Елена Подляховская
Консультация «Настольные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНЫХ ИГР В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Составитель: Подляховская Е. Э.
1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Устойчивый интерес дошкольников к настольным играм, по мнению специалиста в этой области М. С. Костюхиной, появляется к пяти-шести годам, это обусловлено возрастными особенностями старших дошкольников. [13, с. 68].
Публикация «Консультация „Настольные игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Настольные игры своими руками
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте в поведении детей происходят качественные изменения - дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше им предъявляли взрослые, таким образом формируется возможность саморегуляции. По мнению В. А. Деркунской, это возможно благодаря усвоению общепринятых норм и правил поведения, которые дети способны осознать в этом возрасте. [4, с. 47].
Существенные изменения у старших дошкольников претерпевает детская игра - совместное обсуждение правил игры в игровом взаимодействии, начинает занимать лидирующие позиции.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным, что позволяет ребёнку соблюдать правила, предлагаемые настольными играми.
Программа под редакцией коллектива авторов Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой уточняет, что настольная игра наиболее свойственна детям старшего дошкольного возраста, так как в младшем возрасте ребёнку свойственна подвижность и предметная деятельность. [17].
Работы учёных Д. Б. Эльконина, Е. И. Тихеевой, О. В. Солнцевой, А. П. Усовой и других показывают, что в игровой деятельности складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления, а также решаются различные задачи: развитие умственной и физической компетенции ребёнка, воспитание культуры поведения, интеллектуальное и художественное развитие и многие другие. В игре первоначально проявляется способность детей старшего дошкольного возраста добровольно, по собственной инициативе, подчиняться различным требованиям.
Кроме того, игра очень важна для воспитания у старших дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности.
По мнению специалиста по дошкольному воспитанию О. В. Солнцевой, в игре все стороны личности ребёнка старшего дошкольного возраста формируются в единстве и взаимодействии. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, О. В Солнцева констатирует, что использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте, продуктивным и органичным природе ребенка. Игра создает «зону ближайшего развития» ребенка [4, с. 252].
2. Культурные практики детей дошкольного возраста
Термин «культурные практики детей» является достаточно новым для современного этапа дошкольного образования. Он отражает новые подходы к воспитанию ребенка.
Педагог-культуролог Н. Б. Крылова широко использовала термин «культурные практики» в своих работах, предполагая, что культурные практики первоначально возникли как специфические формы коммуникации, или точнее-совместные деятельности, что они начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются - постепенно и постоянно - в процессе самостоятельной деятельности [8, с. 35].
В своей статье специалист по детской психологии Н. М. Родина пишет: «Введение понятия культурные практики в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками» [23, с. 26].
По мнению Л. К. Нефёдовой, игра во многом определяет специфику культурных практик детства, являясь одним из основополагающих принципов современного дошкольного образования. «На вопрос, чем ребенок занимается, он, как правило, отвечает, что играет» [13, с. 103].
Культурные практики - понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего-либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор.
Культурные практики связаны с активным, самостоятельным, разносторонним усвоением каждым ребенком новых для него видов деятельности, а также способов ее осуществления и разных форм организации, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.
Культурные практики - это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, обиды альтруизма, а также негативного опыта недовольства, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, по мнению Н. Б. Крыловой, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. [7]
Культурные практики вбирают в себя много понятий. Специалисты по дошкольному образованию И. А. Лыкова и Е. Ю. Протасова в своей статье пишут: «Воспитание человека связано с освоением им культуры как квинтэссенции общечеловеческого опыта. Вместе с тем все более острой становится следующая проблема: как расширить взгляд педагогов на культуру, помочь увидеть в ней суть всего образования, а не только необходимость демонстрировать объекты и транслировать факты культуры в образовательном процессе. Сегодня культурой считается всё, все сферы человеческого бытия» [18, с. 7].
Академик Д. С. Лихачёв считал чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания. [14].
Современное образование, передовая педагогика занимаются освоением всей человеческой культуры. Современный педагог осознает, что от него во многом зависят развитие детской самостоятельности и инициативы, особенно от признания, что ребенок - это свободная личность, что он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими.
Авторитарный стиль педагогики, который долгое время царствовал в нашей стране, не позволял развивать инициативу и самостоятельность ребенка дошкольного возраста. Поменять мышление необходимо, прежде всего, педагогу. Учет собственных интересов ребенка предполагает глубокое изучение самостоятельных видов детской деятельности.
Культурная практика, как вид детской деятельности, как проявление самостоятельности, проявление инициативы, взаимодействие ребенка и взрослого - целевой ориентир по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования. [20].
Под инициативой надо понимать внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каком - либо действии. Инициативность характеризует себя как черту детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям.
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования, важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры:
1. ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
2. проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и других;
3. способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
3. Особенности использования настольных игр в практике детского сада
К культурным практикам можно отнести занятия с настольными играми. Они развивают интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка, память, внимание, воображение.
М. С. Костюхина пишет: «Каждому из нас по собственному детству хорошо знакомы занятия с настольными играми. И хотя прежде эти занятия не рассматривались в категориях «культурных практик», их связь с культурной традицией всегда осознавалась» [13, с. 68].
Настольные игры в старшем возрасте вырабатывают привычки правильного поведения, помогают детям осваивать правила игры, не нарушать их, ходить по очереди, не сердиться на ошибающихся в игре сверстников, и конечно уметь проигрывать. «Опыт переживания неудачи тоже необходим, поэтому родители используют игровую ситуацию для разговора о терпимости и умении владеть собой» [13, с. 74].
По данным исследований специалистов в области дошкольной педагогики Е. Е. Кравцовой, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, приведённым в статье О. В. Солнцевой, настольные игры с правилами способствуют формированию нормативной регуляции поведения, при котором ребёнок контролирует выполнение правил, стремится к успеху в достижении результата, способен пережить неудачу и принять успех сверстника [4, с. 265].
В процессе игры у детей развиваются все стороны личности: уступчивость, сотрудничество, а так же - усидчивость, сосредоточенность, умение доводить дело до конца, дисциплинированность - это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе.
Виртуальное общение во время компьютерной игры не заменит живое общение, происходящее во время игры за одним столом. В отличие от компьютерных настольные игры, кроме визуального и звукового каналов восприятия информации, используют также тактильный. Настольная игра связана с использованием таких предметов, как - карты и карточки, поля и фигуры, кости и кубики, фишки и мозаики и т. д, которые раскладывают на поверхности стола. По мнению М. С. Костюхиной, общение детей (а также детей и взрослых) во время игры делает это занятие предпочтительным, в отличии от виртуального общения. [13].
Настольная игра - неотъемлемый инструмент в педагогическом процессе. Многоаспектность и разнообразие настольных игр позволяет педагогу детского сада использовать настольные игры в организации досуга между временем, отведённым на непосредственно организованную деятельность, а также во второй половине дня, как в коллективных играх, так и в индивидуальной работе педагога с воспитанниками.
Современные педагоги с успехом применяют настольные игры, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, ведь какое содержание вкладывают взрослые в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры детям. По мнению французского социолога Роже Кайуа, игры зависят от культуры, в которой они практикуются. [7]. Автор книги о настольных играх М. С. Костюхина, уточняет: «Представление о том, что игра должна быть обязательно полезной, было устойчивым в русском обществе, и производители игр на это ориентировались - как и на то, что игрой можно воспитывать добродетельные чувства и патриотические идеалы» [12, с. 35].
Выбирая ту или иную настольную игру, ребёнку приходится искать партнёра по игре, придумывать новые правила, замещать уже известные предметы для игр. Эмоциональная насыщенность настольных игр способствует развитию нравственного и социального опыта, развитию желания попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях.
Использование игр способствует приобщению ребёнка к миру взрослых. Взрослый - партнер по игре, без которого нельзя обойтись для усвоения социального опыта.
Современному педагогу - практику необходимо хорошо ориентироваться в том многообразии настольных игр, которое предлагает наш рынок. Ассортимент современных настольных игр для детей дошкольного возраста очень разнообразен. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Существует большой выбор игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации.
Разработано много игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико - грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т. п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.
Список литературы
1. Бабаева Т. И., Солнцева О. В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада//«Детский сад: теория и практика» №5, 2015.
2. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. СПб. : Детство Пресс, 2012.
3. Белл Р. Энциклопедия настольных игр народов мира / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. М. : Центрполиграф, 2001.
4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / Под редакцией А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер, 2013.
5. Игра со всех сторон: Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее: Книга о том, как играют дети и прочие люди: Сб. / Ред. Е. С. Жорняк. М. : Прагматика культуры, 2003.
6. Крылова Н. Б. Культурология образования. М. : Народное образование, 2000. (Профессиональная библиотека учителя).
7. Крылова Н. Б. Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И. М. Быховской. М. : Смысл, 2010.
8. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
9. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М. : Индрик, 2007.
10. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики: Кн. для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике. М. : Народное образование, 2003.
11. Кайуа Р. Игры и люди : Статьи и эссе по социологии культуры / Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М: ОГИ, 2007.
12. Костюхина М. Детский оракул. По страницам настольно-печатных игр. М. : Новое литературное обозрение, 2013.
13. Костюхина М. С. Культура детской настольной игры //«Детский сад: теория и практика» №5, 2015.
14. Лихачев Д. С. Русская культура: Сб. / Сост. Л. Р. Мариупольская. М. : Искусство, 2000.
15. Лосева Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы. – М. : Детство-Пресс, 2013.
16. Леонтьев А. А. Психология общения. – М. : Смысл, 2008.
17. Лыкова И. А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: Дис. … докт. пед. наук. М., 2009.
18. Лыкова И. А., Протасова Е. Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки//«Детский сад: теория и практика» №5, 2015
19. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. : Питер, 2011.
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/ doshk-standart-dok.html.
21. Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
22. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Интеркультурная педагогика младшего возраста: Учебник. М. : Форум, 2011.
23. Родина Н. М. Культурные практики в образовательном процессе детского сада//«Детский сад: теория и практика» №5, 2015.
24. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб. : Речь; М. : ТЦ «Сфера», 2012.
25. Савенкова Л. Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание: Учеб. -метод. пос. для системы общего и высшего профессионального образования. М. : ИХО РАО, 2011.
26. Теплова А. Б. Культурные практики детства//«Детский сад: теория и практика» №5, 2015.
27. Школяр Л. В., Савенкова Л. Г. Сад Детства: Новый взгляд на дошкольное образование. М. : ТЦ «Сфера», 2014.