Анастасия Ковалёва
Настольно-печатная игра «Любимый Донецк»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы:
Пуресина Н. А., старший воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 300 города Донецка»
Ковалева А. А., воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 300 города Донецка»
Губарева О. А., воспитатель МДОУ «Ясли-сад № 300 города Донецка»
В настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине.
Публикация «Настольно-печатная игра „Любимый Донецк“» размещена в разделах
- Донецкая народная республика, ДНР
- Игры для детей
- Настольные игры своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2017
Дошкольный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе отношения к малой и большой Родине, воспитание основ гражданственности. Основой в воспитании дошкольников гражданских чувств является накопленные детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развития интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.
В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений.
Свои первые нравственные чувства ребё нок приобретает в узком социуме: в семье, детском саду. Первые чувства гражданственности формируются в процессе целенаправленного воспитания.
Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.
В НИИ дошкольного воспитания была разработана методика патриотического воспитания. Под руководством Н. Ф. Виноградовой, Р. И. Жуковской проводились исследования по данной теме.
Они предложили выделить следующие этапы патриотического воспитания:
1. Воспитание любви к городу, в котором живут.
2. Воспитание любви к родному краю, региону.
3. Ознакомление детей со всей страной.
Исходя из вышеизложенного, наша разработка представляет собой методическое обеспечение первого этапа патриотического воспитания, а именно воспитание любви к городу, в котором живут.
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНОЙ ИГРЫ
Представляемая игра рассчитана на возрастную категорию 3-7 лет. Число игроков от 2 до 8. Роль ведущего в игре берет на себя воспитатель.
1) На плотной бумаге формата А1 (ватман) рисуется фон.
2) Подбираются фотографии любимых мест города и задания к ним. Фотографии распечатываются, располагаются на ватмане и наклеиваются.
3) Из цветной бумаги (аракал) вырезаются разноцветные круги, которые сформируют игровое поле.
4) Круги определенных цветов размещаются рядом с фотографиями. Цвет круга соответствует конверту с заданиями.
5) Выделить несколько кругов для «возвращения хода» и «хода вперед».
6) В отдельные цветные конверты с изображением памятного места складываются задания (для каждой возрастной группы свое). Желательно, чтобы они отражали назначение выбранного объекта. Например, в парке отдыха – задания о видах спорта, в театре – задания по сказкам и так далее.
Игровое поле выглядит следующим образом:
При апробации игры с воспитанниками среднего и старшего дошкольного возраста было отмечено, что дети с интересом играют. Дети среднего дошкольного возраста выполняют простые задания.
Дети подготовительной группы играли самостоятельно, предварительно определив все памятные места на игровом поле. Задания выполняли с интересом, помогая друг другу.
В настоящее время проблема воспитания патриотизма является актуальной, однако, имеется многообразие определений патриотизма и воспитания патриотизма.
Целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у детей начинается с дошкольного возраста, когда происходит фактическое становление личности, развитие нравственной её основы. Дошкольный возраст - это сенситивный период развития любви к родным местам, воспитания начал патриотизма.
Патриотизм применительно к детям старшего дошкольного возраста мы характеризуем как потребность ребенка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявление любознательности, сопереживания ему.
Особенности воспитания патриотизма вытекают из психологических и физиологических особенностей возраста детей старшего дошкольного возраста, зависимости их развития от воздействия внешней среды, общения с людьми, предметным миром, активности и эмпатийных переживаний ребенка, играющих роль в формировании отношений к окружающему миру и представлений о нем, познания окружающего мира от близкого к далекому.
Исходя из этого, особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста нами определены как формирование интереса к истории своей семьи, истории города (села, к народной культуре, природе родного края и чувства сопричастности им; совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых.
Предлагаемая нами настольно-печатная игра станет действенным механизмом в патриотическом воспитании детей.