Папки-передвижки

Некоторые особенности работы над полифонией в классе аккордеона (баяна) на начальном этапе обучения (ДШИ)

Светлана Юстус
Некоторые особенности работы над полифонией в классе аккордеона (баяна) на начальном этапе обучения (ДШИ)
▼ Скачать + Заказать документы

Некоторые особенности работы над полифонией в классе аккордеона (баяна) на начальном этапе обучения

Юстус Светлана Игоревна, преподаватель

МБОУ ДО «ДШИ Омского муниципального района Омской области» Ачаирский филиал

«Полифонию, в высшем ее смысле - писал А. Н. Серов,

- надо понимать гармоническим слиянием воедино

нескольких самостоятельных мелодий,

Публикация «Некоторые особенности работы над полифонией в классе аккордеона (баяна) на начальном этапе обучения (ДШИ)» размещена в разделах

идущих в несколько голосов одновременно, вместе.

В рассудочной речи немыслимо, чтобы например,

несколько лиц говорили вместе, каждый свое,

и чтоб из этого не выходила путаница, непонятная чепуха,

напротив превосходное общее впечатление.

В музыке такое чудо возможно; оно составляет

одну из эстетических специальностей нашего искусства».

В Программе для ДШИ работа над полифонией вводится со 2-го года обучения. А на 3-й год обучения учащиеся должны исполнять уже полноценное полифоническое произведение – это одно из требований дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной Программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Это вполне понятно, так как для исполнения даже самых несложных полифоний, учащийся должен уже иметь некоторые навыками игры на инструменте. Таким образом, если навыков, полученных учащимся на 1-ом году обучения, всегда хватает для исполнения обычных пьес и этюдов из программы 2-го года обучения, то для исполнения полифонии их порой достаёт не всем учащимся. Поэтому, включая в программу 1-го полугодия полифонию, мною обязательно учитываются индивидуальные способности каждого учащегося, учитывается его техническая и музыкально-исполнительская подготовка, приобретенная им в 1-ый год обучения.

Полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам.

С чего же мы начинаем работу над полифоническим произведением? Сначала учащийся должен иметь четкое понятие о том, что такое полифония. Полифония – это вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более мелодически развитых голосов. Обычно различают три вида полифонии : подголосочную, контрастную и имитационную.

1. Народно-песенная музыка подголосного склада, в основе которой лежит развитие основного голоса. Остальные голоса являются более или менее самостоятельными. Примером ознакомления с полифонией данного вида может послужить исполнение учащимся русской народной песни в обр. В. Лушникова «Ивушка», работая над которой, учащийся вместе с преподавателем разбирает основную мелодию и подголоски.

2. Произведения с двумя контрастирующими голосами (контрастная полифония). В ее основу входит развитие самостоятельных друг от друга музыкальных линий. Для контрастной полифонии свойственна попеременная концентрация мелодического начала в различных голосах, вследствие чего один голос выступает на первый план (большинство прелюдий И. Баха). Чтобы освоить данный вид полифонии, можно разучить «Менуэт» Л. Моцарта. Основной – верхний, менее значительный – нижний голос.

3. Сочинения имитационного склада. Основаны на последовательном проведении в различных голосах либо одной и той же мелодической линии (канон, либо одного мелодического отрывка темы (фуга). Имитация является одним из основных признаков полифонии. «Имитация» значит «подражание». В применении к полифонии – это приём, при котором каждый голос, как бы с некоторым запозданием повторяет (точно или с некоторыми изменениями) одну и ту же мелодическую линию. Познакомить учащихся с имитационной полифонией можно на произведениях современных композиторов для детей.

Мы с учениками уже на 1-ом году обучения приступаем к ознакомлению с двухголосием в простейшем его изложении, что ставит перед ними задачу слышания и проведения обоих голосов сочетанием различных движений обеих рук.

Приступая к разбору полифонической пьесы, мною тщательно продумывается и проставляется аппликатура для каждого голоса. Значимость аппликатуры в полифонии отмечается в партии левой руки, где учащийся до этого привык применять, в основном, только 3-ий и 2-ой пальцы. По этой причине некоторые сложности испытывает учащийся при разучивании партии левой руки. Разбор полифонического произведения следует проводить исключительно каждой рукой отдельно.

Работа над ритмом, как правило, является одной из сложных и кропотливых. Здесь приходится начинать с азов, а именно, со счета вслух. Но стоит ли и на этом этапе торопиться с соединением обеих партий? Во всяком случае, если ученик дольше обычного будет играть, пусть даже обеими руками, но со счетом вслух, ему это нисколько не повредит.

Следующий этап работы – это работа над фразами и сменой меха. И если фразировка в разных голосах полифонии, как правило, совпадает не всегда, то смена меха, к сожалению, специфике нашего инструмента, должна совпасть и в том и в другом голосе. Поэтому фразировку в одном из голосов – чаще в басовом – приходится «приносить в жертву» меху. В смене меха нужно учитывать наименьшее по возможности количество разрывов мехом фраз и нот в одном из голосов, и физическую силу и возрастные особенности ученика, и технические возможности имеющегося инструмента. Работа над фразировкой напрямую связана с работой над динамикой.

Динамические оттенки в полифонической пьесе, как правило, отличаются большей гибкостью, чем в пьесах, исполнявшихся учащимся ранее. Поэтому здесь следует кропотливо работать над каждой, даже маленькой фразой, добиваться ее развития, кульминации и завершения. Мы стараемся добиваться, чтобы пьеса звучала не отдельными автономными, не связанными друг с другом кусками, а была бы цельным, законченным музыкальным произведением.

В работе над штрихами при разучивании полифонии на аккордеоне (баяне) следует выделить их функцию в партии левой руки. Здесь у ученика, как правило, возникают проблемы в исполнении штриха нон легато. В первый год обучения он привык играть бас, в основном, только короткий. Следует показать учащемуся, как исполняется на инструменте прием штриха нон легато, объяснив, что басы должны выдерживаться всю указанную длительность, но играться не связно, а отдельно один от другого. При этом необходимо следить за плавностью меховедения, без толчков, и чтобы смена звуков в партии левой руки не отражалась бы на равномерном звучании второго голоса в правой руке.

Позволяю ученику играть полифоническую пьесу обеими руками, когда он уже уверенно владеет текстом, аппликатурой, правильной сменой меха, исполняет ритмически правильно каждый голос с соблюдением штрихов. Соединяем обе партии только на уроке.

Одной из сложнейших задач в работе над полифонией является подбор репертуара. Главная проблема заключается в том, что не у всех начинающих аккордеонистов (баянистов) есть возможность играть выборном инструменте. В основном все учащиеся исполняют полифонию на «готовом» инструменте, который не имеет выборную систему в левой клавиатуре, что отрицательно сказывается на подлинности музыкальных произведений таких композиторов, как Бах, Гендель, Моцарт, Вивальди и др. Эти пьесы становятся украшением выступлений старшеклассников. В младшем же возрасте ученику проще удаются полифонические пьесы народного склада, такие как «Русская песня» Аглинцовой, «Щебетала пташечка» Руднева и им подобные. Если же я включаю в программу менуэт или арию композитора – классика, я, рассказываю ученику об этом композиторе, об эпохе, в которой он жил, о характере его творчества и конкретно о данной пьесе.

Активное и заинтересованное отношение ребенка к полифонической музыке всецело зависит от метода работы педагога, от его умения подвести ученика к образному восприятию основных элементов полифонической музыки, присущих ей приемов, как, например, имитация. Здесь можно образно объяснить имитацию сравнением с таким знакомым и интересным для детей явлением, как эхо. Малыш с удовольствием ответит на вопросы педагога: сколько голосов в песне? Какой голос звучит, как эхо? И расставит (сам) динамику (f и p, используя прием “эхо”. Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле: мелодию играет ученик, а ее имитацию («эхо») – педагог, и наоборот.

Перед педагогом ДШИ, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать ее, с удовольствием работать над ней, учитывая все тонкости аккордеонного (баянного) исполнительского искусства, что обеспечит развитие полифонического мышления ученика.

Список литературы:

1. Власов В. П. Исполнение полифонических произведений на баяне –1974 г.

2. Власов В. П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями – 2004 г.

3. Гайсин Г. А. Игра на аккордеоне : учеб. -метод. Пособие – 2006 г.

4. Голубничий В. И. Некоторые вопросы исполнения полифонии И. С. Баха на баяне –1984 г.

5. Ушенин В. В. Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста (аккордеониста) – 2005 г.

6. Чернов А. «Формирование смены меха в работе над полифонией» – 1989 г.

Публикации по теме:

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Интегрированный подход на этапе предварительной работы при инсценировании казачьей сказки «Прутик» с детьми с ТНРИнтегрированный подход на этапе предварительной работы при инсценировании казачьей сказки «Прутик» с детьми с ТНР Уважаемые коллеги, разрешите поделиться своим опытом работы с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи. В нашем детском саду работает система.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Изучаем букву Г, г» Конспект урока обучение грамоте (чтение) - 1 класс Учитель: Соболева Светлана Николаевна Тема урока Звуки [г], [г']. Буквы «Г, г» № п/п.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж» Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Задачи урока: образовательные:.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Особенности работы тьютора в образовательной модели «Ресурсная группа» в ДОО Целью создания ресурсных групп в ДОО является не только подготовить детей к школе, но и обучить их навыкам самообслуживания и коммуникации,.

Урок по праву в 9 классе с использованием технологии модульного обучения «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Аннотация Данная методическая разработка - урок по обществознанию (9 класс) с использованием технологии модульного обучения. Модульная.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Некоторые особенности работы над полифонией в классе аккордеона (баяна) на начальном этапе обучения (ДШИ)
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 09:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Некоторые особенности работы над полифонией в классе аккордеона (баяна) на начальном этапе обучения (ДШИ)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Юстус в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД