Ксения Телкова
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Научная статья по теме: «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном
возрасте»
Выполнила воспитатель
Телкова Ксения Андреевна
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее
результатах, а в самом процессе.
В настоящее время назрела необходимость изучения выбранной темы,
так как, во-первых, сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие
способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или
иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.
Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс,
меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать
дружелюбную атмосферу. Во-вторых, в сюжетно-ролевой игре успешно
развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и
общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к
самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным
диагностическим средством психического развития детей. В-третьих, дети
мало играют в сюжетно-ролевые игры, сюжеты примитивные из-за слабой
методики руководства играми.
Задачи исследования:
1. Исследовать и изучить все теоретические аспекты проблемы
организации сюжетно-ролевой игры в дошкольных образовательных
учреждениях. (источники по данной теме).
2. Выделить и раскрыть условия для сюжетно-ролевых игры в дошкольных
образовательных учрежденьях.
3. Систематизировать теоретический материал по организации сюжетноролевых игр в дошкольных образовательных учреждениях.
Методы и приемы исследования: анализ и систематизирование
методической литературы, обобщение методической литературы,
Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное
явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов,
историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И.
Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие
игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в
человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее
условность, а также указывают на ее значение в формировании социального
поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его
поведения в ситуации общения.
Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет
основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно
переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности:
ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно
работают все его психические процессы: мышление, воображение, память,
усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как
важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн
подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и
вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей
присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность
детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это
окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней
воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и
ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно
мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры —
характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего
ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что
в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и
действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует
те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра,
вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или
ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях,
речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и
изобразительные - «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им
придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные
отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то
же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые
отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и
т. п.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то,
что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации:
действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще
нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка
заменяет ложку, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу
действие.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к
совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с
одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с
другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие
разрешается в сюжетно-ролевой игре : в ней ребенок, принимая на себя роль
взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Слово «игра» мы прилагаем почти ко всякому детскому занятию. Мы говорим
про шестимесячного младенца, что он играет со своими ручками; игрой мы
называем складывание пирамидки; бросают малыши друг другу мяч или
играют в прятки — это тоже игра. Позже, в дошкольном детстве, главным и
типичным станет особый вид игры — ролевая игра, в которой дети
изображают взрослую жизнь, труд и отношения взрослых. Тогда же,
напомним, развернутся и начнут определять психическое развитие те виды
деятельности, которые называют продуктивными, — рисование, лепка,
конструирование. Но это не значит, что до тех пор, пока малыш не перешагнул
рубеж 3 лет, в жизни его нет ни начатков ролевой игры, ни стремления
изобразить что-нибудь на листе бумаги, ни возведения башен из кубиков.
Напротив, это начинается как раз в раннем детстве, и родители должны
уделять всем сторонам жизни малыша надлежащее внимание.
Среди игрушек, которые вы даете малышу, есть куклы, мишки, клоуны, зайцы,
есть игрушечная мебель, посуда и т. п. Строго говоря, поначалу это игрушки
только для вас — ребенок относится к ним, как к любым другим предметам.
Занятия его с игрушками в начале второго года довольно примитивны. Может
показаться, что малыш убаюкивает куклу, укладывает ее спать. Но нет —
просто он повторяет за взрослым действия, показанные ему. Ничего он пока
не хочет изобразить. На другие игрушки действия эти не переносятся — если
мама показала, как баюкают зайца, ее дочка баюкать мишку «не додумается».
Но уже очень скоро, примерно с 1 года 3 месяцев, малыши начинают
выполнять в игре не только те действия, которые им показали взрослые, но и
те, которые они наблюдали сами: они наряжаются, причесываются,
прижимают к себе куклу, целуют ее. Появляется много новых игр: дети моют
куклу, обливают ее, заставляют ее прыгать с дивана, скатываться с горки, идут
с ней гулять.
В это же время ребенок начинает изображать различные действия, реально их
не выполняя. Он «ест» из пустой чашки, «пишет» палочкой на столе, «читает».
Вот девочка, наблюдая, как взрослые в кастрюле варят кашу, берет
эмалированную кружку, ставит ее на стул и начинает мешать чайной ложкой
в пустой кружке, точнее, постукивает ложкой по дну, поднимая и опуская ее,
потом постукивает ложкой по краю кружки так же, как это делает взрослый,
чтобы стряхнуть остатки каши.
А вот «читающий ребенок» — когда находит книжку ( любую: записную,
толстую детскую книгу, тетрадь, — словом, всякое подобие книги, со
страницами, садится на пол, открывает ее, начинает перелистывать страницы
и произносит массу нечленораздельных звуков. Со временем это начинает
обозначаться словом «читать».
После полутора лет в дополнение к сюжетным игрушкам дети начинают
привлекать всевозможные предметы, делая из них «заместителей»,
«дублеров» отсутствующих. Малыш моет куклу. Необходимо мыло, а его нет.
Куском мыла может стать кубик, катушка, камешек. Чем покормить мишку?
Опять же годится камешек, костяное колечко, деталь из строительного набора.
Палочкой, карандашом измеряют температуру (это «заместители»
градусника). Главное — чтобы предметом-«дублером» можно было
действовать так же, как реальным, а сходства в цвете, форме, величине пока
не требуется.
Примерно в то же время, когда появляются предметы-«дублеры», дети
начинают изображать в своих играх действия конкретного взрослого человека.
Конечно, до развернутого исполнения роли взрослого в игре еще далеко, и всетаки это уже не просто изображение отдельного действия, которое наблюдал
малыш (на это он был способен и раньше, когда «варил кашу», «читал»). Вот
мальчик усаживает плюшевого зайца на газету, прикрывает ему грудь другим
куском газеты, как салфеткой, и берет в руки прутик от метелки. На вопрос:
«Что ты делаешь?» — отвечает: «Боя пиикмахел» (Боря — парикмахер) — и
водит прутиком по голове и ушам зайца — стрижет его. Вот девочка моет
дверь тряпочкой и кубиком (это у нее мыло, потом объявляет: «Аня —
Маруся». Марусей зовут уборщицу, и маленькая Аня называет себя ее именем,
потому что, начав играть, узнает в своих действиях действие взрослого
человека.
Игры малышей становятся все более самостоятельными, но вы будете
помнить, что ваша помощь, ваш интерес к игре, ваши указания остаются
совершенно необходимыми. Время от времени спрашивайте: «Покажи,
пожалуйста, что ты сделал?», «А куда же ты едешь?» Если малыш хочет вас
посвятить в свою игру — откликнетесь обязательно. Не только одобрите или
похвалите его, но и задайте вопрос, который побудил бы малыша усложнить
игру, сделать ее более длительной, интересной.
Время от времени и сами принимайте участие в игре ребенка, чтобы
поддержать интерес к ней, подсказать, как еще можно поиграть той или иной
игрушкой. Например, вы напомните, что куклу, прежде чем укладывать спать,
надо умыть, что молоко пьют из чашки, а не из тарелки, что в чай кукле надо
положить сахар (разумеется, воображаемый).
При этом вы не будете навязывать малышу готовую игру — это отобьет у него
охоту играть. Вы постараетесь лишь усложнить ее, разнообразить, сделать
более сосредоточенной, последовательной. Пусть малыш учится доводить
начатую игру до конца, преодолевать небольшие препятствия, которые по
ходу игры могут возникнуть. Й мы уж не говорим о том, что нельзя чрезмерно
опекать ребенка и засыпать его постоянными указаниями: «Нельзя так, сделай
вот так». «Ты не умеешь, давай я тебе сделаю».
Позаботитесь вы и о том, чтобы среди игрушек, которыми располагает ваш
малыш, было достаточно таких, с помощью которых он может изображать те
действия взрослых, которые он видит, — куклы с различными предметами для
игры с ними (посуда, мебель, лоскуты, кукольная одежда, игрушечные звери
и птицы, наборы игрушечных орудий и инструментов (например, наборы типа
«Доктор Айболит»).
Дети раннего возраста сначала действуют с предметом, а потом осознают
назначение предмета в игре. Одновременно с появлением в играх предметовзаменителей дети начинают изображать действа конкретных взрослых (мамы,
воспитателя, няни, врача, парикмахера)
Предпосылки к ролевой игре – переименование предметов, отождествление
ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем
другого человека, формирование действий, воспроизводящих действие
других людей усваиваются ребенком под руководством старших