Наталья Маркевич
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах
Приемы обучения
Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей. В методике обучения игре на инструментах важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. В этом вопросе еще нет длительных и прочных педагогических традиций. Как и во всяком исполнении, здесь необходимо применение правильных приемов игры при разучивании пьес. Важна преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях. Выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения и пояснения — хорошо проверенные, традиционные методы — могут еще пополняться иными. Детям предлагают самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях. Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех. В практике часто приступают, к обучению игре на многих инструментах одновременно, хотя каждый инструмент требует различных приемов исполнения, или же разучивают всю пьесу сразу. При этом одним детям приходится ждать, пока учатся другие. Это утомляет ребят и рассеивает их внимание.
Публикация «Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах в ДОУ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Очевидно, целесообразным можно считать другое. Познакомив детей на общих занятиях, допустим, с внешним видом цитры, с основными приемами игры на ней, разучив в течение нескольких занятий 2—3 попевки, инструмент передают в дальнейшем в группу Там во время игр дети уже по своей инициативе продолжают знакомиться с инструментом, воспитатель помогает им. Тем временем на общих занятиях идет знакомство с другим инструментом. Причем иногда наиболее способным ребятам предлагается осмотреть инструмент, найти способы игры на нем, а потом уже педагог вносит свои поправки. Постепенно детей знакомят с инструментами, имеющими диатонические или хроматические звукоряды: металлофонами,
триолами, аккордеонами, цитрами. Ударная группа требует меньшей затраты времени на ознакомление с ней: на занятие можно внести сразу два или три инструмента, например, барабан, бубен и кастаньеты, так как на них дети воспроизводят только ритм. Рассмотрим особенности методики обучения с точки зрения следующих задач: освоения технических приемов игры; последовательности заданий для освоения игры на отдельных инструментах; разучивания некоторых произведений.
Технические приемы
Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку. Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится
«грязным», неприятным.
При игре на цитре медиатор нужно зажать между большим и указательным пальцами. Звук извлекается легким, упругим движением по струне. При этом надо стремиться не задевать лишних струн.
Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую Руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен. Тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям. Иногда по тарелкам (подвесив их) можно ударять палочкой, конец которой покрыт мягкой матерней в несколько слоев или ватой. При игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим.
и если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой - звук сразу прекратится. тБубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если к тому же менять место удара— ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс, к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков. Играть на триоле и Мелодии-26 следует одинаковыми приемами. Ребенок дует в отверстие трубки, равномерно расходуя дыхание. Одновременно он нажимает нужную клавишу. Клавиши у триолы цветные, каждая имеет свой цвет и название. Первые клавиши — ре, фа #, соль и далее звукоряд соль мажора. Следовательно, на триоле можно исполнять мелодии в соль мажоре и частично в других тональностях, но в ограниченном диапазоне. Инструмент, называемый Мелодией-26, построен на хроматическом звукоряде (в две октавы, и практически на нем можно исполнить любую мелодию в пределах двух октав. Когда ребенок почувствует различия в качестве звучания, когда он сам станет ориентироваться в разнообразных приемах игры, у него будет развиваться слуховой контроль и умение исправлять неточности в своем исполнении.
Методика игры на металлофоне
Самый доступный для ребенка инструмент - металлофон.
Для игры на металлофоне можно нарисовать клавиатуру, цифры, начиная от 1-7, по числу ступеней гаммы, можно разноцветные кружочки. Цветные наклейки усложняют запоминание и требуют механического запоминания.
Играют на металлофоне с помощью деревянных молоточков, которыми ударяют посередине пластинок. Молоточек следует держать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним снизу. Чтобы звук был музыкальным, мягким, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими.
В детском саду дети играют одной правой рукой, положив металлофон на стол. Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем, показывает по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Лучше разучивать мелодию по частям. Усвоив часть или всё музыкальное произведение, желательно исполнить его с педагогом на двух металлофонах.
Занятия по обучению игры на металлофоне ведутся с детьми индивидуально. При выборе произведений важное условие - строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга.
Дети играют выученные мелодии в сопровождении фортепиано сначала в медленном темпе затем в темпе, какого требует произведение. Не следует спешить с участием детей в оркестре. Надо дать им возможность усвоить мелодию, чтоб они могли играть свободно без напряжения. Игра в коллективе требует согласованности.
Методика разучивания отдельных произведений
Чем сложнее пьеса, чем более развито фортепианное сопровождение песни, тем более неторопливым должен быть процесс разучивания. Рассмотрим два примера: «Дождик» и «Наш оркестр». Первая песня — «Дождик». Русская народная попевка в обработке Т. Попатенко построена на мотиве из двух звуков, лежащих рядом (большая секунда). Этот мотив многократно повторяется с небольшим ритмическим вариантом — вначале попевка начинается с сильной доли такта («Дождик, дождик пуще!», а далее—с затакта («Дадим тебе гущи»). Общий характер фортепианной обработки подвижный, четкий, легкий. Фактура прозрачна — много пауз, основной штрих — стаккато. Есть вступление и заключение. Во вступлении звучит упрощенный мотив песни, а заключение как бы «рисует» капельки дождя. Прозрачный характер песни не должен потерять своей прелести при инструментовке. Во вступлении слышна как бы перекличка двух регистров. В заключение звучат треугольники. Они очень хорошо воспроизводят характер «капелек», тем более что мелодию заключения невозможно передать звуками детских металлофонов и цитр. В этой пьесе желательно применение небольшого количества инструментов, отличающихся легким, звонким, отрывистым звучанием. Последовательность занятий по разучиванию этой песенки можнонаметить следующим образом.
Занятие 1. Дети слушают эту знакомую уже им песню в исполнении взрослого. Привлекается внимание к легкому, прозрачному звучанию фортепианной партии. Дети вспоминают песню и поют се. Педагог предлагает подумать какие инструменты лучше подойдут к ее звучанию. Занятие 2. После исполнения песни начинается обсуждение, как ее инструментовать. Обращается внимание на характер вступления, заключения и на некоторое отличие второй фразы от первой. Предложения детей обсуждаются и практически испытываются. Если один или другой вариант
инструментовки окажется хорошим, то он может быть исполнен на этом занятии целиком.
Занятие 3. Если разучивается вариант, предложенный педагогом (предположим детские варианты не приняты, то можно вначале исполнить лишь мелодию песенки (на металлофоне, цитре, а вступление и заключение пока исполнять на фортепиано. Следует обратить внимание на своевременное вступление цитр Занятие 4. Разучивается вся песенка - сначала без пения, потом часть детей играет, другие поют, и, наконец, все играют и поют.
Другая песня — «Наш оркестр» Е. Тиличеевой (слова Ю. Островского) значительно сложнее для ансамблевого исполнения. Мелодия разнообразнее, ее диапазон уже в пределах септимы, причем есть скачки, поступенные ходы идут то вверх, то вниз. Ритм также имеет трудности: есть ноты с точкой. Все это требует от детей определенных навыков. В фортепианном сопровождении да и в мелодии даны музыкальные характеристики звучания различных групп инструментов. Достаточно вспомнить такты, где звучат слова «Барабаны, барабаны, барабаньте, барабаньте», в которых дается четкий ритм, как бы подражание барабану. Далее появляется более высокий реги Таким образом, инструментовка подсказывается композитором и поэтом. Но чтобы дети могли сами участвовать в выборе инструментов, очевидно, сначала им надо исполнять песню без текста, который подсказывает решение. Поэтому целесообразна такая последовательность занятий:
Занятие 1. Педагог исполняет партию фортепиано без пения. Детям предлагают музыкальные загадки — играют отдельные фразы, которые в какой-то степени характеризуют звучание различных инструментов. Они отгадывают и называют, какие инструменты подходят для той или иной фразы. Затем педагог вторично исполняет песню, но уже поет и играет. Таким образом, дети узнают, правильно ли они назвали инструменты. Занятие 2. Разучивание вокальной партии песни. Дети учат мелодию. Затем поют ее партиями: будущие исполнители на триолах поют первую фразу, на барабанах -вторую и т. д. Во время пения ребята имитируют движения игры на том или ином инструменте. Занятие 3. Разучивание более сложных партий: триол (1-й четырехтакт) и металлофонов с цитрами (3-й четырехтакт). Сначала играют все дети, потом выбирают тех, кто будет исполнять данные партии, показывают им эти партии, объясняют, с какой ноты надо начинать, и предлагают поиграть.
Затем все дети играют на воображаемых барабанах, а часть детей - на настоящих инструментах.
Занятие 4. Продолжается разучивание партий триол и металлофонов. Сначала разучивается последняя фраза металлофонами, на которых исполняют мелодию, а потом к ним присоединяется ударная группа - барабаны. Повторяется партия барабанов. В конце занятия в первый раз исполняется вся партитура в целом, но без пения. Занятие 5. Повторяется исполнение каждой партии отдельно. Исполняется вся
партитура, но при этом одни дети поют, другие играют. Контролируются своевременные вступления каждой группы инструментов и уточняются динамические оттенки. На дальнейших занятиях повторяется вся пьеса и закрепляются полученные навыки.
Часто в педагогической практике встречается такой прием: дети исполняют мелодию на своих инструментах, а взрослый играет мелодию и аккомпанемент на фортепиано. Чтобы разнообразит звучание, можно сделать иначе. Например, вся пьеса исполняется педагогом на фортепиано, а дети играют на металлофоне мелодию, а как бы аккомпанемент, т. е. звуки, соответствующие первой (I) и пятой (V) или первой (I, четвертой (IV) и пятой (V) ступеням лада. Вот, скажем, три варианта украинской народной мелодии «Ой лопнув обруч» в обработке Т. Попатенко. Металлофоны в первом случае дублируют мелодию, во втором — басовый голос, в третьем играют без фортепианного сопровождения.
Еще одно произведение — «Белка», отрывок из оперы Н. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане». В этом отрывке передан образ сказочной белки. Для характеристики образа композитор использовал мелодию известной русской народной песни «Во саду ли, в огороде». Мелодия песни веселая, задорная, плясового характера, но исполняется в умеренном темпе. При инструментовке пьесы необходимо подобрать музыкальные инструменты с легким, звонким и отрывистым звучанием. Это могут быть металлофон и треугольник.
При разучивании произведения можно предложить такую последовательность занятий.
Занятие 1. Дети слушают пьесу в исполнении взрослого. Обращается внимание на светлое звучание мелодии, ее задорный, плясовой характер. Можно прочитать отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане». После повторного исполнения педагогом пьесы детям предлагают подумать, какие инструменты лучше использовать для игры в оркестре в связи с характером музыки. Предложения детей обсуждаются. Выбирается один из вариантов. Педагог проигрывает мелодию на металлофоне. Занятие 2. Педагог исполняет мелодию пьесы без фортепианного сопровождения. Дети прохлопывают ритмический рисунок мелодии. Затем разучивается партия треугольника. Одни исполняют ритмический рисунок на треугольниках, другие прихлопывают. Затем действия детей меняются. Перед разучиванием партии металлофона педагог сначала сам исполняет мелодию, которая затем разучивается по частям (1-й четырехтакт, затем 2-й четырехтакт).
Занятие 3. Продолжается разучивание партии металлофона. Дети исполняют первую часть пьесы (1-й и 2-й четырехтакты) и исполняется вся партитура. При повторном ее исполнении к металлофонам присоединяются треугольники.
Занятие 4. Каждая партия исполняется отдельно без сопровождения и с сопровождением. Затем исполняется вся партитура. Внимание детей обращается на четкое исполнение ритмического рисунка. Занятие 5. Каждая партия исполняется отдельно с сопровождением, затем исполняется вся партитура. Внимание детей обращается на выразительность исполнения. При повторном исполнении дети могут меняться инструментами.
Обучение игре на музыкальных инструментах нельзя ограничить лишь разучиванием репертуара. Важно, чтобы эти занятия носили творческий характер.
Упражнения, в которых предлагается воспроизвести (по слуху) знакомую мелодию, проиграть ритмическую попевку на разных по высоте звуках (транспонируя, найти новый прием игры на инструменте, безусловно, развивают у детей самостоятельность и слуховые представления. Но важно создать также предпосылки и для собственных творческих проявлений ребят. Дать возможность выбирать инструменты для исполнения той или иной пьесы, побуждать их и к импровизации.
Приемы развития музыкального творчества
Детское музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов. Это очень ценно, но дети часто бывают беспомощны в своих поисках. Направляет эти поиски педагог, предлагая
детям сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик, гремит гром и т. д. Но можно применить еще интересный прием коллективного творчества на металлофонах, ксилофонах. Если заклеить ноты фа и си (IV и VII ступени) или снять пластинки этих звуков, чтобы дети на них не играли, то они могут импровизировать все одновременно. Играют дети на пяти звуках (до, ре, ми, соль, ля). Получаются очень интересные гармонические сочетания, постоянно и неожиданно меняющиеся, но всегда очень мелодичные. При этом дети могут играть в любом ритме, иногда же им предлагают заданный ритм, например четвертная и две восьмые. Значение этого приема состоит не только в развитии гармонического слуха. Дети начинают сами импровизировать, делать первые попытки в создании «своих сочинений». Следует особо подчеркнуть, что методика обучения игре на инструментах в детских садах должна быть более организованной и последовательной, чем это имеет место в практике. Успешность этого обучения зависит от согласованности всех форм музыкальных занятий детей. На занятиях они получают известный объем знаний и навыков, накапливают репертуар. Разученные песни и пьесы дети охотно, с большим удовольствием используют в своих играх, исполняют на праздниках, развлечениях Знакомство детей с новыми инструментами, выполнение ими интересных заданий по выбору инструментов для исполнения тех или иных пьес и песен, приобретаемая способность оценивать (по слуху) качество своего исполнения, импровизировать, возможность участия в различных ансамблях
— все это делает игру на инструментах интересной для детей и ценной для
их общего музыкального развития. Заботясь о развитии творческих проявлений детей, педагог предлагает им разнообразные задания, например оценить исполнение знакомой мелодии, или импровизации товарищем, или свое собственное исполнение на каком-либо музыкальном инструменте; выбрать из числа предложенных музыкальный инструмент, на котором можно изобразить пение птиц, шелест листьев, завывание ветра и т. д. ; подобрать подходящие по тембру музыкальные инструменты на которых можно исполнить ту или иную пьесу, песню; передать на барабане или бубне ритм сочиненного самим ребенком марша; попытаться сочинить танцевальную мелодию и т. д. Совершенно очевидна роль музыкального руководителя и воспитателя. Они должны не только владеть методикой руководства занятиями, но и уметь свободно играть на детских музыкальных инструментах, знать устройство и приемы игры на них. Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная
деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность. Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству хорошо готовит их к будущим занятиям в школе.
ЛИТЕРАТУРА
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. — М., 1984.
Программа воспитания и обучения в. детском саду. —М., 1987. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой — М. ,1976.—С. 308—341.
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. —М., 1981.
Ветлугина Н. А. Музыкально-игровое творчество у детей 5—7 лет. Песенное творчество детей 5—7 лет // Художественное творчество в детском саду. — М., 1974.— С. 107—120.
Дзержинская И. .Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985.
Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. —М., 1985.
Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1989. – 270 с. : нот.