МААМ-картинки

Научно-исследовательская работа «Обучение грамматическим навыкам детей пятого года жизни в условиях речевого общения»

Карина Камынина
Научно-исследовательская работа «Обучение грамматическим навыкам детей пятого года жизни в условиях речевого общения»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию к построению своей личности.

Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечёт за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи.

Публикация «Научно-исследовательская работа „Обучение грамматическим навыкам детей пятого года жизни в условиях речевого общения“» размещена в разделах

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Известно, что дидактические игры и упражнения – лучшее средство для формирования грамматически правильной речи. Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных форм слов.

Таким образом, выявляется противоречие между: актуальностью проблематики и недостаточного использования эффективных средств развития грамматического строя речи в условиях реализации ФГОС ДО в рамках ОД.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования грамматического строя речи детей пятого года жизни.

Цель исследования: Выявить влияние условий речевого общения на формирования грамматического строя речи детей пятого года жизни.

Объект исследования: формирование грамматического строя речи детей пятого года жизни.

Предмет исследования: педагогические условия формирования грамматического строя речи детей пятого года жизни.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать диагностический материал по диагностированию уровня сформированности грамматического строя речи детей пятого года жизни.

3. Организовать и провести педагогический эксперимент по теме исследования.

4. Составить и апробировать систему работы и методические рекомендации по развитию грамматического строя речи детей пятого года жизни.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных ученых, посвященные: теории речевой деятельности (Л. Выготский, Н, А, Леонтьев, М. Р. Львов); теоретическим аспектам организации коммуникативной деятельности у дошкольников (Л. И. Божович, Л. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, М. И. Лисина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. Г. Рузская).

Исследование организовывалось и проводилось в соответствии с определенными этапами работы :

теоретическое обоснование проблемы на основании изучения литературных источников;

подбор диагностических и методических материалов для экспериментальной работы;

организация и проведение эксперимента;

анализ результатов и подведение итогов исследования.

База исследования была представлена МБДОУ № 43 г. Липецка.

1. Изучение уровня сформированности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

После изучения теоретического опыта по проблеме формирования грамматического строя речи у детей пятого года жизни, была проведена исследовательская работа.

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 43» г. Липецка.

Исследование проводилось в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный)

На первой неделе был проведен констатирующий эксперимент. Цель данного эксперимента заключалась в выявлении уровня сформированности грамматических навыков детей пятого года жизни.

Количество испытуемых 22 человека.

Дети старшей группы (22 человека) были поделены на две подгруппы (по 11 человек). В одной группе (контрольная) занятия проводились традиционно по программе «Радуга». Во второй группе (экспериментальная) проводились работа в условиях речевого общения.

На данном этапе эксперимента проводилось обследование грамматического строя речи детей, с целью выявления уровня ее развития.

Методы исследования:

-Наблюдение за детьми в ходе занятий

-Наблюдение за детьми в повседневной жизни,

-Специальные экспериментальные методики

Для исследования сформированности грамматического строя речи детей пятого года жизни была проведена опытно-экспериментальная работа.

Задачи диагностики:

1. Установить наличие динамики в развитии речи детей по сравнению с началом учебного года.

2. Произвести коррекцию задач по развитию речи детей группы на оставшийся период учебного года.

3. Определить содержание индивидуального сопровождения процесса развития речи детей с отставанием и опережением возрастных показателей.

В ходе формирующего этапа экспериментального исследования на основе полученных в ходе обследования данных, были определены основные направления работы по формированию грамматического строя речи у детей пятого года жизни в условиях речевого общения и проводилась апробация методик.

Контрольный этап эксперимента предполагал анализ результатов проделанной работы.

В ходе констатирующего этапа эксперимента, была проведена диагностика грамматического строя речи детей.

В целях комплексного исследования связной речи детей использовалась методика Волковой Г. А. [13], включающаяся в себя:

1. Исследование образования существительных именительного падежа множественного числа.

СТОЛ – СТОЛЫ, ДЕРЕВО – …. ВОРОБЕЙ – ….

КУКЛА – КУКЛЫ, ОКНО – … ПЕНЬ – ….

УХО – …. СТУЛ – …. ЛЕВ – ….

СЛОН – …. СОН – …. ГЛАЗ – ….

2. Исследование образования существительных в косвенных падежах.

У МЕНЯ ЕСТЬ ФЛОМАСТЕР, КУКЛА.

У МЕНЯ НЕТ ФЛОМАСТЕРА, КУКЛЫ.

Я РИСУЮ …., ПАПА ПИШЕТ О ….

3. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа.

ШАР – ШАРОВ, ЧАШКА – … ДЕРЕВО – ….

СТОЛ – СТОЛОВ, КНИГА – …. ЛИСТ – ….

ДОМ – …. МЯЧ – …. КЛЮЧ – ….

4. Исследование употребления предлогов: на, в, под, над, за, около, перед.

5. Исследование согласования числительного с существительным.

ДОМ – ДВА ДОМА – ПЯТЬ ДОМОВ.

КУКЛА – …. ШАР – …. ЖУК – ….

6. Исследование согласования прилагательного с существительным.

ШАР, ВЕДРО, ПЛАТЬЕ.

БОТИНОК, МАШИНА.

7. Исследование образования названий детенышей.

У ВОЛКА…. У ЗАЙЦА…. У МЕДВЕДЯ…. У БЕЛКИ….

8. Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм.

МИСКА, СТОЛ, ШКАФ, МЯЧ, ДОМ, ЛОЖКА, БЕРЕЗА, КРОВАТЬ, КУКЛА.

9. Исследование образования относительных прилагательных от существительных.

ДЕРЕВО ДЕРЕВЯННЫЙ, МЕТАЛЛ – …. РЕЗИНА – ….

СОЛОМА – …. БУМАГА -…. МЕХ – …

СНЕГ – …. ПУХ – …. КИРПИЧ – ….

БРУСНИКА-…. ШЕРСТЬ-…. ЧЕРНИКА-….

10. Исследование образования глаголов совершенного вида.

ДЕЛАЛ – СДЕЛАЛ.

РИСОВАЛ – НАРИСОВАЛ.

ПИСАЛ – НАПИСАЛ.

По результатам обследования грамматического строя определяется уровень. Ребенок получает за каждое правильное выполненное упражнение 1 балл.

Максимальное количество баллов:

Первое задание – 4 балла;

Второе задание – 2 балла;

Третье задание – 3 балла;

Четвертое задание – 1 балл;

Пятое задание – 3 балла;

Шестое задание – 2 балла;

Седьмое задание – 1 балл;

Восьмое задание – 1 балл;

Девятое задание – 4 балла;

Десятое задание – 3 балла.

Первый уровень (низкий, менее 5 баллов).

Для передачи грамматических отношений не использует морфологические элементы.

Второй уровень (выше среднего, 9-6 баллов).

В употреблении грамматических конструкций отмечаются грубые ошибки.

Третий уровень (средний, 14-10 баллов).

Грамматический строй ребенка имеет отклонения от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги. Согласовывать существительное с числительным, прилагательным, образовывать названия детенышей. Может быть не выполненных заданий в целом не более 9.

Четвертый уровень (выше среднего, 19-15 баллов)

Возрастной норме соответствует грамматический строй, имеют место незначительные затруднения при выполнении не более 4 заданий.

Пятый уровень (высокий, 24-20 баллов).

Возрастной норме грамматический строй соответствует. Безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, существительные в косвенных падежах. Все предложенные предлоги употребляет правильно. Может согласовывать существительное с прилагательным и числительным, образовывать название детенышей, образовывать уменьшительно-ласкательные формы, относительные прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные и приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.

В результате исследования выявлено, что у 8 детей средний уровень развития грамматических навыков (73%, у 3 детей (27%) –уровень выше среднего.

В результате исследования выявлено, что у 1 ребенка (9%)- уровень развития грамматического строя ниже среднего, у 8 детей (73%) – средний уровень, у 2 детей (18%) уровень- выше среднего.

По состоянию грамматического строя были выявлены такие ошибки, замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами, образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей пятого года жизни отмечается недостаточное развитие грамматического строя речи без включения образовательных задач данного направления в ОД в различных режимных моментах образовательного процесса соответственно возрасту и педагогической ситуации.

Это определило актуальность проведения формирующего этапа эксперимента.

3. Система работы и методические рекомендации по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Анализ результатов исследования уровня формирования грамматического строя речи у детей пятого года жизни определил необходимость проведения формирующего этапа исследования.

Отмеченные выше ошибки мы учитывали на формирующем этапе нашей работы при составлении программы работы по формированию грамматического строя речи у детей.

В своей работе реализовали следующие задачи:

Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Формирование грамматически правильной речи осуществляли двумя путями:

В воспитании грамматических навыков в образовательной деятельности

В повседневном общении.

На занятиях дети усваивали те грамматические формы, которые невозможно усвоить при повседневном общении. На занятиях дети учились изменять слова (морфологии, строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов (словообразованию). Обучение детей грамматическим навыкам воспитатели проводили как часть занятия по речевому развитию на материале занятия (см. Приложение 1).

Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей.

Была составлена картотека дидактических игр (см. Приложение 2, которые проводились в три этапа.

1 этап – подготовительный.

Цель работы данного этапа заключалась в развитии грамматических категорий.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т. к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также на занятиях, построенных в игровой форме.

2 этап – развивающий.

Цель 2-го этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, то есть, сократить количество грамматических ошибок.

3 этап – закрепляющий.

Третий этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.

Дидактические игры для развития формирования грамматического строя речи

«Подбери признак»

«Назови ласково»

«Посчитай»

«Какой? Какая? Какое?»

«Узнай по описанию»

«Закончим предложение»

«Разделим на группы»

«Близкие словечки»

«Чей и чье?»

«Вставь словечко»

«Кого я вижу?»

«Прятки»

«Объясните, почему?»

«Вы хотите? –мы хотим»

Работа с детьми строилась на протяжении всего дня:

- Словесные игры (см. Приложение 3) использовали во всех режимных моментах: в утренний и вечерний отрезок времени, на занятиях, на прогулке.

- Дидактические игры и упражнения в системе включены в занятия по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим.

В работе с детьми используем следующие приемы:

- Работа над образованием множественного числа имён существительных.

В процессе специальных упражнений отрабатывали разные типы окончаний имён существительных множественного числа, так как именно многообразие этих окончаний и создаёт трудности. ( Например: Называть одно за другим имена существительные в единственном числе, а ребёнок – во множественном, предлагали соответствующим образом «оречевить» ряд картинок (стол-столы, порог-пороги, день-дни, носок-носки). Обращали особое внимание на многократное повторение существительных, у которых при образовании множественного числа полностью сохраняется основа слова (пирог-пироги, происходит выпадение гласного звука в корне слове (носок-носки, день-дни, имеется чередование согласных (ухо-уши).

- Работа над согласованием существительных с числительными.

В ходе специальных упражнений отрабатывали употребление в речи ребенка многообразие окончаний имён существительных при их согласовании с числительными.

- Работа над согласованием прилагательных с существительными.

В ходе специальных упражнений и дидактических игр упражняли детей в овладении навыком правильного употребления окончаний имён прилагательных при их согласовании с именами существительными. В дальнейшем наоборот, предлагали детям имя прилагательное с уже заданным окончанием, к которому ребёнок должен подобрать подходящие существительные. ( Например: спрашивали: «О чём можно сказать «зелёное?» (яблоко, дерево, платье). «А о чём можно сказать «зелёная?» (трава, лента, бумага).

- Работа над правильным употреблением предлогов.

Здесь, прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога, т. к. только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Объясняли, что НА – это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); В – это означает внутри чего-либо (в столе, в тумбочке, в шкафу); ПОД – внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом); НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом, над тумбочкой, над шкафом); ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом, с тумбочкой, со шкафом); ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола, тумбочки, шкафа); ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола, тумбочки, шкафа). Значение каждого предлога объясняли отдельно, причём объяснение обязательно сопровождали наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах.

Чтобы выяснить, насколько ребёнок усвоил значения предлогов, предлагали ему, молча выполнить такие поручения: положить книгу (ложку, чашку и пр.) на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, на диван, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет свидетельствовать об усвоении ребёнком значений предлогов. Только после этого перешли к упражнениям на правильное употребление предлогов самим ребёнком. ( Например: «Где лежит книга?» (местоположение книги постоянно меняется). Обращали внимание на различие окончаний существительных, употреблённых с одним и тем же предлогом («на столе», но «на полу»).

В другом варианте упражнений брали два предмета (например, карандаш и книга) и по-разному располагали их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладу то НА книгу, то ПОД книгу, то В книгу, то ПЕРЕД книгой, то ОКОЛО книги, то удерживаю НАД книгой и т. п. Упражнения продолжаются до полного исчезновения ошибок при употреблении предлогов. При каждом удобном случае задавали примерно такие вопросы: «Где лежит мяч?» (на столе, на окне, на полу, в углу, за шкафом, около стола, под тумбочкой и т. п.). «Где кукла?» (на кровати, в кресле, на стуле, у окна, в руках у девочки и пр.).

В упражнения также включали другие предлоги, упражняя ребёнка в правильном употреблении при этом окончаний имён существительных. (Например, предлагать ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай (с конфетами, с печеньем, с сахаром, с медом и т. д., «С чем можно сделать бутерброд?» (с маслом, колбасой,сыром., «С чем можно сварить суп?» (с мясом, рыбой, горохом, капустой., «Из чего можно сделать игрушки?» (из дерева, ват, меха, ткани, пластмассы, кожи, стекла и т. д.).

Примером может служить игра-драматизация «День рождения куклы».

- У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?

- Из чего Машины друзья будут пить чай? (из чашек)

- Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (блюдец)

- Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол? И так далее

- Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.

- Зайка сядет на стул, Мишка – на диван …

Еще в нашей работе мы использовали такой метод, как рассматривание картин, в основном сюжетных для формирования умения строить простые и сложные предложения.

П

Образец правильной речи педагога играет важную роль на всех этапах обучения. Детям предлагали поучиться правильно говорить слова, запомнить их:

Ехать – приезжай, махать – маши, искать – ищи.

Снять (что) – пальто, но раздеть (кого) – куклу.

Надеть (что) – шапку, но одеть (кого) – мальчика.

Объясняли, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто золотые пуговицы. Эти слова надо запомнить.

Сравнение двух форм (чулок – носков; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяли многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Использовали и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно, и другие.

Прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».

В синтаксисе применяли подбор однородных определений, дополнение предложений и другие приемы.

Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи. В ходе занятий педагог добивался активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксировал их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний.

Практика речевого общения – важнейшее условие формирования грамматических навыков.

Собираясь на прогулку, воспитатель спрашивает:

- Вы хотите лепить снеговика? А ты, Ира, хочешь? Спроси у Наташи и Юли, хотят ли они лепить снеговика.

- Ну хорошо, - обобщает взрослый, - все хотят лепить снеговика.

- Подумайте, что нужно взять с собой для этого?

- Ведро. Большое или маленькое? Возьмем небольшое пластмассовое ведро, оно легче.

Белое железное ведро-тяжелее.

- Что еще надо взять? – лопатки. – Сколько лопаток? – три лопатки. Еще возьмем большую морковку для носа и краску.

- Миша, проверь, все ли взяли? – Пластмассовое красное ведро, три лопатки, морковку и краску.

Поручая повесить чистые полотенца на вешалки, педагог предлагает посчитать, сколько полотенец у каждого ребенка: у одного – три полотенца, у второго – пять полотенец, у третьего – шесть полотенец. Сколько не хватает полотенец? Не хватает трех полотенец. Надо еще сходить за тремя полотенцами.

Исправление грамматических ошибок.

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич:

- исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

- неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.

- не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.

- ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка.

- детей пятого года жизни следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их.

- в качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.

- при исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками.

Мы использовали разнообразные приёмы работы в зависимости от поставленных задач, уровня развития детей и других факторов.

Главное условие формирование грамматически правильной речи – образец правильной речи взрослого.

Эффективность воспитательно-образовательного процесса по развитию речи в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи и ДОУ. С целью повышения компетентности родителей в вопросах развития речи дошкольников подготовили ряд консультаций, рекомендаций: «Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи», «Предлагаю поиграть с ребёнком дома» (дидактические игры по развитию речи) (см. Приложение 6). Организовали для родителей выставки методической литературы по их запросу, раздали родителям памятки «Как правильно организовать занятие с детьми дома

2. Анализ результатов проведенной работы.

После проведения формирующего этапа исследования по формированию грамматической речи у детей пятого года жизни в условиях педагогического общения нами был проведен контрольный этап исследования, была проведена диагностика грамматического строя речи детей, использованная в констатирующем этапе исследования.

В результате исследования выявлено, что у 6 детей (55%) – средний уровень, у 3детей (27%) уровень- выше среднего, и 2 детей –(18%) Высокий уровень развития грамматических навыков

Можно сделать вывод о том, что у детей пятого года жизни вследствие проведенного формирующего этапа исследования отмечается динамика развития формирования грамматических навыков. Дети меньше допускают типичных ошибок, стали правильно употреблять падежные формы, категории рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени, изъяснительное наклонение глагола выражать в форме настоящего, прошедшего и будущего времени, согласовывают существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными, со степенями сравнения прилагательных, учатся исправлять ошибки в речи товарищей.

Результатом работы с родителями является их заинтересованность в речевом развитии ребенка. Родители интересуются успехами детей, используют дома рекомендованные нами игры и упражнения по развитию грамматически правильной речи детей, исправляют грамматические ошибки. Многие родители приобрели наглядные пособия, детские книги, дидактические игры способствующие развитию речи дошкольников.

Таким образом, в работе воспитателя для эффективного формирования грамматического строя речи необходима специальная работа по интеграции организованной образовательной деятельности и непосредственно образовательной деятельности дошкольников в педагогическом процессе ДОУ.

Заключение

Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.

Если педагогически грамотно и систематически использовать метод дидактической игры в работе по формированию грамматического строя речи, то эффективнее исправляются отклонения в речевом развитии, обогащается жизненный опыт детей, расширяется словарный запас.

В дошкольный период формируется ядро лексики ребенка, вот почему так важно проведение с детьми этого возраста систематической, разнообразной по содержанию, форме и методам работы по формированию грамматического строя речи. Необходимо осуществлять комплексно-тематический метод работы в сочетании с наглядными и игровыми приемами, это способствует повышению интереса к учебной деятельности, помогает решить задачу повышения результативности работы, поддержания положительного эмоционального состояния детей.

В ходе проведённого исследования была достигнута цель, решены поставленные задачи.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое бумага и каковы ее свойства? Давайте поговорим об этом. Для человечества важно, распространение и передача различной информации.

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое бумага и каковы ее свойства? Давайте поговорим об этом. Для человечества важно, распространение и передача различной информации.

Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях»Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях» В подготовительной группе «Радуга» МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического.

Исследовательская работа «Выращивание цинний и бархатцев в комнатных условиях» (средняя группа) Введение «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» Ганс Христиан Андерсен Цветы - красота природы и ее щедрость. Их любят.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизниКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни Сюжетно-ролевая игра "Семья" в средней группе. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научно-исследовательская работа «Обучение грамматическим навыкам детей пятого года жизни в условиях речевого общения»
Опубликовано: 9 января 2022 в 01:05
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научно-исследовательская работа «Обучение грамматическим навыкам детей пятого года жизни в условиях речевого общения»» (включая файлы) размещена пользователем Карина Камынина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД