Приложение МААМ

Научная конференция «Я исследователь»

Ольга Лезенкова
Научная конференция «Я исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы

Оглавление.

Введение. …. 1

I. Образ лисы в русских сказках. ….1

II. Лиса в сказках других народов …. 4

III. Литературный образ лисы ….5

IV. Анкетирование …. …. 5

Заключение …. 5

Литература …. 5

Приложение ….6

Введение.

Выбор темы моей работы не случаен. Мне 6 лет. Мои друзья больше всего любят смотреть американские мультфильмы, играть на компьютере, а читать не очень-то хотят. «Дети мало читают в наше время», - слышу я от взрослых. Я же с удовольствием читаю сказки о животных. Вот я и решила заинтересовать моих ровесников чтением сказок. Лиса – моя любимая героиня. Мне хочется доказать, что она не так уж и плоха, как повелось о ней думать.

Публикация «Научная конференция „Я исследователь“» размещена в разделах

Актуальность. Важную роль в нашей жизни играет чтение книг. Но не все дети это понимают. Чтобы много знать, быть счастливым, надо любить читать. Ведь чтение учит думать, задавать вопросы.

Новизна. Новый взгляд на образ лисы в сказке.

Цель работы: рассмотреть образ лисы в сказках и привлечь детей к чтению сказок о лисе.

Задачи исследования :

1. Прочитать русские сказки и сказки других народов о лисе.

2. Подобрать материал о лисе в критике, в устном народном творчестве, в живописи.

3. Проанализировать образ лисы в сказках.

4. Сравнить образ лисы в русских сказках с образом лисы в сказках других народов.

Гипотеза исследования : Я попробую доказать, что у лисы можно поучиться и хорошему.

I. Образ лисы в русских сказках

Сказка … Её любят дети и взрослые, её читают в городе и в деревне. Сказка – это занимательная и поучительная история. Мне очень нравятся сказки о животных. Они небольшие, в них мне всё понятно и интересно. Сказки о животных называют «ребячьими сказками». В них животные ведут себя как люди: говорят, спорят, ругаются, мирятся, сердятся, веселятся, дружат, ходят друг к другу в гости. Это так забавно! С особым удовольствием я читаю сказки о проделках лисы. Из 86 сказочных текстов, изданных русским ученым А. Н. Афанасьевым, я насчитала 15 сказок о рыжей плутовке. Я думаю, мудрость народных сказок очаровывает, а их герои учат нас трудолюбию, смекалке и доброте.

Я прочитала следующие сказки о лисе:

Лиса и заяц. Кот, петух и лиса.

Лиса и журавль. Лисичка со скалочкой.

Лиса и тетерев. Девочка и лиса.

Лиса и дрозд. Лисичка-сестричка и волк.

Лиса и рак. Петушок – золотой гребешок.

Лиса и козёл и др.

В сказках о животных высмеиваются различные пороки людей: глупость, зависть, жадность, предательство. Достаётся и моей любимой героине, хотя в большинстве сказок она оказывается победительницей. Какая же лиса в сказках? Чтобы ответить на этот вопрос, я рассмотрела несколько сказок о лисе. Читая текст сказки «Лисичка-сестричка и волк», я вижу, как лиса «свернулась

калачиком», лежит на дороге, «не ворохнется, лежит себе, как мертвая». «Околела», - решил мужик, взял её, положил в воз с рыбой, закрыл рогожей.

«Будет старухе воротник на шубу», - подумал он. А лисица выбросила с возу всю рыбу и сама ушла. Потом она «собрала всю разбросанную на дороге рыбу в кучку». О чем говорят её поступки? Лиса здесь, конечно, хитрая, находчивая, смелая, сообразительная и даже, я думаю, трудолюбивая (собрала же она рыбу по дороге). А завистливому и ленивому волку захотелось полакомиться рыбкой за чужой счёт. Понаблюдаем за ним и лисой. Бежит волк: «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль». – «Я ем свой, а ты подальше стой». Не желает лиса угощать волка. Она здесь жадная, а жадничать нельзя, надо делиться с другими, делать добро. Лиса думает только о своей выгоде. Она изворотлива и лжёт до той поры, когда лгать уже нельзя. Вот и сейчас она придумала то, чего на самом деле не бывает. Разве можно ловить рыбу хвостом! Но глупый, жадный и голодный волк верит лисе, идет на пруд, опускает хвост в прорубь. А лиса мстительна и коварна. Её беспокоит: лишь бы не наступила оттепель, лишь бы выдалась морозная ночь. Ходит около волка и приговаривает:

Ясни, ясни на небе звезды,

Мёрзни, мерзни, волчий хвост.

«Рыбу на хвост нагоняю», - объясняет она волку, который не разбирает всех её слов. Примерз у волка хвост за ночь, бабы его избили коромыслами, оторвал волк хвост и пустился наутёк. Другой на месте лисы испугался бы встречи со злым волком. Но не такая наша героиня. Лиса успела побывать в избе, наелась у одной бабы теста из квашни и вымазалась в нём. Вот и жалуется она волку: «Эх, куманёк! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили: смотри – мозг выступил! Насилу плетусь». И волк поверил ей, пожалел, усадил на себя, повёз. Лиса сидит и поё т про себя: «Битый небитого везёт». Лиса радуется, торжествует. Она упивается местью, чувствует своё превосходство над доверчивым и глупым волком. Волк сам виноват: зависть и глупость губят его, он стал «битым».

Лиса – «небитая»,

потому что Волк – «битый»,

потому что:

умная

находчивая

сообразительная

изворотливая

трудолюбивая

смелая но она здесь и плохая

жадная

насмешливая

мстительная

коварная

злопамятная

недобрая глупый

жадный

завистливый

доверчивый

нетрудолюбивый

Вот и нам, детям, чтобы быть удачливыми в жизни, надо быть трудолюбивыми. Нам надо хорошо учиться, чтобы быть умными, чтобы никакая «лиса» нас не обманула бы.

Чему учит эта сказка? Надо делиться с ближними, нельзя жадничать, как лиса, нельзя завидовать, как волк. А почему лиса оказалась удачливой? Что ей помогло? Конечно же, её ум, находчивость.

В сказках лиса хитрая. Её хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Лиса обманывает волка, петуха, медведя, зайца, губит зверей в яме, козла в колодце, выманивает птенцов у дрозда. Почему же звери верят лисе? Не все же они глупые?

В сказке «Кот, петух и лиса» лиса хочет украсть петуха. Понаблюдаем, как ведёт себя эта плутовка. Она села под окошком и запела: Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петуху приятно, что его так величают, ласково называют. А ведь кот предупреждал петуха, не высовываться в окно, но разве тут устоишь. Не устоял и во второй раз наш петух. Как можно устоять, когда над ним смеются, его самолюбие задевают:

Ехали бояре,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают.

И снова Петенька попал в сети к лисе. Обманула его. Не зря молва слывё т: «Наша лисонька говорит, словно реченька журчит». Да и сама лиса может сказать о себе так: «Я умна, я хитра, любого вокруг пальца обвести могу, заткнуть за пояс. Я всегда держу нос по ветру, у меня всегда дело в шляпе, зарубите себе это на носу».

Сладкоречивая, льстивая, она притворяется кроткой, доброй, несчастной и добивается успеха, как, например, в сказке «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку» или «Лисичка со скалочкой». Здесь лиса похожа на современных бизнеследи, которые с помощью ума и находчивости добиваются успехов. Занялась бизнесом и лиса, нашедшая лапоток (в другом варианте – скалочку). С помощью хитрости обменяла она свой лапоток на курочку, гуська, барашка и бычка, запаслась кормом на целый год. Много проделок и проказ у лисички-сестрички. Она гонит зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»). Грозит дрозду съесть птенцов, заставляет его поить, кормить, даже смешить себя («Лиса и дрозд»). Лиса выходит замуж за кота-воеводу, чтобы быть женой такого большого начальника и иметь власть по всей лесной округе («Кот и лиса»).

Лиса учится летать («Как лиса училась летать», велит волку идти к присяге, чтобы проверить, правда ли, что на овце волчий кафтан, заставляет волка (ему больше всех от него достаётся) сунуться в капкан («Овца, лиса и волк»). Лиса крадёт припасённый мёд («Медведь и лиса»).

Знакомясь с текстом ученого В. П. Аникина, я поняла, что звери верят лисе потому, что она хороший дипломат, умеет к каждому найти подход, нужное слово. Не случайноизвестный волжский сказочник А. К. Новопольцев писал: «Жила-была лиса, при беседе краса …» Умеет лисонька красиво говорить! Красно говорит лиса, её речи умиляют до слёз», - пишет В. П. Аникин.

В сказке «Лиса – исповедница» ласково уговаривает петуха, сидящего на дереве, спуститься вниз: «Я тебе, Петенька, добра хочу - на истинный путь наставить и разуму научить …» Чуть не поплатился Петенька жизнью за то, что поверил сладким речам лисы. Но в этой сказке он оказался хитрее лисы-исповедницы.

Да, не всегда лиса бывает победительницей. Умнее её оказывается и тетерев («Лиса и тетерев»). Захотелось лисе поживиться, съесть тетерева. Поэтому она обманывает птицу, говорит, что вышел такой указ: «Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревам, а всё бы гулять по зелёным лугам». Но когда тетерев сообщает о том, что приближается охотник с собакой, лиса быстро прощается с тетеревом: «Ну, так прощай, Тетерев! Мне дома недосуг». В другом варианте сказки она говорит уже по-иному: «Ах, нет, мне некогда тебя ждать: у меня ножки зябнут да ребята дома ждут. Я пойду». В досаде лиса уходит ни с чем.

Какой же предстаёт лиса в сказках?

Лиса то одерживает победу, то терпит неудачу. В одних сказках она мне не нравится, в других восхищает своим умом и сообразительностью. Сказочная лиса привлекает яркой внешностью: изящной фигурой, ярко-рыжей шубкой, пушистым хвостом. Не зря Снегурушка, заблудившись в лесу, доверилась не медведю и волку, а Лисе Олисаве («Снегурушка и лиса»). Спасла лиса Снегурушку, доставила её домой к старику и старухе. А те от радости не знают, где лису посадить, чем угостить. Стали они её потчевать молоком, яйцами, творогом, а в дорогу дали ей курочку.

Читая сказки о лисе, я заметила, что лиса не всегда ест мясо. Чем же она питается? Ест лиса мучное («Лиса и волк», «Колобок», лакомится мёдом («Лиса и волк», «Лиса и медведь», угощается молоком («Снегурушка и лиса», сама угощает манной кашей («Лиса и журавль»). Лиса гонятся то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их. А на самом деле лиса – хищное животное. Она питается грызунами и насекомыми, принося пользу природе.

II. Образ лисы в сказках других народов.

Люди разных народов сочиняли свои сказки о лисе. Немецкий народ сложил сказки о Рейнеке-Лисе, французский народ создал предания о Ренаре. Есть лиса и в украинских сказках. В сказке о «Лисе и волке» лису поднимают на дороге чумаки (они возили на волах в Крым хлеб, брали там рыбу и соль). Обрадовались чумаки находке и восклицают: «Дивиться, хлопцi, яка здорова лисиця лежить»! По-своему звучит и белорусская сказка о лисе и волке, где звери приветствуют друг друга по-белорусски: «Дзень добры». Лиса называет волка «кумок», а волк её – «кумка-голубка».

В чувашских сказках лиса тоже особенная. В сказке «Лиса-плясунья» рыжая красавица попадает в плен к старику и старухе. Они велели ей сплясать перед смертью. Выпросила лиса платье, хушпу (праздничный головной убор, монисто (бусы) и браслеты». Старик достал гусли, заиграл. Лисица в пляс пустилась. Сначала тихо, медленно прошла по кругу, а потом всё быстрей и быстрей. Только нарядное платье мелькает да хушпу с монистом позванивает. А старуха со стариком так увлеклись ее пляской, что не заметили, как лисичка-сестричка юркнула в открытую дверь и убежала. Умна, хороша здесь лиса и плясать мастерица. Но в сказке «Тымана» («Сова») лиса – безжалостная хищница, выманила у совы птенчиков и съела. Хитра и жестока лиса и в сказке «Как Кошка на исповедь ходила».

Сказки всех народов интересны, потому что каждый народ талантлив. У каждого народа лиса своя. Но во всех сказках она отличается умом, хитростью, находчивостью.

III.Литературный образ лисы.

Образ лисы встречается не только в сказках, но и в художественной литературе. Михаил Пришвин написал рассказ «Лисичкин хлеб». Если детям говорят, что гостинец от лисички, значит, её любят. В самом деле, какой вкусный хлеб от лисички-сестрички!

А вот К. Д. Ушинский так пишет о Лисе Патрикеевне: «У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая … А на шее белый галстучек, ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется, свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково… Всем бы лисонька хороша была, да разбойница лиса: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика».

Писатель сначала любуется красотой Лисы Патрикеевны, а потом всё же называет её разбойницей. Не случайно дано лисе такое отчество, обозначающее «аристократ». Примерно 600 лет назад жил Новгородский князь Патрикей, известный своей хитростью. Лиса же в народе считалась зверем хитрым, поэтому получила отчество – Патрикеевна.

IV. Анкетирование.

Я провела анкетирование по сказкам о лисе в 1-м классе. В анкетировании участвовали 28 учеников. Изучив ответы детей, я пришла к выводу, что 10 учеников отлично знают содержание сказок о лисе, 8 – хорошо, 10 – плохо. Мной составлена диаграмма.

Заключение.

В результате проделанной работы я пришла к выводу:

1. Сказки о лисе интересны и поучительны.

2. Лиса не так уж и плоха. Она бывает доброй и коварной, хитрой и доверчивой, смелой и трусливой … Веселый характер привлекает читателя, она никогда не унывает. Кажется, что лисе и кризис не был бы страшен. Надо верить в свои силы и идти вперёд. Этому и учит меня образ сказочной лисички-сестрички.

3. Надо детям дружить с книгой, больше читать. Мне хочется, чтобы мои ровесники взяли сказки и прочитали о лисоньке, поучились бы у неё смелости, находчивости.

Литература:

1. «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах». М., Гослитиздат, 1958.

2. Русская народная сказка. М., «Просвещение», 1977.

3. Терем-теремок., М., Изд-во Эксмо, 2005.

4. ru.wikipedia.org

5. festival.1september.ru

6. www.russianplanet.ru

7. Образ сказочной лисы в живописи, fantasy-c.narod.ru

Приложение 1.

Анкета.

1. В какой сказке лису называют Лисой Олисовой?

а) «Снегурушка и лиса»

б) «Медведь и лиса»

в) «Как лиса училась летать»

2. В какой сказке лису называют лисичкой-сестричкой?

а) «Лиса и журавль»

б) «Лиса и рак»

в) «Лисичка-сестричка и волк»

3. В каких сказках лиса поёт?

а) «Лиса и заяц»

б) «Кот, петух и лиса»

в) «Лиса и тетерев»

4. В какой сказке лиса угощает манной кашей?

а) «Петушок – золотой гребешок»

б) «Лиса и козёл»

в) «Лиса и журавль»

5. О какой черте характера лисы говорит народная пословица «Лисица семерых волков проведёт»?

а) хитрость

б) трусость

в) доверчивость

6. В какой сказке лиса спасла девочку?

а) «Лиса и дрозд»

б) «Снегурушка и лиса»

в) «Лисичка со скалочкой»

7. В какой сказке лиса вышла замуж?

а) «Лиса и рак»

б) «Кот и лиса»

в) «Лиса и медведь»

Результаты анкетирования:

Иллюстрации к сказкам о лисе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Я — исследователь. История одного оружия» Введение Приближается большой праздник для нашей страны. Я много слышал о нем от дедушки и бабушки. Они рассказывали мне, что эта война.

Детско-родительская научная конференция в детском садуДетско-родительская научная конференция в детском саду Цель: активизировать работу с семьёй на основе создания двустороннего воздействия: детского сада на семью и семьи на детский сад. Задачи:.

Фотоотчет «Научная лаборатория»Фотоотчет «Научная лаборатория» .

Игра «Юный исследователь» Ответив на вопрос: "Гуляете ли вы со своим ребёнком?" Каждый родитель отвечает: "Конечно гуляем". Предлагаю вам и вашему малышу поиграть.

Я исследователь. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Исследовательской работы «Моя морская свинка» Анкетные данные участника конкурса «Я – исследователь»: 1. Фамилия, имя, отчество.

Конкурс «Я — исследователь» Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые слушатели! Сегодня наши ребята, хотя поделится своими исследованиями, но на начало давайте посмотрим,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект занятия по ознакомлению со свойствами льда для средней группы «Научная лаборатория» Станция «Научная лаборатория» (опыты) - «Лёд и снег»; - «Ледяная вода нам не страшна» Цель: Ознакомление детей со свойствами льда. Задачи: .

Подготовка к конкурсу «Я-исследователь» (фотоотчет).Подготовка к конкурсу «Я-исследователь» (фотоотчет). История исследования началась дома на кухне, где дети познакомились с удивительными свойствами крахмала. Дети стали свидетелями чудесных.

Сценарий конкурса «Я-исследователь»Сценарий конкурса «Я-исследователь» Сценарий конкурса «Я – исследователь». - Сегодня мы проводим конкурс исследований. Участники нашего конкурса настоящие исследователи, потому.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Научная конференция «Я исследователь»
Опубликовано: 13 января 2017 в 18:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научная конференция «Я исследователь»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лезенкова (УИ 1005883) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД