МААМ-картинки

Нейрогимнастика в ДОУ

Зоя Куликова
Нейрогимнастика в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность применения.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с психическими отклонениями. Если брать клинический данные, то у большинства детей они показывают нижние границы нормы. Эти дети посещают обыкновенные детские сады и школы.

Если в детском саду отклонения в познавательных процессах не очень заметны, то в школе проблемы обучаемости встают остро. Стандартные методики перестают приносить результаты в обучении, дети становятся дезадаптированными к обучающей среде. Методы воздействия непосредственно на симптом перестают приносить результаты, так как один нейропсихологический синдром может давать разную симптоматику у разных детей. Поэтому важно выявить первичный синдром, который может запустить ряд отклонений в психических процессах у ребенка. Первичную диагностику нарушений может провести нейропсихолог. Перед занятиями нейрогимнастикой с детьми необходимо рекомендовать родителям пройти диагностику невролога, нейропсихолога, психолога и, возможно, психиатра, поскольку занятия не только системно воздействуют на весь организм, но и существуют некоторые противопоказания.

Публикация «Нейрогимнастика в ДОУ» размещена в разделах

Нейрогимнастика – это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. А также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития.

Всю нашу психическую деятельность можно представить в виде дома, где фундамент – это развитые по возрасту и нормально функционирующие структуры мозга, а стены – это прием, переработка и хранение информации, поступающей к нам от всех сенсорных систем, а крыша – высшие психические функции – мыслительные процессы.

Представьте, если у дома плохо сделан фундамент, будет ли дом надежным и прочным? Возможно ли на таком фундаменте построить хорошие ровные стены и тем более крышу? НЕТ.

Как раз двигательная нейропсихологическая коррекция и занимается коррекцией так называемого «фундамента», на котором строится здоровая психика.

Если у ребенка есть неврологическое заболевание – это уже значит, что какие-то структуры мозга испытывают дефицит развития, который необходимо восполнять.

Хорошее интеллектуальное развитие обеспечивается нам не размером мозга, а количеством нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением. С помощью движений мы создаем новые нейронные связи. Когда мы получаем сенсорный стимул и в ответ начинаем движение, происходит образование новой нервной связи. Без движения это просто невозможно. Для примера можете представить себе глаз, который не реагирует на свет, или ухо, мышечная система которого не сокращается в ответ на звуковой сигнал – это будет значить, что мы ничего не видим и не слышим. Поэтому движение – это не только жизнь, но и интеллект. Нет движения – нет получения опыта и новых знаний, вместе с тем нет и новых нейронов.

На биохимическом уровне движение стимулирует выработку нейротропинов – биологически активных веществ, способствующих образованию новых нейронов и связей между ними (вот почему двигательная нейропсихологическая коррекция более экологична, в отличие от медикаментозных методов лечения, хотя не призываю отказываться от лекарств).

Любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно, если это будут координированные движения, непосредственно направленные на развитие необходимых психомоторных функций.

В коррекционных мероприятиях обычно выделяют два направления:

1. Когнитивный – опирается на высшие психические функции: память, речь, письмо и т. д.

2. Сенсорно-моторный – ребенок учится ориентироваться в пространстве, ощущать свое тело, невербально выражать свои потребности и понимать чужие.

Очень часто когнитивные и двигательные техники объединяются, поскольку нарушения носят системный и мозаичный характер.

Психические функции, на которые влияет психомоторная коррекция:

- речевые процессы;

- пространственные представления;

- активация и стабилизация энергетического потенциала организма;

- формирование когнитивных процессов;

- процессы произвольной саморегуляции;

- и др.

Поэтому нейрогимнастика включает в себя комплексы упражнений, направленных на развитие подкорковых структур, межполушарных связей, связей между корой и подкорковыми структурами (у детей с РАС как раз и отмечается дефицитарность связей между корой и подкоркой, а также неправильное функционирование последней, что проявляется в гипер- или гипотонусе, утомляемости, малой концентрации внимания).

Двигательная нейропсихологическая коррекция включает в себя следующие комплексы упражнений (нейропсихологические приемы) :

- дыхательные упражнения : насыщают мозг кислородом;

- растяжки : работа с мышечными дистониями и гипертонусом. Напряженные мышцы при гипертонусе, например, сообщают мозгу о том, что организм находится в стрессе и к обучению (получению новых знаний) не готов. Тогда все сенсорные стимулы от ствола мозга не поднимаются к коре больших полушарий, потому что лимбическая система их не пропускает, воспринимая их как стрессовую ситуацию. Как только мышцы во время растяжки расслабились – наш мозг готов к обучению и лимбическая система воспринимает их как приключенческий и познавательный опыт, и сигналы беспрепятственно поднимаются к коре мозга. Тот же эффект происходит при расслабляющем массаже;

- упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы обеих полушарий, для развития аналитико-синтетической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации;

- упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядом в головном мозге. Вот почему развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи у детей. Упражнения на зрительно-моторную координацию развивают глазодвигательные функции у детей, совершенствуют точность движений, моторную ловкость, расширяют зрительное поле, делают взгляд живым, позволяют тренировать быстрый прием информации через зрительный анализатор, подготавливают руку к письму, корректируют почерк;

- упражнения на развитие ловкости и координации движений;

- упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: на занятиях, выполняя различные упражнения, улучшаются функции сенсорной интеграции, ребенок лучше чувствует свое тело, точнее пользуется им, тем самым развивается плавность движений, ловкость, большая часть энергии мозга направляется на интеллектуальную деятельность, сенсорные стимулы начинают восприниматься адекватно;

- упражнения на координацию движений (в том числе мозжечковая стимуляция) улучшают функции мозжечка, который и страдает при РАС;

По мере овладения упражнениями, ребенок становится более уверенным в себе и, таким естественным образом, улучшается эмоциональное состояние ребенка. Эмоции, за которые отвечает лимбическая система в головном мозге, определяют разрядку нейропередатчиков, которые усиливают или ослабляют наш иммунитет. Радость, горе, удивление – все это влияет на нашу иммунную систему. Таким образом, нейрогимнастика способствует улучшению психического и физического развития детей.

Виды и примеры упражнений.

1. Сенсомоторные упражнения

Растяжки

Выполнение растяжек способствует преодолению мышечных зажимов и повышению уровня психической активности. Должны проводиться в медленном темпе, без рывков. Усложненные упражнения выполнять при условии, что простые упражнения выполняются правильно и без усилий.

«Колобок»

Лежа на спине, обхватить колени руками. Перекатываться на спине. Другой вариант- перекатываться то на правый, то на левый бок. Усложнением данного упражнения будет разгадывание загадок, решение математических примеров, объяснение пословиц и т. д.

«Бревнышко»

Поднять руки за голову (в положении лежа на спине, кисти рук соединены, ноги вместе. Тело вытянуто. Перекатываться направо несколько раз, затем обратно.

«Корзиночка»

Лежа на животе. Взять в руки голеностопные суставы и качаться вперед- назад. Усложнение: правой рукой берем левый голеностоп, левой рукой – правый.

«Таракан»

В положении лежа на спине встаем на руки и ноги, идем вперед, одновременно шагая правой и левой ногой. Затем идем левой рукой и правой ногой. Усложнение: шагаем правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой. Возвращаемся назад также используя простой и усложненный варианты.

«Чемодан»

В положении сидя, ноги вытянуты, носки тянем к себе. Наклоны к ногам. Колени не сгибаем, шея и плечи расслаблены.

Упражнения с мячом (кинестетическое упражнение)

Подкидывая мяч вверх, ребенок должен хлопнуть в ладоши, прежде, чем поймать мяч. Усложнение: Выполнение упражнения на балансирах.

Упражнение можно выполнять в паре (способствует коммуникации, взаимодействию с партнером).

Сенсорное упражнение

Ребенок с закрытыми глазами угадывает какой предмет ему попался в руки. Перед упражнением он изучает предметы визуально и наощупь: игрушки, ключи, бумагу и др.

2. Когнитивные упражнения.

Пространственные представления (с 5 лет)

Дается задание на определение в какой клетке находится муха. Начинаем с исходного положения и далее перечисляем: одна клетка вверх, две клетки вниз, одна клетка влево ит. д. Нужно правильно показать в какой клетке находится муха. Усложнение: без визуального показа мухи, определяем положение насекомого в клетке (т. е. муху нужно мысленно представлять).

Слуховые представления

Перед упражнением ребенку предлагается послушать звон ключей, шуршание бумаги, шум воды, звон стекла и т. д. Затем ребенок закрывает глаза и определяет на слух услышанные звуки.

Также можно ребенку предложить угадать заранее записанные звуки природы (звук костра, дождя, ветра, пение птиц и др.)

Тактильные и кинестетические представления

Предложите ребенку изобразить как он гладит собаку, прикасается к крапиве. Показать, как чистит зубы и расчесывает волосы. Школьник пусть изобразит в воздухе как он пишет свое имя, адрес.

Чертим на спинке ребенка фигуры, а ребенок их угадывает.

Межполушарное взаимодействие

Одновременно на листе бумаги двумя руками рисуем спирали

Одновременно повторяем движения пальцев. Затем меняем руки.

Игра в животных

Предложите ребенку показать названное животное (Собаку, лягушку, зайца и др., подвигаться как это животное, воспроизвести звуки этого животного. Усложнение: ребенок изображает животного, а взрослый угадывает что за животное изображает ребенок.

Эти упражнения необходимо выполнять 2- 3 раза в неделю. При участии взрослого формирование когнитивных и динамических процессов возрастают в несколько раз.

На занятиях ребенок повторяет движения инструктора, играет в паре в мяч, учится подстраиваться и координировать свои движения в зависимости от движений партнера — все это тренирует основы успешной коммуникации, что очень полезно для детей с РАС, например.

Каждое упражнение заставляет ребенка сосредотачиваться на его выполнении, постепенно увеличивается сложность упражнений – все это развивает концентрацию и произвольность внимания, которая так необходима детям с РАС, ЗПР и СДВГ, СДВ.

На занятиях с логопедами и клиническими психологами дети в основном, сидят, а на занятиях нейрогимнастикой активно двигаются, что улучшает и физическое состояние ребенка – улучшается кровообращение, в том числе и кровоснабжение мозга, хорошо вентилируются лёгкие и насыщают мозг кислородом. Именно двигательная активность стимулирует вестибулярный аппарат, который в свою очередь стимулирует кору полушарий, ответственную за интеллектуальные функции, как бы сообщая ей, что организм бодрствует и готов к обучению. Если человек находится в пассивном состоянии, то и вестибулярная система не работает и не активизирует кору. Вот почему важно вести активный образ жизни – это полезно для интеллекта, в частности, для усвоения новых знаний.

Публикации по теме:

Нейрогимнастика в работе логопедаНейрогимнастика в работе логопеда ! Ритмично двигая пальчиками, мы способствуем активизации речевых центров головного мозга; ---! Повышаем речевую.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейрогимнастика в ДОУ
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 19:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейрогимнастика в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Куликова (УИ 2238260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД