Ольга Полянская
Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье раскрываются ключевые моменты использования нейроигр для активизации межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Приведены примеры игр, которые стимулируют развитие у детей речевой активности.
Ключевые слова: развитие речи, межполушарные связи, ребенок дошкольного возраста, межполушарное взаимодействие.
Публикация «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей» размещена в разделах
В современном мире детей окружает множество гаджетов. Образ жизни человека, в том числе детей, стал менее малоподвижным. Гаджеты вытесняют физическую активность как взрослых, так и детей, и как следствие, сокращается двигательная активность.
Дефицит двигательной активности сказывается на физических и умственных качествах ребенка. Для того чтобы восполнить этот дефицит, есть эффективный инструмент, который помогает детям развить мышление, память, речь, – это нейропсихологические игры.
Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс. Необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным, и в то же время продуктивным для детей.
Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой – в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Педагог в любое время может уделить минутку на нейропсихологические упражнения.
Игры способствуют улучшению концентрации внимания, пространственного восприятия и воображения.
Примеры игры, которые можно использовать:
Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц; выкладывание букв, предметов из счетных палочек одновременно двумя руками.
Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, при дифференциации звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый.
Раскладывание фасоли по цветам в разные тарелочки одновременно двумя руками.
Зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, при усложнении произнося нужный нам звук.
«Прищепки». Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая, красные.
«Лабиринты». Игра представляет собой поле, на которую наклеен шнурок, необходимо левой и правой рукой одновременно двигаться по лабиринтам.
«Весёлые карандаши». На стол выкладывается 5–10 карандашей.
Собираем карандаши в кулак в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками. Затем выкладываем карандаши на стол по одному, используя ту же последовательность рук.
«Ухо-нос» — одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
Во время утренней гимнастики – можно использовать игровые дыхательные упражнения, игровой массаж и самомассаж с различными предметами, например мячиками су-джок, растяжки.
Игры, используемые при автоматизации звука.
«Колечко» автоматизируем звуки в слогах. Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).
Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь.
Нейроупражнения с мячами (обычными прыгунами, су-джоку).
Описание нейроупражнения : 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая.
Игры, которых нужно услышат заданный звук
«Зайчики» Цель игры: развитие фонематического слуха, памяти,
внимания, формирование навыков практической ориентировки на своем теле,
снятие психологической нагрузки, положительное отношение к занятиям.
Ход игры: исходное положение — стоя. педагог предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки», если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Либо можно заменить на другое движения.
Наиболее удачным и действенным методом являются коррекционно-развивающие нейроигры и упражнения.
Подвижные игры.
При изучении некоторых лексических тем можно использовать
Игру «По камушкам». На ковре раскладываются морские гладкие камни и карточки. Дети двигаются по кругу, наступая на камушек и карточку под речитатив:
Мы по камушкам пойдем,
Гладкий камушек возьмем.
При этом ребенок берет тот камушек, на который наступил.
Мы по камушкам пойдем,
И сюрприз себе возьмем.
При этом ребенок берет ту карточку, на которую наступил. На карточках могут быть изображены фрукты, овощи, игрушки и т. д. В соответствии с темой. И нужно назвать то, что изображено.
Игра «Полоса препятствий». Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней, которые раскладываются в две линии. Затем дети строятся в две колонны. Проходят препятствие, наступая руками и ногами на отпечатки. Можно использовать соревновательный момент, проводить игру по типу веселых стартов.
«Огонь и лед». По команде «огонь» ребенок начинает интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений он выбирает произвольно. По команде «лед» — застывает в позе, в которой его застигла команда, напрягая до предела все тело. Можно несколько раз чередовать обе команды, меняя время выполнения той и другой.
Аналогичны игры со сменой ролей: «Рыбки и водоросли» : плавные, легкие движения водорослей на месте и рыб — с передвижением в воде.
Игра «Цапля». Все дети двигаются по коврику босиком. По команде «Цапля» дети должны встать одной стопой на деревянный брусочек, другую согнуть в колене, прижать к ноге и замереть. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется.
Таким образом, оптимизация сенсомоторного статуса тела приведет к повышению речевых возможностей ребенка. Ведь мышцы речевого аппарата (очень маленькие и хилые) находятся в непосредственной связи и прямой зависимости от всего остального мышечного каркаса ребёнка. Способ настроить детей на занятие либо завершить занятие: Дети ложатся на мягкий коврик. Затем педагог предлагает расслабиться, дает слово-образ, например, облако, ковер-самолет, листок либо любое слово, подходящее по лексической теме. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут.
Игры на улице.
«Шаги». Проговаривание слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).
По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением задания (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).
БА – топнуть, ПА — хлопнуть
БО – топнуть, ПО — хлопнуть
БУ – топнуть, ПУ — хлопнуть
Пары слогов можно использовать любые.
В упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.
Известная игра «Ладушки». Дети работают в парах, садятся напротив друг друга. Хлопок – соприкосновение ладонями обеих рук, хлопок – соприкосновение ладонями правой руки, хлопок – соприкосновение ладонями левой руки, хлопок – снова соприкосновение ладонями обеих рук. Благодаря использованию в работе нейропсихологических методов и приемов у детей отмечается улучшение работоспособности, повышение познавательной активности, становится выше качество двигательных навыков, самоконтроля, восприятия информации.