Приложение МААМ

Опытно-экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте

Валентина К
Опытно-экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Шевченко Валентина Валентиновна,

воспитатель,

МАДОУ «Детский сад №6» г. Уссурийска

Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил,

чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество

элементов действительности он располагает в своем опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях

будет его творческая деятельность.

Л. С. Выготский.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Для ребёнка мир, который его окружает, полон тайн и чудес. Он хочет их раскрыть и тщательно изучить, поэтому задаёт бесчисленное множество вопросов. Ещё бы, ведь вокруг столько всего увлекательного и так хочется поскорее во всём разобраться. Особенно маленького исследователя интересует, откуда что берётся. Ведь любознательный ребёнок интересуется самыми различными вещами и самыми разными темами.

Дошкольный возраст является ценным этапом в развитии и становлении личности каждого ребёнка. Он познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребёнка. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействии с другими объектами. [2, 4]

Мышление ребёнка начинается с вопроса, удивления или же недоумения. Задачей взрослого является создать такие условия, в которых ребёнок самостоятельно найдёт ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

Экспериментальная деятельность даёт детям возможность выступать непосредственно в качестве исследователя, учит самостоятельно находить решения, подтверждать или опровергать собственные предположения и убеждения.

Ребёнок воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. [7]

Экспериментирование, побуждает ребёнка к открытию новых знаний и способов познания мира. Задачей воспитателя является помощь воспитаннику в реализации любознательности, направление её в нужное русло. В младших группах работа направлена на создание условий для сенсорного развития с явлениями и объектами окружающего мира.

Применение технологии экспериментов в образовательной деятельности помогает воспитателю найти подход к каждому отдельному ребёнку, учитывая его индивидуальные особенности и черты характера. Для организации исследовательской деятельности широко используются такие методы как: беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, дидактические игры. [1]

В качестве экспериментальной деятельности в области «Познавательное развитие» на примере младшей группы было разработано занятие по теме «Волшебная вода».

Выбранная тема является весьма актуальной и познавательной для детей младшего дошкольного возраста, ведь с помощью воды можно окунуться в волшебный мир занимательной лаборатории.

Вода является ценным ресурсом, экологические бедствия, происходящие, на нашей планете заставляют нас всё чаще задумываться о рациональном её использовании. На практике, дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в неё предметы; что вода может литься, а может и брызгать. Во время эксперимента дети получат знания, что вода жидкая; что она не имеет цвета, но её можно покрасить; что некоторые вещества меняют её вкус и запах. [6]

Планируя экспериментальную работу, педагог отталкивается от способностей и умений детей, от их познавательных интересов. Цель педагога в данной работе – формирование познавательной активности у дошкольников через экспериментирование.

В данной разработке занятия был поставлен ряд программных задач:

Образовательные (познакомить детей с основными свойствами воды; учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой);

Развивающие (развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, речь);

Воспитательные (воспитывать бережное отношение к воде).

С воспитанниками группы проводилась предварительная работа (наблюдения на прогулке за таянием снега; беседы по водной тематике; чтение сказок и стихотворений о воде).

Занятие по теме «Волшебная вода» включает в себя несколько этапов:

I Организационный (чтобы обратить внимание и заинтересовать детей для дальнейшей работы имеет место так называемый «сюрпризный момент», здесь воспитатель обращает внимание на какую-то проблему или объект, который нуждается в изучении).

II Основной (далее происходит рассказ истории про Капельку, свой рассказ воспитатель сопровождает соответствующими картинками, происходит так называемый метод «Сторителлинга». Этот метод позволяет наиболее лучше понимать суть рассказа, а в дальнейшем воспроизвести его с помощью картинок, на которых изображены герои данного рассказа).

III Динамическая пауза (этот этап необходим на занятиях для предотвращения детской утомляемости, так же целенаправленный систематический курс двигательных упражнений, игр в сочетании с сопровождающим стихотворным текстом даёт возможность снять мышечное напряжение и предотвратить физическое утомление). [3]

IV Экспериментирование с водой (целями на данном этапе были расширение представлений детей о воде, накопление у детей конкретных представлений о свойствах воды; развитие познавательных способностей детей, логическое мышление, воображение; умение работать в коллективе).

В НОД были включены следующие эксперименты:

1 «Вода – Жидкость»

В этом опыте ребята убеждаются что вода является жидкостью, её можно переливать и она принимает форму любого сосуда.

2 «Температура воды»

Здесь дети с помощью тактильного контакта убеждаются в том, что вода бывает разной температуры.

3 «Тонет – не тонет»

С помощью камней и бумажных корабликов дошкольники убедились, что разные предметы в зависимости от их веса могут тонуть в воде, а другие же наоборот из-за легкости остаются на поверхности воды.

4 «Цвет воды»

Здесь дети определяют, что вода сама по себе бесцветная, но с помощью красок она может приобретать любой цвет.

5 «Вкус воды»

С помощью этого эксперимента ребята узнают, что вода может приобретать вкус в зависимости от веществ которые в нее добавляют (сладкая, солёная или кислая). [5]

V Заключительный (здесь происходит рефлексия всего, происходящего процесса на занятии, дети отвечают на вопросы; делают выводы; отмечают какие моменты занятия им понравились больше всего и почему; дают оценку всему занятию в целом).

В ходе вышеизложенного материала можно сделать следующий вывод – экспериментальная деятельность «Волшебная вода» рассчитана на младший дошкольный возраст. Построена в форме развивающего занятия с учётом возрастных и личностных особенностей детей; психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ. Экспериментирование построено в форме исследовательской работы, что поддерживает интерес детей в течении всего времени. Для снижения утомляемости в экспериментирование включена физкультминутка, происходит смена видов деятельности детей.

Детское исследование – это особая форма деятельности дошколят, здесь они проявляют собственную активность, которая направлена на получение новых знаний и сведений. Главным достоинством экспериментирования является контакт ребёнка с предметами или материалами, что позволяет дать реальное представление об объекте, его свойствах и качествах. Благодаря этому происходит развитие воображения, мышления, развиваются коммуникативные навыки и идет расширение кругозора, формируются элементы научного мировоззрения.

В. А. Сухомлинский говорил: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё раз возвратиться к тому, что он узнал», его выражение безусловно доказывает, что нет ничего более интереснее, чем детское любопытство. [8]

Список литературы

1. Занятие в детском саду : современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / авт. – сост. Н. В. Тимофеева, Ю. В. Зотова. – Изд. 3-е. – Волгоград : Учитель, 2014. – 131 с.

2. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ. - №4. – 2004.

3. Игровые здоровьесберегающие технологии : психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки / Н. А. Деева. – Волгоград : Учитель. – 61 с.

4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 336 с.

5. М. В. Султанова Простые опыты с водой. – ООО «Хатбер – пресс», 2018 г

6. Проектная деятельность в детском саду : организация проектирования, конспекты проектов / авт. – сост. Т. В. Гулидова. – Волгоград : Учитель. – 135 с.

7. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А. И. Савенков. – СПб. : Питер, 2004.

8. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 232 с.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!»Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы  Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 13 ноября 2021 в 13:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Валентина К (УИ 1370140) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД