Валентина К
Опытно-экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Шевченко Валентина Валентиновна,
воспитатель,
МАДОУ «Детский сад №6» г. Уссурийска
Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил,
чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество
элементов действительности он располагает в своем опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях
будет его творческая деятельность.
Л. С. Выготский.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Для ребёнка мир, который его окружает, полон тайн и чудес. Он хочет их раскрыть и тщательно изучить, поэтому задаёт бесчисленное множество вопросов. Ещё бы, ведь вокруг столько всего увлекательного и так хочется поскорее во всём разобраться. Особенно маленького исследователя интересует, откуда что берётся. Ведь любознательный ребёнок интересуется самыми различными вещами и самыми разными темами.
Дошкольный возраст является ценным этапом в развитии и становлении личности каждого ребёнка. Он познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребёнка. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействии с другими объектами. [2, 4]
Мышление ребёнка начинается с вопроса, удивления или же недоумения. Задачей взрослого является создать такие условия, в которых ребёнок самостоятельно найдёт ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
Экспериментальная деятельность даёт детям возможность выступать непосредственно в качестве исследователя, учит самостоятельно находить решения, подтверждать или опровергать собственные предположения и убеждения.
Ребёнок воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. [7]
Экспериментирование, побуждает ребёнка к открытию новых знаний и способов познания мира. Задачей воспитателя является помощь воспитаннику в реализации любознательности, направление её в нужное русло. В младших группах работа направлена на создание условий для сенсорного развития с явлениями и объектами окружающего мира.
Применение технологии экспериментов в образовательной деятельности помогает воспитателю найти подход к каждому отдельному ребёнку, учитывая его индивидуальные особенности и черты характера. Для организации исследовательской деятельности широко используются такие методы как: беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, дидактические игры. [1]
В качестве экспериментальной деятельности в области «Познавательное развитие» на примере младшей группы было разработано занятие по теме «Волшебная вода».
Выбранная тема является весьма актуальной и познавательной для детей младшего дошкольного возраста, ведь с помощью воды можно окунуться в волшебный мир занимательной лаборатории.
Вода является ценным ресурсом, экологические бедствия, происходящие, на нашей планете заставляют нас всё чаще задумываться о рациональном её использовании. На практике, дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в неё предметы; что вода может литься, а может и брызгать. Во время эксперимента дети получат знания, что вода жидкая; что она не имеет цвета, но её можно покрасить; что некоторые вещества меняют её вкус и запах. [6]
Планируя экспериментальную работу, педагог отталкивается от способностей и умений детей, от их познавательных интересов. Цель педагога в данной работе – формирование познавательной активности у дошкольников через экспериментирование.
В данной разработке занятия был поставлен ряд программных задач:
Образовательные (познакомить детей с основными свойствами воды; учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой);
Развивающие (развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, речь);
Воспитательные (воспитывать бережное отношение к воде).
С воспитанниками группы проводилась предварительная работа (наблюдения на прогулке за таянием снега; беседы по водной тематике; чтение сказок и стихотворений о воде).
Занятие по теме «Волшебная вода» включает в себя несколько этапов:
I Организационный (чтобы обратить внимание и заинтересовать детей для дальнейшей работы имеет место так называемый «сюрпризный момент», здесь воспитатель обращает внимание на какую-то проблему или объект, который нуждается в изучении).
II Основной (далее происходит рассказ истории про Капельку, свой рассказ воспитатель сопровождает соответствующими картинками, происходит так называемый метод «Сторителлинга». Этот метод позволяет наиболее лучше понимать суть рассказа, а в дальнейшем воспроизвести его с помощью картинок, на которых изображены герои данного рассказа).
III Динамическая пауза (этот этап необходим на занятиях для предотвращения детской утомляемости, так же целенаправленный систематический курс двигательных упражнений, игр в сочетании с сопровождающим стихотворным текстом даёт возможность снять мышечное напряжение и предотвратить физическое утомление). [3]
IV Экспериментирование с водой (целями на данном этапе были расширение представлений детей о воде, накопление у детей конкретных представлений о свойствах воды; развитие познавательных способностей детей, логическое мышление, воображение; умение работать в коллективе).
В НОД были включены следующие эксперименты:
1 «Вода – Жидкость»
В этом опыте ребята убеждаются что вода является жидкостью, её можно переливать и она принимает форму любого сосуда.
2 «Температура воды»
Здесь дети с помощью тактильного контакта убеждаются в том, что вода бывает разной температуры.
3 «Тонет – не тонет»
С помощью камней и бумажных корабликов дошкольники убедились, что разные предметы в зависимости от их веса могут тонуть в воде, а другие же наоборот из-за легкости остаются на поверхности воды.
4 «Цвет воды»
Здесь дети определяют, что вода сама по себе бесцветная, но с помощью красок она может приобретать любой цвет.
5 «Вкус воды»
С помощью этого эксперимента ребята узнают, что вода может приобретать вкус в зависимости от веществ которые в нее добавляют (сладкая, солёная или кислая). [5]
V Заключительный (здесь происходит рефлексия всего, происходящего процесса на занятии, дети отвечают на вопросы; делают выводы; отмечают какие моменты занятия им понравились больше всего и почему; дают оценку всему занятию в целом).
В ходе вышеизложенного материала можно сделать следующий вывод – экспериментальная деятельность «Волшебная вода» рассчитана на младший дошкольный возраст. Построена в форме развивающего занятия с учётом возрастных и личностных особенностей детей; психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ. Экспериментирование построено в форме исследовательской работы, что поддерживает интерес детей в течении всего времени. Для снижения утомляемости в экспериментирование включена физкультминутка, происходит смена видов деятельности детей.
Детское исследование – это особая форма деятельности дошколят, здесь они проявляют собственную активность, которая направлена на получение новых знаний и сведений. Главным достоинством экспериментирования является контакт ребёнка с предметами или материалами, что позволяет дать реальное представление об объекте, его свойствах и качествах. Благодаря этому происходит развитие воображения, мышления, развиваются коммуникативные навыки и идет расширение кругозора, формируются элементы научного мировоззрения.
В. А. Сухомлинский говорил: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё раз возвратиться к тому, что он узнал», его выражение безусловно доказывает, что нет ничего более интереснее, чем детское любопытство. [8]
Список литературы
1. Занятие в детском саду : современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / авт. – сост. Н. В. Тимофеева, Ю. В. Зотова. – Изд. 3-е. – Волгоград : Учитель, 2014. – 131 с.
2. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ. - №4. – 2004.
3. Игровые здоровьесберегающие технологии : психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки / Н. А. Деева. – Волгоград : Учитель. – 61 с.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 336 с.
5. М. В. Султанова Простые опыты с водой. – ООО «Хатбер – пресс», 2018 г
6. Проектная деятельность в детском саду : организация проектирования, конспекты проектов / авт. – сост. Т. В. Гулидова. – Волгоград : Учитель. – 135 с.
7. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А. И. Савенков. – СПб. : Питер, 2004.
8. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 232 с.