Получи документы

Нейроигры как средство развития межполушарных связей детей дошкольного возраста. Из опыта работы педагога-психолога (3 фото)

Барышникова Дарья
Нейроигры как средство развития межполушарных связей детей дошкольного возраста. Из опыта работы педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Нейроигры как средство развития межполушарных связей детей дошкольного возраста. Из опыта работы педагога-психолога
Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Орленок село Чистенькое Симферопольского района Республики Крым ул Фото №2 Чистенькое Симферопольский р н Республика Крым Российская Федерация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Орленок» село Чистенькое»

Симферопольского района Республики Крым

ул. Чапаева, д. 56, с. Чистенькое, Симферопольский р-н, Республика Крым, Российская Федерация, 297570, E-mail : sadik_orlenok-chistenkoe@crimeaedu.ru Тел. : 8(3652) 313-210

Публикация «Нейроигры как средство развития межполушарных связей детей дошкольного возраста, Из опыта работы педагога-психолога» размещена в разделах

ОКПО 00837092, ОГРН: 1159102029206 , ИНН: 9109010290, КПП: 910901001

МАСТЕР-КЛАСС

НЕЙРОИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила: педагог-психолог,

Барышникова Д. Н

село Чистенькое, 2024г

Основная цель применения нейроигр психологом в работе с детьми –это развитие и коррекция механизмов мозговой деятельности ребенка. Нейропсихологические игры - это комплекс телесно-ориентированных упражнений и приемов, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Я, как педагог-психолог регулярно использую в своей работе нейропсихологический подход, применяю нейроигры как в индивидуальной, так и в групповой форме работы с детьми группы ОВЗ, тревожными детьми, гиперактивными, импульсивными или наоборот медлительными, имеющими проблемы в поведении и усвоении программного материала, также активно применяю кинезиологические сказки и пальчиковые игры играя с малышами в период адаптации к детскому саду.

Задачи делятся на 3 группы:

Развивающие :

- развивать речевые функции детей

- развивать слуховое и слухоречевое восприятие;

- развивать память, произвольное внимание, мышление

- развитие произвольного поведения

- развивать регуляторные функции

- развивать мелкую и крупную моторику

- развитие зрительно-моторной координации (глаз-рука)

Обучающие:

- обучать контролировать свое поведение, тело и эмоции;

- обучать правильному взаимодействию ног и рук

- обучать самостоятельно работать по инструкции взрослого

- обучать ставить цель и удерживать программу действий нового вида деятельности, преодолевать двигательные стереотипы.

Воспитательные:

- учить получать удовольствие от взаимодействия друг с другом.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки

снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

Актуальность этой темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.

Существенный вклад в изучение того, как работа мозга обеспечивает сложнейшие формы психической деятельности, внесла нейропсихология. Один из е создателей, отечественный психолог Александр Романович Лурия установил, что для осуществления психической деятельности необходимо взаимодействие тр х основных блоков человеческого мозга, каждый из которых формируется на разных возрастных этапах развития.

1-ый блок – энергетический. Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования.

2-ой - блок получения, переработки и хранения информаци. Информационный мозговой блок отвечает за приём, переработку и хранение сведений.

3-ий - блок программирования, регуляции и контроля. Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурией, предполагает, что различные этапы овладения произвольной, опосредованной речью и осознанной психической деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга. Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения.

Фрагмент конспекта нейропсихологического коррекционно-развивающего занятия с детьми подготовительной группы с ОНР (возраст 6-7 лет)

Цель: коррекция и развитие речевой, познавательной и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста : улучшение функционирования подкорковых структур, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности, развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я, развитие мелкой моторики.

Задачи:

1. Развивать коммуникативно-речевые навыки,

2. Формировать произвольную регуляцию и контроль поведения,

3. Развивать эмоциональную сферу,

4. Обогатить сенсорный опыт,

5. Компенсировать дефицит моторного развития,

6. Формировать пространственно-временные представления

Ход занятия.

Приветствие. Психолог: Ребята, добрый день! Сегодня на нашем занятии мы с вами будем играть, но не просто играть, а развиваться. И начнем мы с игры «Спасайся».

1. Игра «Спасайся»

Цель: развитие речевых функций

Психолог: Дети, я предлагаю вам сесть в круг. Дарья Николаевна будет описывать одного из вас следующим образом: «От тебя справа сидит мальчик со светлыми волосами, в красной футболке и серых джинсах». Ребенок, справа от которого сидит тот, кого я описала, должен узнать себя быстро встать и крикнуть : «Это я». Если дети, которые сидят рядом раньше поняли,о ком идет речь, то вы смыкаете руки перед этим игроком- «берете его в плен», и можете по желанию его пощекотать. Условия игры понятны?

Ответы детей : Да.

Психолог: Отлично, тогда начнем.

2. Игра «Найди свой домик»

Цель: развивать пространственные функции, слухоречевое внимание

Материалы. Ортоковрики, повязки на глаза по количеству детей.

Психолог: Ребята, вам понравилась играть в игру «Спасайся»? Правда было интересно, узнает ли себя тот ребенок, о ком я говорила?

Ответы детей : очень, конечно понравилось, было смешно, все смотрели друг на друга и пытались найти того, о ком говорят.

Психолог: Итак, двигаемся дальше. Сейчас я разложу ортоковрики в ряд, на расстоянии двух шагов друг от друга. Каждый из вас встает справа от своего коврика. Я завязываю вам глаза и предлагаю «пойти на прогулку». Внимание: «Чтобы не потеряться и вернуться в домик, важно внимательно слушать, куда идти». Дарья Николаевна четко задает направление, а вы выполняете движения: шаг вправо, три шага вперед, один влево и т. д. Выигрывают те дети, которые вернутся «в домик». Приготовились, начинаем.

Психолог: Ну что ребята, страшно было с закрытыми глазами передвигаться в пространстве, или нет?

Ответы детей : боялся проиграть, очень хотел выиграть и вернуться в «домик», мне просто понравилось быть с закрытыми глазами – это интересно, когда ты ходишь наощупь.

Психолог: Я очень рада, что вам понравилось. Впереди вас ждут не менее интересные игры.

3. Игра «Кузнечик»

Цель: развитие слухоречевого восприятия

Психолог: Мальчишки и девчонки, вы не устали?

Ответы детей : нет.

Психолог: тогда отгадайте загадку. Правильный ответ и будет названием нашей следующей игры.

Загадка: «Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет».

Ответы детей : саранча, кузнечик.

Психолог: правильно, конечно кузнечик. Хотите поиграть в такую игру?

Тогда становитесь в шеренгу спиной ко мне. Я предлагаю вам представить, что вы кузнечики, которые прыгают по поляне. Дети-кузнечики двигаются по правилам: один хлопок-прыжок вправо, два хлопка- прыжок влево. По ходу игры Дарья Николаевна будет усложнять задание: если вы будете слышать «ВПЕРЕД»- то ваша задача прыгать назад, а если услышите «НАЗАД» - то нужно прыгать вперед. Все очень просто. Главное – будьте внимательны! Готовы?

Ответы детей : всегда готовы.

Психолог: Отлично. Тогда раз, два, три – игру начни!

4. Игра «Нейроразминка» под музыку

Цель: развитие зрительно-моторной координации (глаз-рука, развитие внимания.

Психолог: А сейчас ребята, мы с вами отдохнем и разучим музыкальную нейроигру. Сперва движения будем делать без музыки, а затем попробуем с музыкальным сопровождением «Злую тучку наказали…»

Инструкция. Дети разучивают движения с педагогом-психологом без музыки несколько раз. Затем пробуют с музыкой.

«Вступление, музыка перед словами» - одновременно левая рука сгибается в локте горизонтально, а правая рука от локтя вертикально поднята вверх и наоборот– движения выполняются по 2 раза

«Злую тучку наказали, ты плохая ей сказали» - одновременно правая рука сжата в кулак дотрагивается до макушки головы, а левая рука тыльной стороной ладони дотрагивается до подбородка затем хлопок, и наоборот – левая рука дотрагвается до макушки, правая до подбородка и хопок. – выполняется по 2 раза

5. Авторская игра «Апплодисменты»

Цель: создать условия для того, чтобы у детей формировались функции произвольной регуляции, преодолевался двигательный стереотип, развивались свойства внимания.

Материалы. Подготовьте любые фишки и по 10-12 карточек с изображениями ежа, козы, мухи, а также пустые карточки. Для детей от 6 лет можно использовать символические изображения.

Инструкция. Психолог раздает фишки детям и перемешивает карточки. Если выпадает еж, на него надо успеть положить фишку, если коза-показать пальцами козу, если муха-«прихлопнуть» ее ладошкой, а если пустая карточка – поапплодировать в заданном ритме. Первый, кто выполнит действие правильно, забирает карточку себе. Выигрывает тот, у кого в конце игры оказалось больше карточек

6. Игра «Послушный мяч»

Цель: развивать внимание, произвольность, своевременную реакцию на стимул.

Материалы. Мяч

Инструкция. Дети стоят в кругу и перебрасывают мяч по условию. На один хлопок педагога бросают мяч любому игроку, на два хлопка – подбрасывают вверх, на три хлопка держат его в руках.

7. Задание для сухого мини-бассейна.

Цель: развитие мелкой моторики, функции произвольности и контроля.

Материалы. Контейнеры с горохом и фасолью по количеству участников.

Инструкция. Пример 1. Педагог дает ребенку задание последовательно выкладывать цепочку вида «фасолина-две горошины-фасолина-две горошины» и при этом отвечать на вопросы.

Пример 2. Взрослый дает ребенку задание одновременно взять правой рукой две фасолины, а левой – три горошины, и наоборот.

8. Упражнение «Пальчиковая нейрогимнастика»

Цель: развитие усидчивости, мелкой моторики, терпимости, функции регуляции и контроля.

Материалы. Листы А4 с изображением точек и снежинок по количеству участников

Инструкция. Всем участникам раздаются листы А4 с изображением снежинок и точек. Задача участников – пальчиками показывать сколько точек и снежинок слева и справа. Первый раз медленно – правая рука показывает количество предметов справа, а левая рука – количество предметов слева. Затем задание усложняется, правая рука показывает предметы слева, а левая рука – справа. Далее темп убыстряется – продолжаем показывать предметы правой рукой слева, а левой рукой справа, только быстрее.

9. Упражнение «Беги ко мне»

Цель: развитие произвольного внимания

Материалы. Предметные карточки от 1-10 на ребенка.

Инструкция. Педагог предлагает детям проверить, кто из них самый внимательный: «Беги ко мне, если у тебя дикое животное», «Беги ко мне, если у тебя фрукт и сказочный персонаж», «Беги ко мне, если у тебя нет обуви» и т. д

10. Упражнение «Я художник»

Цель: способствует развитию сенсомоторной, пространственной и зрительно-моторной координации, повышает произвольность внимания и развивает усидчивость.

Материалы. Разносы с манкой по количеству участников, салфетки.

Инструкция. Педагог предлагает участникам выполнить определенные действия обеими руками одновременно, рисуя на манке явления природы под музыкальное сопровождение.

• Звучит шум дождя. Я рисую дождь. Участникам предлагается обеими руками одновременно на манке рисовать капли дождя.

• Звучит шум прибоя, звук морской волны. Я рисую волны. Участникам предлагается обеими руками одновременно на манке изобразить морские волны.

• Звучит композиция зимней вьюги. Я рисую метель. Участникам предлагается обеими руками одновременно на манке изобразить метель, круговые движения.

11. Игра «Передай письмо слону».

Цель: активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект-тело», улучшает концентрацию внимания.

Инструкция. При выполнении игры, педагог предлагает детям встать в круг и изобразить слона: ухо плотно прижать к плечу, вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею восьмерку. Педагог держит в своей руке-хоботе письмо и сообщает: «Мама слон пишет письмо своему слоненку Олечке». Затем письмо передается по кругу от «слона к слону» таким способом. Это одно из наиболее эффективных упражнений «Гимнастики мозга», которые разработал Пол Деннисон.

Публикации по теме:

Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возрастаЛабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Развивающая игра- головоломка, предназначенная для стимуляции работы.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы)Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Главная задача бизиборда-предоставление ребенку интересных и безопасных объектов.

Дидактические игры для развития межполушарных связей у дошкольниковДидактические игры для развития межполушарных связей у дошкольников Дидактические игры на развитие межполушарных связей у дошкольников. Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Развитие межполушарных связей у детей»Консультация для родителей «Развитие межполушарных связей у детей» Консультация для родителей «Развитие межполушарных связей у детей». Мозг имеет 2 полушария. Правое – координация движений, восприятие пространства,.

Нейроигры для развития мышления и межполушарных связейНейроигры для развития мышления и межполушарных связей Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроигры как средство развития межполушарных связей детей дошкольного возраста. Из опыта работы педагога-психолога
Опубликовано: 22 марта 2024 в 12:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейроигры как средство развития межполушарных связей детей дошкольного возраста. Из опыта работы педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Барышникова Дарья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД