Галина Владимировна Никифорова
Нейропсихологические основы работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлены нейропсихологические основы работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Ключевые слова: нейропсихология, работа, синдром дефицита внимания, гиперактивность.
Темочки:
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройство нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции. В основе СДВГ лежит волнообразное и неадекватное производство веществ, передающих информацию по нервным цепям. Это происходит в областях мозга, ответственных за удержание внимания, принятие решений. Диагноз СДВГ могут поставить детям старше 5 лет. Это психологическое расстройство чаще диагностируется у мальчиков. Кроме того, симптомы СДВГ у девочек менее выражены, а гиперактивность может отсутствовать вообще [1, с. 47].
Дети с СДВГ обладают характерными нейропсихологическими особенностями развития, проявляющимися в функциональной слабости фронтоталамической системы и/или системы неспецифической активации. Возникает цепь неблагоприятных последствий: вторично нарушается созревание высших психических функций, осложняется процесс формирования школьных навыков, возникает социальная дезадаптация разной степени выраженности. Сочетание нейропсихологического сопровождения и медикаментозного воздействия наиболее эффективно для решения этих проблем [2, с. 95].
Нейропсихологические упражнения являются наиболее эффективным методом, позволяющим помочь детям с СДВГ научиться планировать, регулировать и контролировать свои действия без использования медикаментов. Для детей этот метод абсолютно безопасен, не вызывает никаких нежелательных проявлений. Каждое упражнение - это игра, которая должна вызывать у ребенка интерес.
Нейропсихологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должна включать в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами. При правильном и квалифицированном подходе можно добиться высоких результатов.
Полного излечения от СДВГ пока не найдено, но специальные упражнения помогут ребенку управлять вниманием и контролировать свои действия.
Библиографический список
1. Агавелян, Р. О. История специальной психологии [Текст] / Р. О. Агавелян и др. – 2013. – 185 с.
2. Рысина, Н. Н. Нейропсихологический подход в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Текст] /Н. Н. Рысина, Т. В. Емельянова // Вестник Северного (Арктического) Федерального Университета. Серия «Медико-биологические науки». 2014. - №1. – с. 93-96
Научный руководитель – канд. психол. наук, доц.
Т. В. Рюмина, ФГБОУ ВО «НГПУ»
https://www.elibrary.ru/item.asp