтению ребенка 5–6 лет

Наталья Савельева
Некоторые советы родителям будущих первоклассников по обучению чтению ребенка 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Ваш малыш подрос. С волнением думаете о новой ступени в его жизни. Начинаете готовить ребенка к школе, в том числе учить его читать. И у Вас для этого веские причины: время обучения чтению и письму в 1-ом классе в последние годы сократилось практически в 2 раза. Если мы возьмем букварь 80 - х, 90 - х годов, то увидим, что информационная насыщенность, темп, который задает ребенку современная школа вырос неимоверно. Бесспорно, если ребенок придет в первый класс, умея осмысленно читать слова и предложения, это на первых порах значительно облегчит обучение. Но как не добиться обратного эффекта? Не отбить у ребенка навсегда охоту к чтению? Как не сделать так, чтоб учителю пришлось переучивать (что значительно сложнее, чем просто учить?

Публикация «Некоторые советы родителям будущих первоклассников по обучению чтению ребенка 5–6 лет» размещена в разделах

Чтение - это воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного (графического) изображения.

Существует 3 ступени формирования навыка чтения:

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями;

2. Этап чтения по слогам;

3. Чтение целыми словами

Исследования наших и зарубежных психолингвистов, методистов, педагогов показали, что для успешного овладения навыком чтения необходимо сформировать психические предпосылки и достичь определенного уровня речевого развития. Первостепенными (для формирования навыка чтения) в психическом развитии являются зрительно-пространственная ориентировка и организация внимания. Важна также и хорошая память.

А работу по формированию данных психических процессов и навыков желательно начинать уже в 4 - 5 лет.

Конечно, если ребенок посещает детский сад, то определенная работа по вышеуказанным направлениям с ним ведется. Но в современном дошкольном образовании наметилась тенденция сокращения воспитателей, дефектологов и логопедов.

А если малыш не садовский?

Я позволю себе дать вам несколько советов, порекомендовать определенные виды упражнений и литературу, чтобы будущий первоклассник учился читать с интересом и удовольствием.

Классик русской педагогики К. Д. Ушинский писал:

“Если вы начинаете учить ребенка раньше, чем он созрел для ученья, или учить его какому-нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть лишь только одно время. ”

Исходя из этого нужно учитывать психические особенности возраста ребенка. Это позволит создать благоприятные условия для его обучения. А так как у детей 5 - 6 лет основным видом деятельности является игра, то и все обучение должно проходить в игровой форме.

В своей статье я остановлюсь на предпосылках к овладению звуко-буквенными обозначениями и формировании чтения по слогам, так как именно этим занимаются родители обучая ребенка 5-6 лет читать.

При овладении звуко-буквенными обозначениями важную роль играет развитие зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее он научится соотносить букву со звуком. Базой же для зрительного запоминания являются сформированные навыки зрительно-пространственной ориентировки. Ребенок четырех лет должен ориентироваться в схеме своего тела (находить, например, правую руку, левый глаз, показывать, что выше живот или грудь). Далее формируется ориентировка ребенка в окружающем пространстве. Она также формируется последовательно. Первоначальное положение предметов (слева или справа) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т. е. ближе к правой или левой руке. В современной литературе представлено очень много материала с различными занимательными заданиями по формированию ориентирования в пространстве. Приведу несколько книг.

“Развиваем речь и пространственное мышление” авторов С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, И. Г. Топорковой, С. В. Щербининой. “Левое и правое” М. А. Семеновой.

Ранее издавался альбом-раскраска Руссковой Т. А. с заданиями и упражнениями для детей 4 - 6 лет “Учимся пространственной ориентации”

Задания данных книг очень разнообразны и помогут в формировании многих понятий: большой - маленький, правый - левый (Слайд 2, вверху - внизу, ближе - дальше, понимание и использование предлогов, различение правой и левой сторон предметов, находящихся непосредственно перед ребенком. Слайд 3,4 Замечательным пособием является хорошо иллюстрированный альбом О. Б. Иншаковой “Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. ” Рисунки к заданиям по формированию зрительного восприятия, зрительного слежения и зрительно-моторных координаций яркие, интересные. Много заданий на узнавание контурных и наложенных изображений предметов. Слайд 5. Причем, в книге автор предлагает задания и на формирование квазипространственных представлений: “Покажи все, что на самом деле длиннее карандаша. ” Слайд 6

Хочется отметить, что материал в книге подобран таким образом, что его можно использовать для занятий не только с праворукими, но и с леворукими детьми, для которых образцы выполнения графических заданий специально располагаются с правой стороны. Я назвала только малую часть из представленной литературы.

Вторым базовым условием для формирования навыка чтения является тренировка памяти и внимания. Предлагаются альбомы с упражнениями на формирование зрительного слежения, выявление закономерностей, нахождение нелепиц, различий на рисунках, геометрических фигур, недостающих деталей и пр.

Один из альбомов так и называется “Тренируем память и внимание. Упражнения для подготовки к школе” Слайд 7

По статистике 20% наших и зарубежных детей при обучению чтению не встречают трудностей. Допустим, и у вашего ребенка уже сформированы предпосылки к чтению.

Этап овладения звуко-буквенными обозначениями.

Взрослому здесь нужно понять, что не звук является названием буквы, а буквы придуманы для обозначения звуков. Хорошо, если ребенок усвоит, что

“звук мы произносим и слышим, букву видим, читаем и пишем”. И поэтому при обучении чтению взрослый говорит ребенку, что именно звук обозначается буквой, учит слушать, характеризовать (на что похож звук?) Это “плач ребенка” - а-а-а, “песня комара” - з-з-з или “каблучки маминых туфель” к-к-к? Здесь важно отметить: К работе по обучению чтению ребенок должен приступить имея навыки правильного произношения звуков. Так как формирование анализа на дефектной основе вызовет трудности в работе и все нарушения звукопроизношения будут закрепляться в чтении.

Ребенок овладел навыками зрительно-пространственной ориентировки. Для запоминания и различения букв ему необходимо анализировать из каких частей она состоит, в какую сторону “смотрят” элементы. Но… Если все же имеются трудности в запоминании или ребенок путает похожие по начертанию буквы, то можно: а)предложить ему стихи, в которых буква соотносится с похожим предметом:

“Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали”

(обязательно подкрепить показом рисунка) или про букву К Слайд 8

б) обводить букву, раскрашивать по контуру;

в) лепить из пластилина, вырезать из бумаги;

г) зачеркивать в старых газетах или писать (в обоих случаях) обязательно называя.

Важно: Ни в коем случае не называйте буквы как положено в алфавите (ЭН, КА). На этапе обучения чтению буква должна быть равнозначна звуку. Причем, согласные нужно произносить кратко (а не ТЭ, МЭ, ПЭ). Только в этом случае ребенку будет легко осуществлять операцию слияния звуков в слог, а в дальнейшем составление из слогов слов и их понимание.

Параллельно для выбора правильного направления чтения, построчного чтения, последовательного прочтения элементов необходимо проводить работу по ориентированию на листе бумаги и букваря. Отчасти об элементах такой работы уже было сказано при рекомендации книги О. Б. Иншаковой “Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет” (Назови предметы в направлении, указанном стрелкой)

Можно предложить задания такого типа:

а) игра “Помоги кузнечику”, покажи, где на листе середина, верх, низ;

б) игра “Точно в цель”: положить ту или иную букву в названное место на листе (или нарисовать тот или иной предмет);

в) игра “Лабиринт”: показать в книге, как вести взгляд слева направо, чтобы читать, а затем перемещаться пальцем по строке до конца и к началу следующей строки;

г) игра: “Найди цель”: уточнение представлений “начало”, “конец” Объяснить ребенку, что слова отделяются друг от друга пробелами. Пусть покажет на странице книги начало (конец) разных слов;

д) игра “Назови по порядку”: можно предложить определение последовательности букв (покажи 1-ую, 2-ую, последнюю).

На этапе чтения по слогам существенное значение у ребенка имеет формирование навыка звукового анализа и синтеза. Происходит уточнение звука, расширение представлений о нем (гласный-согласный, как образуется, звонкий-глухой, твердый-мягкий и т. д.) Активизируется внимание ребенка к слову:

обведи только те предметы, в названиях которых есть, например, звук О;

соедини схему слова с предметом, к которому она подходит (место звука в слове);

определи последний звук в названии каждого предмета и напиши в квадрате рядом с ним соответствующую букву.

Ребенок учится делить слова на слоги и определять количество слогов, находить ударный гласный в слове. Слайд 9

Дети составляют (синтезируют) новые слова по первым звукам предложенных картинок, составляют слова из слогов, преобразуют слова, заменяя заданные звуки или буквы. Слайд 10

И здесь, уважаемые родители, хочу обратить ваше внимание на серию рабочих тетрадей Е. В. Колесниковой “От А до Я”, “Ну-ка, буква, отзовись”, “Учимся составлять слоговые схемы”, “Веселая грамматика для детей 5 - 7 лет” Автор создала педагогическую технологию по обучению дошкольников элементам грамоты. В этих тетрадях, помимо заданий на формирование фонематических процессов, даны задания, развивающие логическое мышление, способствующие запоминанию букв, формированию навыков слияния звуков в слог, навыков зрительно-пространственной ориентировки, графических навыков, навыков чтения слов и несложных предложений и др.

Разнообразные занимательные задания для самостоятельной работы вызывают у ребят большой интерес к родному языку и желание трудиться. Слайд 11. А Вам, товарищи родители, эти рабочие тетради окажут большую помощь при обучению дошкольников чтению. В некоторых случаях (если у ребенка не возникает трудностей при формировании навыка чтения) этого комплекта рабочих тетрадей Е. В. Колесниковой будет достаточно. Важно только работать по ним в предложенной последовательности и выполнять рекомендации автора.

Следует помнить, что для автоматизации навыков слияния звуков в слог, должна быть проведена большая работа. Основным признаком того, что чтение слогов определенного типа автоматизировано, является опознание их с одного взгляда одномоментно. Для этого необходимо большое количество упражнений. Причем, ребенок не должен просто читать слоги, а должен решать какие-то практические задачи. Не нужно забывать, что все задания должны быть в игровой форме. Слайд 12

Для автоматизации навыков слияния звуков в слоги можно использовать буквари. На данный момент существует много интересных, в том числе и логопедических букварей (оказывают определенную помощь детям, имеющим речевые отклонения или несформированность психических процессов). Одним из них является букварь Е. Косиновой. В числе его достоинств то, что при изучении каждого звука и буквы много внимания уделяется зрительному образу буквы. Слайд 13

В логопедическом букваре Т. А. Ткаченко предложены задания и схемы, помогающие ребенку осмыслить понятия “предложение”,”слово”, “слог”, задания на сравнение пар слов, вызывающих интерес к языку, большое количество занимательных и поучительных рассказов разной степени сложности. Слайд 14, 15

Букварь Н. С. Жуковой можно использовать для детей, у которых нет нарушений звукопроизношения, так как материал со звуками Ш и Р (которые многие дошкольники произносят неправильно) предложен почти в самом начале книги.

Преимущества этого букваря в простоте и доступности материала. В том, что предложено много упражнений на чтение слогов и слов со стечением согласных.

Обычно слова типа МАК, ПИЛА ребенок читает и понимает без затруднений.

А когда начинает читать длинные (3-х, 4-х сложные слова, прочитав 1 - 2 слога, забывают с чего начал и теряют смысл слов. Предложите ребенку читать нараспев, долго тянуть гласные звуки (СКАА-ЗАА-ЛАА, ПРОО-ДАА-ВЕЕЦ)

Важно: Помнить, что мы читаем для того, чтоб получать из прочитанного информацию. Поэтому нужно научить ребенка осмыслению каждого слова.

После прочтения каждого слова в букваре (рабочей тетради и др. пособиях, ребенок обязательно должен объяснить его значение, добавить уточняющее слово или показать картинку (если таковой сопровожден материал) Например: Уха - это суп из рыбы. Пилит. пилой дерево) Только после такой работы ребенок сможет понять смысл предложения.

Причем, занимаясь с ребенком, нужно помнить:

Работа ведется от простого к сложному. Например: Сначала берем простые слова типа “мыла”, “ушла” и такие же простые предложения (Мама ушла). Затем слова более сложные по слоговому составу и чтению типа “ страна” и предложения с 3 - 4 словами (Наша страна - Россия) и т. д.

Работа должна осуществляться постоянно, в системе. Если Вы видите, что ребенок чего - то не понимает, поищите причину, подольше задержитесь на упражнениях предыдущего этапа. В самых маленьких достижениях вашего ребенка ищите положительные моменты. Это еще больше усилит у него желание заниматься.

Удачи Вам!

Литература:

1. Бабкина Н. В. Внимание (Готовим ребенка к школе):тетрадь для детей 5 - 6 лет М. ,Айрис-пресс, 2006

2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание: рабочая тетрадь для старшего дошкольного возраста., М., ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2008

3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем речь и пространственное мышление. Пособие для детей 5 - 6 лет., Ярославль, Академия развития, 2007

4. Голицына Е. Б. МАМА МЫЛА РАМУ. Изд. дом “Карапуз”, г. Дмитров Московской обл., 1999

5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5 - 7 лет. Пособие для логопеда. В двух частях., М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

6. Колесникова Е. В. Веселая грамматика для детей 5 - 7 лет. Рабочая тетрадь. М., Ювента, 2014

7. Колесникова Е. В. НУ - ка,буква, отзовись! Рабочая тетрадь для детей 5 - 7 лет., М., Ювента, 2007

8. Колесникова Е. В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5 - 6 лет. М., Ювента, 2015

9. Косинова Е. М. Логопедический букварь (Академия дошколят, М., Махаон, Азбука-Аттикус, 2018

10. Останина Е. В. Буквы я запоминаю сам по картинкам и стихам. Альбом по подготовке к школе. М. Гном и Д, 2017

11. Русскова Т. А. Учимся пространственной ориентации. Альбом-раскраска с заданиями и упражнениями для детей 4 - 6 лет., М., ГНОМ и Д, 2000

12. Семенова М. А. Левое и правое. М., Изд. дом “Карапуз”, 2002

13. Ткаченко Т. А. Логопедический букварь дошкольника., М., Эксмо, 2005

14. Ткаченко Т. А. Основные трудности при обучению дошкольников чтению и пути их преодоления. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения., № 8, 2013

15. Тренируем память и внимание. Упражнения для подготовки к школе., М, АСТ, 2015

16. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 1. (Высшее педагогическое образование, М., Дрофа, 2005

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

12 советов родителям будущих первоклассников Скоро в школу. Этой осенью или через год Ваш ребенок переступит ее порог. в стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой.

Консультация для родителей «Советы родителям будущих первоклассников» Советы родителям будущих первоклассников. "Семья и школа" № 3-1997г Скоро в школу. Этой осенью ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении.

Советы родителям будущих первоклассников Советы родителям будущих первоклассников. Время летит крайне быстро, и скоро Ваш ребенок станет первоклассником. Готов ли он к школе?.

Советы родителям будущих первоклассников составитель: Тимофеева Л. Н., воспитатель «Советы родителям будущих первоклассников» Консультация для родителей Быть готовым.

Консультация «Советы родителям будущих первоклассников» Советы родителям будущих первоклассников Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все.

Памятка родителям будущих первоклассников «Когда начинать готовить ребенка к школе?» Памятка родителям будущих первоклассников Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Принято считать,.

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников 1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. 2. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение.

Советы родителям будущих первоклассников Десять советов родителям будущего первоклассника 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка. Попробуйте учесть все факторы,.

Консультация «Советы родителям будущих первоклассников» Советы родителям будущих первоклассников. Скоро в вашей семье появится первоклассник. Момент с одной стороны радостный (ваш ребенок вырос,.

Стенгазета «Советы логопеда родителям будущих первоклассников»Стенгазета «Советы логопеда родителям будущих первоклассников» Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Некоторые советы родителям будущих первоклассников по обучению чтению ребенка 5–6 лет
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 23:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Некоторые советы родителям будущих первоклассников по обучению чтению ребенка 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Савельева (УИ 1668319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД