Наталья Емец
Консультация «Научите ребенка смеяться»
▼ Скачать + Заказать документы
Научите ребенка смеяться
А чего нам веселиться?
Действительно,с какой стати,если в жизни одни проблемы. Особенно часто слышишь такие возражения от родителей какого-нибудь болезненного ребенка да еще с тяжелым характером. Но,встав на такую позицию,мы загоняем себя в замкнутый круг,ведь мрачность и уныние только усугубляют ситуацию. У унылого человека нет сил на борьбу со злом. Поэтому в унылой,мрачной атмосфере пышным цветом расцветают гнев и зависть,ревность,обиды и многое -многое другое. А ведь дети созданы для радости!Их ничего не стоит рассмешить. Даже маленькие меланхолики,попадая в компанию,где царят доброжелательность и веселье,на глазах расцветали и становились гораздо общительнее и открытие. Смеясь,детям гораздо легче расстаться с обидами,страхами,капризами. Смех нас защищает,делает сильнее и неуязвимее в любых жизненных ситуациях.
Публикация «Консультация „Научите ребенка смеяться“» размещена в разделах
О вкусах не спорят.
Над чем обычно смеются дети,когда смотрят мультфильмы? Персонаж упал в лужу,сел мимо стула,врезался в фонарный столб и расплющился в лепешку.
Взрослые лишь досадливо поморщатся от режиссерской тупости,а дети взорвутся самым непосредственным и веселым смехом. Некоторые мамы даже начинают упрекать свое чадо в жестокости. Но в действительности это проявление не жестокости,а неразвитости чувства юмора. Детей смешит неожиданность ситуаций. Сострадать они же еще не научились. Поэтому задача взрослых-научить детей отграничивать просто смешное от смешного с привкусом садизма. В сущности,мы,взрослые,смеемся над такими же недоразумениями,только они облечены в более сложную форму. Скажем,мы не будем смеяться над тем,как два героя пятятся по сцене,якобы не замечая один другого,и в конце концов сталкиваются спинами. Но киносюжет,когда герой,по ошибке в чужую квартиру,укладывается в чужую постель,где его обнаруживает хозяйка,вот уже много лет подряд вызывает у нас смех. При чтении книжек дети тоже частенько пропускают мимо ушей пассажи,которые вызывают улыбки взрослых. Зато покатываются со смеху,когда литературный герой допускает в речи оговорки или неправильно произносит слова. Да неужели вас самих в детстве не смешили "фуфырки" и "хыхки" из рассказа В. Драгунского?Но задумаемся,что собой представляет "игра слов",на которой построено множество смешных каламбуров,литературных эпиграмм,анекдотов и прочее. Что это,не те же "фыфки",только для взрослых!Вообще чувство юмора формируется у детей довольно поздно. И его, как и многое другое (например,эстетический вкус или грамотность,нужно развивать.
Культура комиксов.
Развитие чувства юмора во многом зависит от уровня культуры в обществе. Если в нем верхом остроумия считаются комиксы и примитивные сценки,когда за кадром в нужных местах звучит дружный смех,то ребенок может и не продвинуться дальше первой ступеньки. И,повзрослев,будет заливисто смеяться,глядя,как оператор прокручивает назад кино- или видео-пленку и люди на экране пятятся задом.
Сейчас, к сожалению,иные первоклашки легче и охотнее заучивают что-нибудь типа "Девочка в поле нашла пулемет,больше в деревне никто не живет,чем стихи Пушкина или Барто. А родители поощряют это увлечение,покупая детям соответствующие сборники анекдотов и прочую "методическую литературу". Черный юмор- особенно санкционированный авторитетными взрослыми:родителями и учителями-размывает границы добра и зла. Смех имеет свойство заглушать страх. Да,в каких -то случаях это бывает полезно. Но далеко не всегда. Если садизм и бесстыдство перестают казаться страшными и даже приобретают ореол привлекательности,можно с уверенностью сказать,что смех сослужил нам плохую службу. А именно это происходит,когда ребенок контачит и питается черным юмором.
Смех сквозь слезы.
Порой взрослые общаются с ребенком исключительно в юмористическом,ироничном ключе. Причем ирония вовсе необязательно бывает обидной для ребенка. Просто в кругу,в котором вращаются эти люди,принято над всеми подтрунивать. И вот малыш,который,естественно,копирует поведение папы и мамы,с пеленок привыкает к тому,что ни о чем на свете не стоит говорить всерьез. Но тонкая ирония почти никому из детей недоступна просто в силу их возраста. Поэтому она перерождается у них в демонстративность,ерничанье,а порой и в откровенную дурашливость. В результате у ребенка куча проблем в школе,он превращается в шута,на которого все показывают пальцем. А родители,не понимая,что они сами все это спровоцировали, разводят руками:дескать,в кого он у нас такой?
Достучаться до вечно ерничающего человека бывает чрезвычайно трудно,ибо приходится ломать стереотипы,усвоенные чуть ли не с пеленок и потому накрепко впечатавшиеся в подсознание. Когда все не всерьез,человека ничто не может пронять. У него нет глубоких чувств,он отгораживается от переживаний-как от чужих,так и от своих. Совсем отгородиться ему,конечно,не удается-он же все-таки человек,а не кукла Петрушки,и запертые внутри эмоции начинают бурлить. А поскольку они как следует не осмыслены,не отрефлексированы,в душе поселяется хаос. Человек перестает понимать сам себя, невротизируется и от страха ерничает еще больше.
Если ребенок не понимает шуток.
Не надо приучать ребенка смеяться над собой. Лучше побольше фиксируйтесь на достоинствах и хороших поступках детей,повышая их самооценку,вселяя в них уверенность. И когда дети психологически укрепятся,они сами дозреют до того,чтобы посмеяться над своими промахами. Скорее всего,поначалу это будет что-то несущественное,какой-то пустяк,но не следует торопить события. Положитесь на детское чутье. Ребята лучше вас знают,где у них "больные мозоли",и,если не хотят,чтобы на них наступали,значит,время еще не пришло. Скажем,ребенок страшно застенчив и при встрече с чужими совершенно теряется. Ну какой смысл над этим смеяться? Малыш и так переживает из-за своей робости,а вы еще подливаете масла в огонь. Вы лучше помогите ему избавиться от застенчивости (естественно,не шутками,которые он справедливо воспринимает как издевательство).А потом,когда ребенок станет общительней,можно будет и подтрунить над его былым недостатком. Но опять же не просто так,"из любви к искусству",а возвышая ребенка в собственных глазах. Подчеркивайте важность того,что он смог себя преодолеть. Не уставайте повторять,что это удается далеко не каждому.
Ни в коем случае не следует подтрунивать над внешность детей. Неудачная шутка может запасть человеку в душу и ранить его навсегда. Крайне осторожно следует обращаться с курносым носом,обилием веснушек или оттопыренными ушами,что-быф не породить у ребенка трудноискоренимые комплексы. Физические недостатки устранить сложно,часто невозможно,и смеяться над ними-самая настоящая подлость.
Строго следите за тем,чтобы в вашей семье никто не позволял себе потешаться над внешностью друг друга. Чем "труднее",чем болезненнее ребенок,тем больше вокруг него должно звучать смеха,раздаваться веселых голосов,ибо для него это самое лучшее лекарство.