Елена Дуданова
Нейрогимнастика в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается роль нейрогимнастики в образовательном процессе для детей дошкольного возраста. Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на стимуляцию когнитивного и психофизического развития ребёнка через развитие межполушарных связей. Данный метод позволяет эффективно поддерживать внимание, улучшать память и координацию движений у детей, что способствует общему гармоничному развитию дошкольников и улучшению их адаптации к учебной деятельности. Описаны принципы организации занятий и их польза для воспитанников.
Публикация «Нейрогимнастика в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: нейрогимнастика, дошкольники, межполушарные связи, когнитивное развитие, координация движений, психофизическое развитие.
Современные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста требуют всё большего внимания к развитию когнитивных и физических навыков детей. Нейрогимнастические упражнения помогают улучшить концентрацию внимания, память, координацию движений, а также подготовить детей к учебной деятельности в будущем. Введение нейрогимнастики в образовательные учреждения для детей дошкольного возраста позволяет комплексно развивать их способности и способствует гармоничному формированию личности.
Нейрогимнастика — это система упражнений, направленных на активизацию работы головного мозга через физические движения. Основной акцент делается на стимуляцию межполушарных связей, что является важным аспектом в развитии ребёнка в раннем возрасте. Для дошкольников это особенно актуально, поскольку в этом возрасте формируются основные механизмы мышления, восприятия и двигательной координации.
В период дошкольного возраста дети активно осваивают новые знания и умения. Нейрогимнастика способствует улучшению таких когнитивных процессов, как внимание, память, мышление и восприятие. За счёт упражнений, активизирующих оба полушария, у детей быстрее происходит переработка информации и её усвоение.
Мелкая и крупная моторика играет важную роль в развитии речи, письма и других навыков. Нейрогимнастика включает упражнения, направленные на улучшение координации движений, что помогает детям развивать контроль над своим телом, лучше ориентироваться в пространстве и повышать уверенность в собственных физических возможностях.
Упражнения нейрогимнастики стимулируют взаимодействие между левым и правым полушариями мозга, что помогает развивать такие качества, как логическое мышление (левое полушарие) и творческое воображение (правое полушарие). Это способствует гармоничному развитию ребёнка и улучшению его адаптации к процессу обучения.
Нейрогимнастические упражнения помогают детям справляться со стрессом и психоэмоциональным напряжением, которое может возникать в результате высоких нагрузок или конфликтных ситуаций. Физическая активность способствует снижению уровня тревожности, улучшению настроения и повышению уверенности в себе.
Основными принципами организации занятий являются:
Игровая форма. Для дошкольников игра — это основной способ восприятия окружающего мира. Нейрогимнастические упражнения проводятся в форме игр, что позволяет детям с удовольствием выполнять движения и включаться в процесс. Например, можно использовать упражнения, связанные с ритмичными движениями под музыку, или задания, где дети повторяют движения за воспитателем.
Краткосрочные занятия. Поскольку дошкольники ещё не могут длительно концентрировать внимание, важно, чтобы нейрогимнастические занятия не были слишком продолжительными. Оптимальная продолжительность — 10-15 минут, в зависимости от возраста детей. Занятия могут проводиться несколько раз в день, например, в виде разминки перед началом учебной деятельности.
Постепенное усложнение упражнений. Нейрогимнастика должна развиваться поэтапно, начиная с простых движений и постепенно усложняя задания по мере взросления детей. Это помогает поддерживать интерес и развитие, а также позволяет детям постепенно осваивать новые навыки без перегрузки.
Вовлечение всех детей. Важно, чтобы в нейрогимнастических занятиях могли участвовать все дети, вне зависимости от их уровня физического или когнитивного развития. Упражнения подбираются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать успех и участие в процессе, что способствует развитию уверенности в себе.
Существует множество упражнений, которые можно использовать в рамках нейрогимнастики. Вот несколько примеров, которые могут быть полезны для дошкольников :
Упражнение «Крестные шаги». Это одно из базовых упражнений нейрогимнастики, направленное на развитие координации и активизацию межполушарных связей. Ребёнок шагает на месте, поднимая одно колено и касаясь его противоположной рукой. Это упражнение активирует работу обоих полушарий мозга, улучшает координацию движений и помогает концентрировать внимание.
Упражнение «Ухо-нос». Это упражнение также направлено на активизацию межполушарного взаимодействия. Ребёнок правой рукой касается кончика носа, а левой — противоположного уха. После хлопка руки меняются местами. Такие упражнения помогают улучшить внимание и координацию, способствуют развитию ловкости и быстроты реакции.
Упражнение «Слон». Это упражнение помогает развивать координацию и пространственное восприятие. Ребёнок изображает слона, обхватывая голову одной рукой, а другой рисует восьмёрки в воздухе перед собой. Это помогает улучшить связь между полушариями и способствует развитию творческого мышления.
Дыхательные упражнения — важная часть нейрогимнастики, так как они помогают детям регулировать уровень напряжения и сосредотачиваться. Примером может быть упражнение, где дети имитируют звук ветра, делая длинный и ровный выдох через рот, или упражнение «Шарик», когда ребёнок воображает, что надувает воздушный шарик, контролируя вдох и выдох.
Нейрогимнастика в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста является эффективным средством для развития когнитивных и физических навыков. Сочетание физической активности с активацией работы мозга способствует гармоничному развитию ребёнка, улучшает его способность к обучению и адаптации в образовательной среде.
Список литературы
1. Батманова М. С. Нейрогимнастика как средство развития детей дошкольного возраста // Вестник науки и образования. 2024, №8.
2. Капранова О. А. Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста на уроках хореографии при помощи нейрогимнастики// Вестник науки. 2024, № 6.
3. Суранова Т. А., Поскотинова М. А., Журавлев А. В. Нейрогимнасика как средство повышения успеваемости в школе // StudNet. 2022. № 6.