Галина Соловьева
Нейрогимнастика как современная технология в работе учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
В современном образовательном пространстве педагоги заняты поиском новых эффективных практик развития детей. Таких практик, которые интересны детям, относительно просты в изготовлении и использовании и имеют положительное влияние на общее развитие ребенка. Наблюдения показывает повышение числа детей с комплексными нарушениями в развитии. Причина этих расстройств может быть в нарушении в работе головного мозга. Поэтому так важно в период от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга
находиться в стадии формирования, уделить внимание развитию познавательных процессов и двигательной деятельности.
Публикация «Нейрогимнастика как современная технология в работе учителя-дефектолога» размещена в разделах
Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии –Л. С. Выготским, А. Р. Лурией,Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным. Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов - нейрогимнастики. Она является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. В связи с понятиями «нейрогимнастика» и «кинезиология», употребляется и термин «межполушарное взаимодействие».
Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга человека в единую, интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Если с детства развивать межполушарные связи, то у ребёнка лучше будут развиваться интеллект, речь, память, мышление, воображение, восприятие. При несформированности межполушарных связей происходит неправильная обработка полученной информации, а в дальнейшем – возникают сложности в обучении при восприятии учебной информации.
Помочь наладить межполушарное взаимодействие поможет нейрогимнастика. Кроме всех вышеперечисленных факторов положительного влияния нейро- гимнастики на развитие ребенка, следует учесть, что эти упражнения помогают оптимизировать работу учителя дефектолога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, создают благоприятный эмоциональный фон. Начинать заниматься нейрогимнастикой целесообразно с 4–5 лет, но отдельные упражнения можно вводить и в более раннем возрасте, учитывая желание ребенка заниматься.
Данный комплекс игровых упражнений разработал в семидесятых годах XX века американский ученый Пол Деннисон, который 20 лет изучал причины учебной неуспеваемости детей. Комплекс упражнений способствует тесной взаимосвязи движения и мышления ребенка: нейрогимнастика благотворно влияет на обучаемость детей. Нейрогимнастика является одной из главных средств работы по формированию готовности детей дошкольного возраста с ОВ к школьному обучению. Нейродинамическая гимнастика, используемая для детей дошкольного возраста, решает следующие задачи их развития:
стимуляция восприятия, внимания, памяти и мышления;
помощь в получении энергии, необходимой для обучения;
снижение истощаемости и утомляемости, повышение продуктивной работоспособности;
улучшение всех видов моторики: общей, дифференцированной мелкой, мимико-артикуляторной;
формирование уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.
На таких занятиях педагоги создают эмоционально положительную доброжелательную атмосферу, даже музыкальное сопровождение можно включать такое, которое нравится именно детям. При проведении нейрогимнастических упражнений гимнастики необходимо соблюдать определенные правила.
1. Проводить их нужно каждый день, но без принуждения. Для этого используются игровые приемы, воображаемые ситуации и персонажи.
2. По длительности нейрогимнастика должна проводиться не более 5–7 минут.
3. В некоторые дни упражнения по нейрогимнастике должны проводиться на прогулке, на улице.
4. В зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ нужно постепенно усложнять игровые задания, к примеру можно ускорить темп их выполнения.
5. Важно следить за точностью и правильностью выполнения кажжого нейрогимнастического упражнения, при необходимости снова показывать образец выполнения, выполнять пассивно-активно с помощью педагога.
6. Чтобы у воспитанников с ОВ не утрачивался интерес к таким занятиям, нейрогимнастические упражнения нужно периодически обновлять, комбинировать, менять местами. То есть в одну мини-тренировку не стоит включать «все и сразу», 5–6 качественно выполненных нейрогимнастических упражнений достаточно.
В целом, нейродинамическая гимнастика включает четыре группы упражнений:
упражнения, пересекающие среднюю линию тела на одновременную работу двух глаз, рук, ног
– на соединение деятельности обоих полушарий мозга;
- как результат может быть улучшение координации и графомоторики движений, получение дополнительной энергии, развитие пространственной ориентации;
энергетические упражнения на определенную скорость нервно-психических процессов;
- развитие эмоциональной сферы, произвольности и саморегуляции; растягивающие упражнения для устранения мускульного напряжения и расслабления, снижения стресса, на улучшение настроения, эмоционально-положительного отношения к жизни, снижения тревожности, на стабилизацию нервно-психической процессов. С опорой на труды В. Н. Коноваловой приведем несколько примеров нейрогимнастических упражнений.
1. Упражнение, пересекающее среднюю линию тела «Кулак-ладонь» для усиления взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга. Сначала упражнение выполняется обеими руками одновременно. По мере овладения этим умением детьми, упражнение нужно усложнить: правая рука сжимается в кулак, а левая распрямляется в ладонь. И так попеременно.
2. Энергетическое упражнение «Энергетическая зевота» – по показу педагога дети закрывают глаза и имитируют зевот, массируя зону верхних и нижних челюстей. При имитации зевоты, дети начинают зевать по-настоящему, обогащая мозг кислородом (3–5 повторов).
Растягивающее упражнение на активизацию работы рук : левая рука поднимается над головой, а правая сгибается в локтевом суставе и кладется на левую; левой рукой совершаются движения вперед и назад, влево и вправо относительно головы; правая рука как противовес препятствует движениям.
Таким образом, при правильном руководстве со стороны педагогов нейрогимнастика стимулирует мышление, внимание, память у детей с ОВ, улучшает умение думать, поднимает настроение, вселяет уверенность в своих силах и заряжает энергией.