Барышникова Дарья
Нейроигры как средство развития межполушарных связей детей дошкольного возраста. Из опыта работы педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Орленок» село Чистенькое»
Симферопольского района Республики Крым
ул. Чапаева, д. 56, с. Чистенькое, Симферопольский р-н, Республика Крым, Российская Федерация, 297570, E-mail : sadik_orlenok-chistenkoe@crimeaedu.ru Тел. : 8(3652) 313-210
Публикация «Нейроигры как средство развития межполушарных связей детей дошкольного возраста, Из опыта работы педагога-психолога» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
ОКПО 00837092, ОГРН: 1159102029206 , ИНН: 9109010290, КПП: 910901001
МАСТЕР-КЛАСС
НЕЙРОИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила: педагог-психолог,
Барышникова Д. Н
село Чистенькое, 2024г
Основная цель применения нейроигр психологом в работе с детьми –это развитие и коррекция механизмов мозговой деятельности ребенка. Нейропсихологические игры - это комплекс телесно-ориентированных упражнений и приемов, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Я, как педагог-психолог регулярно использую в своей работе нейропсихологический подход, применяю нейроигры как в индивидуальной, так и в групповой форме работы с детьми группы ОВЗ, тревожными детьми, гиперактивными, импульсивными или наоборот медлительными, имеющими проблемы в поведении и усвоении программного материала, также активно применяю кинезиологические сказки и пальчиковые игры играя с малышами в период адаптации к детскому саду.
Задачи делятся на 3 группы:
Развивающие :
- развивать речевые функции детей
- развивать слуховое и слухоречевое восприятие;
- развивать память, произвольное внимание, мышление
- развитие произвольного поведения
- развивать регуляторные функции
- развивать мелкую и крупную моторику
- развитие зрительно-моторной координации (глаз-рука)
Обучающие:
- обучать контролировать свое поведение, тело и эмоции;
- обучать правильному взаимодействию ног и рук
- обучать самостоятельно работать по инструкции взрослого
- обучать ставить цель и удерживать программу действий нового вида деятельности, преодолевать двигательные стереотипы.
Воспитательные:
- учить получать удовольствие от взаимодействия друг с другом.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки
снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Актуальность этой темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.
Существенный вклад в изучение того, как работа мозга обеспечивает сложнейшие формы психической деятельности, внесла нейропсихология. Один из е создателей, отечественный психолог Александр Романович Лурия установил, что для осуществления психической деятельности необходимо взаимодействие тр х основных блоков человеческого мозга, каждый из которых формируется на разных возрастных этапах развития.
1-ый блок – энергетический. Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования.
2-ой - блок получения, переработки и хранения информаци. Информационный мозговой блок отвечает за приём, переработку и хранение сведений.
3-ий - блок программирования, регуляции и контроля. Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.
Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурией, предполагает, что различные этапы овладения произвольной, опосредованной речью и осознанной психической деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга. Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения.
Фрагмент конспекта нейропсихологического коррекционно-развивающего занятия с детьми подготовительной группы с ОНР (возраст 6-7 лет)
Цель: коррекция и развитие речевой, познавательной и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста : улучшение функционирования подкорковых структур, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности, развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я, развитие мелкой моторики.
Задачи:
1. Развивать коммуникативно-речевые навыки,
2. Формировать произвольную регуляцию и контроль поведения,
3. Развивать эмоциональную сферу,
4. Обогатить сенсорный опыт,
5. Компенсировать дефицит моторного развития,
6. Формировать пространственно-временные представления
Ход занятия.
Приветствие. Психолог: Ребята, добрый день! Сегодня на нашем занятии мы с вами будем играть, но не просто играть, а развиваться. И начнем мы с игры «Спасайся».
1. Игра «Спасайся»
Цель: развитие речевых функций
Психолог: Дети, я предлагаю вам сесть в круг. Дарья Николаевна будет описывать одного из вас следующим образом: «От тебя справа сидит мальчик со светлыми волосами, в красной футболке и серых джинсах». Ребенок, справа от которого сидит тот, кого я описала, должен узнать себя быстро встать и крикнуть : «Это я». Если дети, которые сидят рядом раньше поняли,о ком идет речь, то вы смыкаете руки перед этим игроком- «берете его в плен», и можете по желанию его пощекотать. Условия игры понятны?
Ответы детей : Да.
Психолог: Отлично, тогда начнем.
2. Игра «Найди свой домик»
Цель: развивать пространственные функции, слухоречевое внимание
Материалы. Ортоковрики, повязки на глаза по количеству детей.
Психолог: Ребята, вам понравилась играть в игру «Спасайся»? Правда было интересно, узнает ли себя тот ребенок, о ком я говорила?
Ответы детей : очень, конечно понравилось, было смешно, все смотрели друг на друга и пытались найти того, о ком говорят.
Психолог: Итак, двигаемся дальше. Сейчас я разложу ортоковрики в ряд, на расстоянии двух шагов друг от друга. Каждый из вас встает справа от своего коврика. Я завязываю вам глаза и предлагаю «пойти на прогулку». Внимание: «Чтобы не потеряться и вернуться в домик, важно внимательно слушать, куда идти». Дарья Николаевна четко задает направление, а вы выполняете движения: шаг вправо, три шага вперед, один влево и т. д. Выигрывают те дети, которые вернутся «в домик». Приготовились, начинаем.
Психолог: Ну что ребята, страшно было с закрытыми глазами передвигаться в пространстве, или нет?
Ответы детей : боялся проиграть, очень хотел выиграть и вернуться в «домик», мне просто понравилось быть с закрытыми глазами – это интересно, когда ты ходишь наощупь.
Психолог: Я очень рада, что вам понравилось. Впереди вас ждут не менее интересные игры.
3. Игра «Кузнечик»
Цель: развитие слухоречевого восприятия
Психолог: Мальчишки и девчонки, вы не устали?
Ответы детей : нет.
Психолог: тогда отгадайте загадку. Правильный ответ и будет названием нашей следующей игры.
Загадка: «Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет».
Ответы детей : саранча, кузнечик.
Психолог: правильно, конечно кузнечик. Хотите поиграть в такую игру?
Тогда становитесь в шеренгу спиной ко мне. Я предлагаю вам представить, что вы кузнечики, которые прыгают по поляне. Дети-кузнечики двигаются по правилам: один хлопок-прыжок вправо, два хлопка- прыжок влево. По ходу игры Дарья Николаевна будет усложнять задание: если вы будете слышать «ВПЕРЕД»- то ваша задача прыгать назад, а если услышите «НАЗАД» - то нужно прыгать вперед. Все очень просто. Главное – будьте внимательны! Готовы?
Ответы детей : всегда готовы.
Психолог: Отлично. Тогда раз, два, три – игру начни!
4. Игра «Нейроразминка» под музыку
Цель: развитие зрительно-моторной координации (глаз-рука, развитие внимания.
Психолог: А сейчас ребята, мы с вами отдохнем и разучим музыкальную нейроигру. Сперва движения будем делать без музыки, а затем попробуем с музыкальным сопровождением «Злую тучку наказали…»
Инструкция. Дети разучивают движения с педагогом-психологом без музыки несколько раз. Затем пробуют с музыкой.
«Вступление, музыка перед словами» - одновременно левая рука сгибается в локте горизонтально, а правая рука от локтя вертикально поднята вверх и наоборот– движения выполняются по 2 раза
«Злую тучку наказали, ты плохая ей сказали» - одновременно правая рука сжата в кулак дотрагивается до макушки головы, а левая рука тыльной стороной ладони дотрагивается до подбородка затем хлопок, и наоборот – левая рука дотрагвается до макушки, правая до подбородка и хопок. – выполняется по 2 раза
5. Авторская игра «Апплодисменты»
Цель: создать условия для того, чтобы у детей формировались функции произвольной регуляции, преодолевался двигательный стереотип, развивались свойства внимания.
Материалы. Подготовьте любые фишки и по 10-12 карточек с изображениями ежа, козы, мухи, а также пустые карточки. Для детей от 6 лет можно использовать символические изображения.
Инструкция. Психолог раздает фишки детям и перемешивает карточки. Если выпадает еж, на него надо успеть положить фишку, если коза-показать пальцами козу, если муха-«прихлопнуть» ее ладошкой, а если пустая карточка – поапплодировать в заданном ритме. Первый, кто выполнит действие правильно, забирает карточку себе. Выигрывает тот, у кого в конце игры оказалось больше карточек
6. Игра «Послушный мяч»
Цель: развивать внимание, произвольность, своевременную реакцию на стимул.
Материалы. Мяч
Инструкция. Дети стоят в кругу и перебрасывают мяч по условию. На один хлопок педагога бросают мяч любому игроку, на два хлопка – подбрасывают вверх, на три хлопка держат его в руках.
7. Задание для сухого мини-бассейна.
Цель: развитие мелкой моторики, функции произвольности и контроля.
Материалы. Контейнеры с горохом и фасолью по количеству участников.
Инструкция. Пример 1. Педагог дает ребенку задание последовательно выкладывать цепочку вида «фасолина-две горошины-фасолина-две горошины» и при этом отвечать на вопросы.
Пример 2. Взрослый дает ребенку задание одновременно взять правой рукой две фасолины, а левой – три горошины, и наоборот.
8. Упражнение «Пальчиковая нейрогимнастика»
Цель: развитие усидчивости, мелкой моторики, терпимости, функции регуляции и контроля.
Материалы. Листы А4 с изображением точек и снежинок по количеству участников
Инструкция. Всем участникам раздаются листы А4 с изображением снежинок и точек. Задача участников – пальчиками показывать сколько точек и снежинок слева и справа. Первый раз медленно – правая рука показывает количество предметов справа, а левая рука – количество предметов слева. Затем задание усложняется, правая рука показывает предметы слева, а левая рука – справа. Далее темп убыстряется – продолжаем показывать предметы правой рукой слева, а левой рукой справа, только быстрее.
9. Упражнение «Беги ко мне»
Цель: развитие произвольного внимания
Материалы. Предметные карточки от 1-10 на ребенка.
Инструкция. Педагог предлагает детям проверить, кто из них самый внимательный: «Беги ко мне, если у тебя дикое животное», «Беги ко мне, если у тебя фрукт и сказочный персонаж», «Беги ко мне, если у тебя нет обуви» и т. д
10. Упражнение «Я художник»
Цель: способствует развитию сенсомоторной, пространственной и зрительно-моторной координации, повышает произвольность внимания и развивает усидчивость.
Материалы. Разносы с манкой по количеству участников, салфетки.
Инструкция. Педагог предлагает участникам выполнить определенные действия обеими руками одновременно, рисуя на манке явления природы под музыкальное сопровождение.
• Звучит шум дождя. Я рисую дождь. Участникам предлагается обеими руками одновременно на манке рисовать капли дождя.
• Звучит шум прибоя, звук морской волны. Я рисую волны. Участникам предлагается обеими руками одновременно на манке изобразить морские волны.
• Звучит композиция зимней вьюги. Я рисую метель. Участникам предлагается обеими руками одновременно на манке изобразить метель, круговые движения.
11. Игра «Передай письмо слону».
Цель: активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект-тело», улучшает концентрацию внимания.
Инструкция. При выполнении игры, педагог предлагает детям встать в круг и изобразить слона: ухо плотно прижать к плечу, вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею восьмерку. Педагог держит в своей руке-хоботе письмо и сообщает: «Мама слон пишет письмо своему слоненку Олечке». Затем письмо передается по кругу от «слона к слону» таким способом. Это одно из наиболее эффективных упражнений «Гимнастики мозга», которые разработал Пол Деннисон.