Екатерина Крылова
Специфика народных художественных промыслов Томской области
▼ Скачать + Заказать документы
СПЕЦИФИКА НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
THE SPECIFICITY OF FOLK ARTS AND CRAFTS OF THE TOMSK REGION
Крылова Екатерина Игоревна
Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия
Ключевые слова: народные художественные промыслы, Томская область, переселение, коренный народы, ремесла.
Keywords : folk arts and crafts, Tomsk oblast, resettlement, coranny peoples crafts.
Публикация «Специфика народных художественных промыслов Томской области» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Аннотация. Народные художественные промыслы в Томской области представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации. В течение веков создавались разнообразные изделия, сформировавшиеся как объекты гармоничной материальной предметной среды, окружающей человека. Поэтому было необходимо изучить процессы, происходящие с художественными промыслами, рассмотреть периоды спадов и подъёмов в их историческом развитии, выяснить основные закономерности, характерные для возникновения, существования либо исчезновения отдельных видов промыслов, обосновать их зависимость от развития культуры этноса, живущего в определённое историческое время на определённой географической территории.
Проблема такого феномена традиционной культуры, как народные традиционные промыслы, является одной из частей, входящих в комплексное исследование истории культуры Томской области. Изложение многих вопросов, относящихся к истории промыслов, представлено в основном фактографическим или описательным материалом. Разрозненные источниковые данные не могут в полной мере отразить развитие традиций, связанных с художественными промыслами в Томской области.
Территория Томской области никогда не была «ничьей» землей. Уже с эпохи неолита прослеживается присутствие уральцев, отдаленных предков хантов и селькупов. Эпоха бронзы отмечена миграционными волнами индоиранских племен с Урала из Средней Азии, Восточной Сибири. Ранний железный век и особенно сменившее его Среднековья оказались наполненными тюрским воздействием. Итогом тюрского проникновения в Западную Сибирь явилось сложение различных этнотерриториальных групп томских татар. К позднему средневековью относят и появление в нашем крае эвенков, переселившихся сюда из Восточной Сибири [8, с. 4].
Массовая ссылка в Сибирь и широких пореформенный приток переселенцев значительно увеличили численность славянских народов немнев, евреев, народов Поволжья, Прибалтики и другие [8].
В Томском крае в конце XVI - начале XVII в., когда были основаны первые городки – остроги: Нарымский, Кетский, Томский, приехала основная масса русских первопереселенцев из северных и северо- восточных уездов России, откуда и шли первые пути в Сибирь. Однако уже среди первых переселенцев были выходцы из центральных и южных губерний, существенно отличающиеся по своим культурно-бытовым традициям от северорусов. Например, в составе первых жителей Томска были выходцы из Великого Новгорода, Москвы, Устюга, Соли-Камской, Соли- Вычегодской, Холмогор, Костромы, Галича, Ярославля и других мест. По подсчетам лингвистов русское население г. Томска в 1604- 1650 гг. состояло из 6 частей севернорусов, 2 частей среднерусов и 1 части южнорусов [1].
Вместе с переселенческими потоками на территорию Томской области могли быть завезены следующие народные художественные промыслы из Европейской части России.
В прошлом в Томской крае было немало деревобрабатывающих промыслов, в том числе и художественных. Резное деревянное кружево, выполненное неизвестными мастерами в деревянной архитектуре Томска, и сейчас восхищает томичей и гостей города неповторимым сплетением узоров на наличниках окон, фронтонах, крышах, воротах. Это были артели высококлассных мастеров с ограниченным запасов инструментов, которые за хорошую плату подряжались украшать резьбой дома купцом, богатых чиновников и мещан [5].
Достаточно существовало артелей, изготавливающих прялки, ткацкие станки и другие орудия труда, украшенные резьбой и росписью. Существовали промыслы мебельный, сундучный, посудный, бондарный, токарный, игрушечный.
Распространение имело и лозоплетение — ремесло изготовления плетё ных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др., мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др.
На рубеже 19-20 вв. на декоративное искусство томских мастеров существенное воздействие оказали переселенцы из южных губерний, принёсшие с собой яркие художественные традиции : разноцветную вышивку на мужских и женских домотканых рубахах, красочные узорные скатерти, сотканные на 8, 12 и 16 подножках, ковры, половики и др. Влияние городской культуры сказалось в «мыльных» узорах на полотенцах, воспроизводящих цветочный орнамент с фабричных упаковок, тамбурной вышивке на мужских рубахах-косоворотках из покупных тканей и др. [6].
Творчество русских старожилов Томской области отразило в себе славянскую земледельческую архаику и северорусскую декоративную сдержанность. Лаконично было и внутреннее убранство жилища: белые узорные скатерти, сотканные на 4, 8 подножках; отделанные белым кружевом постельные принадлежности; тканые половики с разноцветными поперечными полосками. Атрибутом праздничного убранства дома являлось полотенце, символично связующее важнейшие вехи жизненного пути человека (рождение, свадьбу, похороны) и целые поколения (считалось, что по вывешенному за окно полотенцу душа-птица на 40 дней поднималась к родственникам, а также служившее оберегом [3, с. 56-60].
В древнейших орнаментальных мотивах на полотенцах: тканых шашечных и ступенчатых ромбах и вышитых сюжетных изображениях в виде женских фигур, коней, деревьев - отразились мировоззренческие основы, связанные с культом солнца, матери-земли, календарной обрядностью. Орнаментальная отделка одежды сводилась к минимуму: тканые узорные пояса, обладавшие высоким сакральным значением (обереги от порчи, гаранты жизни и здоровья) и присутствовавшие в различных обрядах, заговорах, гаданиях [5, с. 16].
Вместе с тем, у коренных народов и у старожилов существовала технология вязания одной иглой. Земледельческое освоение севера Томского края в XVII – XVIII вв. привело переселенцев с севера России к формированию русского старожильческого населения, сохранившего технологию вязания одной иглой в новых территориальных границах. Кроме того, технология была заимствована, благодаря близким контактам и достаточно высоким адаптивным способностям, коренным населением края – южными селькупами [4, с. 209].
Технология одноигольного вязания напоминает плетение, в основе которого лежит последовательное соединение между собой эластичных материалов. Предметы одежды из конского волоса вяжутся в одну нить, длина которой определяется каждой мастерицей индивидуально. При помощи иглы нить пропускается через каждые три нити то сверху, то снизу. При возвращении в обратную сторону, формируется воздушная петля, являющаяся сегментом нового ряда. Эта технология позволяет создавать изделия как замкнутого контура (чулки, свитера, рукавицы, так и плоские (подстильники в сани) [1].
Не менее известны северорусские промыслы, завезенные в Томскую область, по росписи берестяных изделий. Это пермогорская роспись, получившая название по имени селения Пермогорье на Северной Двине — на белом фоне красным и зеленым цветом в пределах темного контура выписывались разнообразные растительные мотивы, сказочные птицы, сцены из сельской жизни. В конце 18 века в нынешнюю Томскую область переселились уроженцы Северных областей Руси (из Архангельской области, которые дали начало процветающему ныне промыслу изделий тисненой и резной бересты.
Творческие способности коренного народа особенно полно проявились в орнаментации берестяных изделий: посуды для заготовки, обработки и хранения пищи, коробок для мягкой утвари и табакерок.
Для утвари бересту заготавливали женщины, а для покрытия жилища — мужчины. Ее снимали трижды в году: весной по насту, в пору цветения шиповника и осенью, когда опадает лист. Выбирали березы, растущие в глубине леса среди высокого осининка, где они стройнее и имеют от корня высокий и гладкий ствол [2, с. 75].
Вначале ножом делали вертикальный надрез, углубляясь до луба, затем — два горизонтальных надреза по высоте снимаемой части. У надреза слегка отделяли ножом бересту от луба и отдирали руками. В свертках ее уносили домой и обрабатывали в зависимости от назначения [2, с. 75].
Для посуды, охотничьих манков, поплавков и т. п. с бересты удаляли белую пленку и разрезали на куски нужной формы. Для покрытия жилищ, лодок и на пологи нужно было сшить большие полотнища и требовалась гибкая, эластичная береста. Для этого ее проваривали в воде и даже рыбьем жиру, поставив свертки в большой котел и накрыв сверху мхом и пихтовой корой. Кипятили на костре не менее дня, и такую нагрузку выдерживали, не прогорая, лишь старинные котлы. Сшивали бересту, пользуясь проколкой из ребра молодого оленя или лося, а позднее — обычным шилом. Шов выполнялся пластинками из черемухового прута [8, с. 16].
Применялось девять способов орнаментации зачерненной бересты: выскабливание (процарапывание, тиснение, ажурная резьба с подкладным фоном, аппликация, раскрашивание, профилировка краев, накалывание, нанесение узора штампом, сшивание различно окрашенных кусочков бересты. В узорах по бересте наиболее полно выражено все многообразие орнаментального искусства [2, с. 76].
Вначале рисунок наносили тупым концом ножа, затем бересту слегка смачивали и острым концом ножа соскабливали с нее коричневую пленку, под которой выступал светлый слой. Узор выполнялся без применения трафарета, что требовало развитого глазомера. Нередко узор представлял собой непрерывную линию, которая создавала сложную композицию и замыкалась у своего начала. Выскобленные орнаменты были весьма разнообразны, носили криволинейно-геометрический характер и состояли из бордюров и розеток [7, с. 16].
Аппликации, представлявшие собой вырезанные узоры, нашитые на закопченную полосу бересты, применялись только для украшения наружной боковой поверхности сосудов или накладных крышек к ним. Этот способ художественной обработки бересты был менее распространен, требовал большей затраты труда и ценился выше. Прямолинейно-геометрические узоры аппликаций были канонизированы, передавались из поколения в поколение, и большинство из них имело названия, связанные с растительным и животным миром [1].
Например, тиснением и штамповкой украшали рукоятки лука, боковую поверхность табакерок и цилиндрических сосудов для хранения продуктов, у последних узоры наносили и на крыши. Штампы изготовляли из лосиного или оленьего рога, а также из дерева. [3].
Была известна ажурная резьба с подкладным фоном. В полосе бересты прорезывали фигурные отверстия и прикрепляли ее к крышке или к боковой поверхности коробки; между ее стенками и берестой прокладывали ткань яркой расцветки. Известно было также вырезывание из бересты масок для медвежьего праздника и других изделий [3].
Таким образом, коренные народы Севера Томской области и русские старожилы использовали разнообразные способы обработки бересты, но наиболее любимым было скобление по бересте. Весь эффект декора изделий, выполненных в этой технике, достигалось игре двух цветов, темно-красновато-коричневого и светлого розовато-желтого. Орнаментация берестяных изделий сохраняло единый стиль, но была разнообразной. Она включала в себя мотивы геометрические, растительные, иногда зооморфные. Мастера не связывали себя предварительными рисунками, шаблонами, а наносили рисунок свободно вручную. Отсюда живость и разнообразие узора.
Орнамент на художественных промыслах также могут доказывать, что народные художественные промыслы Томской области формировался из разных источников.
Таким образом, в Томской области существовали художественные промыслы, как деревообрабатывающие, берестяные, лозоплетение, вязание одной иглой, роспись по дереву. Все народные художественные промыслы имели утилитарную и декоративную функцию.
Одни виды местного народного прикладного творчества изжили себя, другие продолжают развиваться до сих пор. Некоторые подзабытые виды народного творчества (гончарство, производство изделий из меха и бисера, ручное ткачество и другие) имеют все предпосылки для восстановления в современных условиях.
Литература:
1 Бардина Прасковья. Русские сибиряки Томского края // Территория согласия: Журнал о жизни народов Томской области / Сибирский портал; П. Барильченко. Томск, 2004 г. №2(4) : 3 сентября. С. 32-33.
2 Беликова О. Б., Плетнева Л. М. Памятники Томского Приобья V- VIII вв. н. э. Томск : Издательство ТГУ, 1983. 243 с.
3 Гемуев И. Н. Народы Западной Сибири : Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М. : Наука, 2005. 805 с.
4 Мурашова С. И. Очерки истории города Томска (1604- 1954). Томск : Изд-во Том. ун-та, 1954. 323 с.
5 Рындина Ольга. Домашние ремесла коренных народов Западной Сибири \\ Сибирская старина. №8. Томск, 1994. С. 16
6 9. Рындина О. М. Томская область : народы, культуры, конфессии: Энциклопедия. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. 382 с.
7 10. Шокорова Л. В. Современные народные промыслы и их место в образовательном процессе//Философия образования, специальный выпуск №3/24 (искусствоведение). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008 г. С. 148 - 153.
8 Энциклопедия Томской области. Т- 2. Н-Я. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2009. 1000 с.