Приложение МААМ

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте

Ксения Телкова
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Научная статья по теме: «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном

возрасте»

Выполнила воспитатель

Телкова Ксения Андреевна

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее

результатах, а в самом процессе.

В настоящее время назрела необходимость изучения выбранной темы,

так как, во-первых, сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие

способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или

иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в

Публикация «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте» размещена в разделах

социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.

Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс,

меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать

дружелюбную атмосферу. Во-вторых, в сюжетно-ролевой игре успешно

развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и

общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к

самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным

диагностическим средством психического развития детей. В-третьих, дети

мало играют в сюжетно-ролевые игры, сюжеты примитивные из-за слабой

методики руководства играми.

Задачи исследования:

1. Исследовать и изучить все теоретические аспекты проблемы

организации сюжетно-ролевой игры в дошкольных образовательных

учреждениях. (источники по данной теме).

2. Выделить и раскрыть условия для сюжетно-ролевых игры в дошкольных

образовательных учрежденьях.

3. Систематизировать теоретический материал по организации сюжетноролевых игр в дошкольных образовательных учреждениях.

Методы и приемы исследования: анализ и систематизирование

методической литературы, обобщение методической литературы,

Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное

явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов,

историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И.

Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие

игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в

человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее

условность, а также указывают на ее значение в формировании социального

поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его

поведения в ситуации общения.

Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет

основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно

переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности:

ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно

работают все его психические процессы: мышление, воображение, память,

усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как

важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного

возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн

подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и

вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей

присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность

детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это

окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней

воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и

ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно

мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры —

характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего

ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что

в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и

действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует

те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра,

вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или

ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях,

речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и

изобразительные - «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им

придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные

отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то

же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые

отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и

т. п.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то,

что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации:

действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще

нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка

заменяет ложку, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу

действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к

совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с

одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с

другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие

разрешается в сюжетно-ролевой игре : в ней ребенок, принимая на себя роль

взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Слово «игра» мы прилагаем почти ко всякому детскому занятию. Мы говорим

про шестимесячного младенца, что он играет со своими ручками; игрой мы

называем складывание пирамидки; бросают малыши друг другу мяч или

играют в прятки — это тоже игра. Позже, в дошкольном детстве, главным и

типичным станет особый вид игры — ролевая игра, в которой дети

изображают взрослую жизнь, труд и отношения взрослых. Тогда же,

напомним, развернутся и начнут определять психическое развитие те виды

деятельности, которые называют продуктивными, — рисование, лепка,

конструирование. Но это не значит, что до тех пор, пока малыш не перешагнул

рубеж 3 лет, в жизни его нет ни начатков ролевой игры, ни стремления

изобразить что-нибудь на листе бумаги, ни возведения башен из кубиков.

Напротив, это начинается как раз в раннем детстве, и родители должны

уделять всем сторонам жизни малыша надлежащее внимание.

Среди игрушек, которые вы даете малышу, есть куклы, мишки, клоуны, зайцы,

есть игрушечная мебель, посуда и т. п. Строго говоря, поначалу это игрушки

только для вас — ребенок относится к ним, как к любым другим предметам.

Занятия его с игрушками в начале второго года довольно примитивны. Может

показаться, что малыш убаюкивает куклу, укладывает ее спать. Но нет —

просто он повторяет за взрослым действия, показанные ему. Ничего он пока

не хочет изобразить. На другие игрушки действия эти не переносятся — если

мама показала, как баюкают зайца, ее дочка баюкать мишку «не додумается».

Но уже очень скоро, примерно с 1 года 3 месяцев, малыши начинают

выполнять в игре не только те действия, которые им показали взрослые, но и

те, которые они наблюдали сами: они наряжаются, причесываются,

прижимают к себе куклу, целуют ее. Появляется много новых игр: дети моют

куклу, обливают ее, заставляют ее прыгать с дивана, скатываться с горки, идут

с ней гулять.

В это же время ребенок начинает изображать различные действия, реально их

не выполняя. Он «ест» из пустой чашки, «пишет» палочкой на столе, «читает».

Вот девочка, наблюдая, как взрослые в кастрюле варят кашу, берет

эмалированную кружку, ставит ее на стул и начинает мешать чайной ложкой

в пустой кружке, точнее, постукивает ложкой по дну, поднимая и опуская ее,

потом постукивает ложкой по краю кружки так же, как это делает взрослый,

чтобы стряхнуть остатки каши.

А вот «читающий ребенок» — когда находит книжку ( любую: записную,

толстую детскую книгу, тетрадь, — словом, всякое подобие книги, со

страницами, садится на пол, открывает ее, начинает перелистывать страницы

и произносит массу нечленораздельных звуков. Со временем это начинает

обозначаться словом «читать».

После полутора лет в дополнение к сюжетным игрушкам дети начинают

привлекать всевозможные предметы, делая из них «заместителей»,

«дублеров» отсутствующих. Малыш моет куклу. Необходимо мыло, а его нет.

Куском мыла может стать кубик, катушка, камешек. Чем покормить мишку?

Опять же годится камешек, костяное колечко, деталь из строительного набора.

Палочкой, карандашом измеряют температуру (это «заместители»

градусника). Главное — чтобы предметом-«дублером» можно было

действовать так же, как реальным, а сходства в цвете, форме, величине пока

не требуется.

Примерно в то же время, когда появляются предметы-«дублеры», дети

начинают изображать в своих играх действия конкретного взрослого человека.

Конечно, до развернутого исполнения роли взрослого в игре еще далеко, и всетаки это уже не просто изображение отдельного действия, которое наблюдал

малыш (на это он был способен и раньше, когда «варил кашу», «читал»). Вот

мальчик усаживает плюшевого зайца на газету, прикрывает ему грудь другим

куском газеты, как салфеткой, и берет в руки прутик от метелки. На вопрос:

«Что ты делаешь?»отвечает: «Боя пиикмахел» (Боря — парикмахер) — и

водит прутиком по голове и ушам зайца — стрижет его. Вот девочка моет

дверь тряпочкой и кубиком (это у нее мыло, потом объявляет: «Аня —

Маруся». Марусей зовут уборщицу, и маленькая Аня называет себя ее именем,

потому что, начав играть, узнает в своих действиях действие взрослого

человека.

Игры малышей становятся все более самостоятельными, но вы будете

помнить, что ваша помощь, ваш интерес к игре, ваши указания остаются

совершенно необходимыми. Время от времени спрашивайте: «Покажи,

пожалуйста, что ты сделал?», «А куда же ты едешь?» Если малыш хочет вас

посвятить в свою игру — откликнетесь обязательно. Не только одобрите или

похвалите его, но и задайте вопрос, который побудил бы малыша усложнить

игру, сделать ее более длительной, интересной.

Время от времени и сами принимайте участие в игре ребенка, чтобы

поддержать интерес к ней, подсказать, как еще можно поиграть той или иной

игрушкой. Например, вы напомните, что куклу, прежде чем укладывать спать,

надо умыть, что молоко пьют из чашки, а не из тарелки, что в чай кукле надо

положить сахар (разумеется, воображаемый).

При этом вы не будете навязывать малышу готовую игру — это отобьет у него

охоту играть. Вы постараетесь лишь усложнить ее, разнообразить, сделать

более сосредоточенной, последовательной. Пусть малыш учится доводить

начатую игру до конца, преодолевать небольшие препятствия, которые по

ходу игры могут возникнуть. Й мы уж не говорим о том, что нельзя чрезмерно

опекать ребенка и засыпать его постоянными указаниями: «Нельзя так, сделай

вот так». «Ты не умеешь, давай я тебе сделаю».

Позаботитесь вы и о том, чтобы среди игрушек, которыми располагает ваш

малыш, было достаточно таких, с помощью которых он может изображать те

действия взрослых, которые он видит, — куклы с различными предметами для

игры с ними (посуда, мебель, лоскуты, кукольная одежда, игрушечные звери

и птицы, наборы игрушечных орудий и инструментов (например, наборы типа

«Доктор Айболит»).

Дети раннего возраста сначала действуют с предметом, а потом осознают

назначение предмета в игре. Одновременно с появлением в играх предметовзаменителей дети начинают изображать действа конкретных взрослых (мамы,

воспитателя, няни, врача, парикмахера)

Предпосылки к ролевой игре – переименование предметов, отождествление

ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем

другого человека, формирование действий, воспроизводящих действие

других людей усваиваются ребенком под руководством старших

Публикации по теме:

Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду»Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» "Мы играем в детском саду" (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Дошкольное детство – самый важный период становления личности человека. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель игры: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать у детей чувство взаимопомощи, расширить их словарный.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Приветствую всех гостей моей странички. Раннее детство - Это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Задача педагогов вести.

Сюжетно-ролевая игра «Почта» от 3–5 летСюжетно-ролевая игра «Почта» от 3–5 лет Сюжетно-ролевая игра "Почта"Цель: 1. Познакомить детей с работой почты (почтового отделения). 2. Расширять представления детей о труде работников.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» Игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра «Поварята»Сюжетно-ролевая игра «Поварята» Игра - ведущий вид деятельности детей. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных.

Сюжетно-ролевая игра «Прачечная»Сюжетно-ролевая игра «Прачечная» Хочу представить вашему вниманию атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Прачечная». Эта игра актуальна в 1 и 2 младших группах, и несмотря на.

Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике»Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике» Сюжетно- ролевая игра "В поликлинике"(с воспитанниками подготовительной группы) Кулыгина Н. Н, воспитатель МАДОУ "ДСКВ №35"п. Бугры Ленинградская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте
Опубликовано: 13 сентября 2020 в 20:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Телкова (УИ 675661) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД