яна каминская
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важность вопроса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста определена «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе».
С сентября 2013 года в нашей стране вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», в котором впервые дошкольное образование образования (ФГОС ДО). В условиях реализации ФГОС ДО, принципиальным отличием которого является исключение из определено, как первый уровень непрерывного образования. С января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образовательной деятельности учебной модели, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Публикация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность работы по созданию условий для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста обусловлена тем, что дошкольный возраст наиболее сензитивен для формирования у ребенка представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Все формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей в дошкольном возрасте обусловлено интенсивное развитие структуры и функций головного мозга, что расширяет возможности детей в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без чувственного познания. Дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений, и поэтому они поставлены перед необходимостью овладевать ими и использовать их.
Ведущий сенсорный канал восприятия определяет своеобразие процесса получения, переработки и передачи информации. Обращение к полисенсорным основам обеспечит целостность восприятия дошкольника, право выбора познавательных путей, гармоничное вовлечение в процесс познания всех возможностей ребенка.
В дошкольном возрасте основная работа по сенсорному воспитанию проводится через игры и игровые упражнения. В процессе игр и упражнений у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Проблемами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста занимались Ш. А. Абдуллаева, Э. А. Александрян, М. Ю. Кистяковская, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина, Е. А. Радина, A.M. Фонарев, С. В. Фонарева, Э. Л. Фрухт и другие.
Проблему развития сенсорных способностей детей в процессе предметной и продуктивной деятельности рассматривали многие исследователи:
- в процессе изобразительной деятельности – Т. Г. Казакова, Е. И. Корзакова, Н. А. Курочкина, Н. П. Сакулина;
- в процессе конструктивной деятельности – Ф. В. Изотова, А. Р. Лурия, В. Г. Нечаева, Э. Л. Фрухт;
- в ходе музыкального воспитания – Н. А. Ветлугина;
- в процессе речевого развития – Л. Е. Журова, Г. М. Лямина, Н. С. Карпинская, Е. И. Радина, Д. Б. Эльконин и другие.
В исследованиях этих авторов доказано, что именно в дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Подготовка ребенка к школьному обучению – одна из основных задач дошкольного учреждения. Изучение познавательной и перцептивной сферы каждого отдельного ребенка необходимо для выявления резервов его развития и внедрения более современных способов обучения и воспитания.
Проблема создания условий для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО является актуальной, поскольку через развитие и совершенствование восприятия сенсорных эталонов идет развитие всех психических процессов и речи.
Соглашаясь с точкой зрения Л. А. Венгера, С. Л. Новоселовой, Э. Г. Пилюгиной, Э. Л. Фрухт мы понимаем сенсорное воспитание как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания. Сенсорное воспитание с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Особенностями сенсорного воспитания детей дошкольного возраста являются :
- формирование чувственного опыта, направленное на развитие полноценного восприятия;
- воспитание умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, формирование внимания к этим свойствам;
- ознакомление детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности.
Условиями сенсорного воспитания детей дошкольного возраста являются :
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ в вопросе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста через реализацию современной методической работы в ДОО по развитию профессиональной компетентности педагогов как в традиционных формах работы, так и на современных, соответствующие данному времени. Для организации отдельных форм работы с педагогами желательно привлекать специалистов из средних и высших педагогических учебных заведений;
- пополнение предметно-пространственной развивающей среды ДОО материалами для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста : зона сенсорного воспитания является одной из самых важных для ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств. В этой зоне с помощью специальных обучающих материалов ребенок в игровой форме научится различать цвета и их оттенки, силу звука, знакомиться с понятиями формы, величины, длины, ширины, разнообразит свои тактильные ощущения;
- повышение педагогической грамотности родителей по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста : просвещение родителей в вопросах воспитания, детских возрастных особенностей, выработка общих тенденций и направлений процесса становления и развития ребенка.