Лучший педагог года

Наставничество. Рекомендации психолога

Анна Меньшикова
Наставничество. Рекомендации психолога
▼ Скачать + Заказать документы

«Позади любого добившегося успеха человека стоит одна элементарная истина: кто-то, где-то, каким-то образом позаботился о его росте и развитии. Этим человеком и был наставник»

Так что же такое наставничество?

это:- Мудрые советы, руководство и рука помощи.

- Помощь одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний, жизненных навыков, мышления и сознания.

- Форма взаимоотношений между ребенком и заинтересованным взрослым, который оказывает ему поддержку, помогает с учебой, приобретением навыков и умений устанавливать отношения с другими людьми.

Публикация «Наставничество, Рекомендации психолога» размещена в разделах

Наставник – это человек, который становится для ребёнка значимым, который даёт ему нить, связующую его с внешним миром, даёт ему шанс найти себя в этом мире, готовит к самостоятельной взрослой жизни, посвящает ему своё время, знания, силы, заботу и любовь.

НАСТАВНИКОМ МОЖЕТ СТАТЬ зрелый человек, готовый был терпеливым и доброжелательным.

Целью наставничества является создание условий, способствующих самореализации, успешной адаптации, повышению уровня профессионализма и социализации, личностному и профессиональному развитию наставляемого, а также устранению или минимизации факторов, препятствующих этому развитию.

В задачи наставника входит:

- поддерживать и развивать позитивные ценности и положительный опыт ребенка;

- помочь подростку развивать свой потенциал и развивать свои сильные стороны;

- способствовать в определении подростком собственных целей и путей их осуществления;

- стимулировать его к правильному жизненному выбору, успешной учебе, повышая самооценку ребенка;

- способствовать формированию у подростка навыков самостоятельной жизни.

Какими характеристиками должен обладать наставник?

Хороший слушатель

Дает конструктивный отзыв

Иметь личную заинтересованность в человеке, о котором заботятся

Они с энтузиазмом относятся к своей роли

Они уважительно относятся к людям

Они проявляют ответственность за подопечных, о которых заботятся

Они непредвзяты

Наставник должен гордиться своей работой

НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Что может сделать Наставник?

Помочь подростку в усвоении социальных ценностей, норм, моделей поведения, сформировать свою индивидуальность. Приобщить воспитанника к участию в социальной жизни, помочь ему приобрести чувство уверенности.

Как это осуществить?

- формировать у ребенка социально-бытовые навыки;

- учить его общению, познакомить с разными стилями общения;

- выработать формы регулирования собственного поведения;

- выработать социально необходимые качества;

- научить подростка бесконфликтно обсуждать значимые темы.

НАПРАВЛЕНИЕ «ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ»

Что может сделать Наставник?

- оценить результаты учебной деятельности

- оказать эмоциональную поддержку на пути личностного роста;

- развивать у подростка мотивацию к учебе;

- приводить примеры успешных людей и дискутировать на эту тему;

- расширять кругозор ребёнка и поощрять в стремлении учиться.

НАПРАВЛЕНИЕ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

Что может сделать Наставник?

- помочь подростку выявить свой потенциал;

- расширить знания о различных профессиях;

- определиться с направлением профессиональной деятельности и мотивировать на поступление в учебное заведение.

Во взаимодействии «Наставник – Воспитанник» должны быть установленные наставником четкие границы.

Каждый наставник должен понимать свои функции и возможности в общении со своими подопечными в сфере воспитания.

Его Функции по просвещению, организации полезной деятельности, мотивации в учебной деятельности, проведению совместного досуга должны гармонично сочетаться с возможностями наставника по выделению времени, определению периода общения и приемлемых для наставника финансовых вложений

Другими словами, наставнику необходимо понимать и соблюдать границы своей деятельности и личных интересов).

В противном случае наставник может стать жертвой манипуляций и вымогательства.

Часто наставники ожидают быстрых положительных изменений в поведении и способе организации жизни у своих подопечных.

Но нужно понимать, что изменения идут медленно, имеют отсроченный результат или изменений не происходит совсем. В большей степени все зависит от мотивации и желания подопечного.

В работе наставника могут случаться нестандартные ситуации, требующие выдержки и способности к поиску решений.

В своей работе наставник может использовать следующие инструменты

Инструмент «Колесо баланса»

Этот инструмент предполагает выявление и оценку удовлетворённости или успешности в значимых для человека областях жизни по десятибалльной шкале.

Задача наставника — помочь подопечному осознать, какая сфера его жизни может стать стимулом роста удовлетворённости в желаемых направлениях.

«Колесо баланса» нужно применять для поиска и развития «узких мест».

Инструмент Пятилистник наставничества

Пятилистник наставничества является универсальным алгоритмом действий для передачи опыта в любой сфере.

1. Наставник рассказывает подопечному как выполнять действие;

2. Наставник показывает подопечному как выполнять действие;

3. Наставник выполняет действие вместе с подопечным;

4. Наставник предлагает подопечному выполнить действие самому;

5. Наставник дает домашнее задание подопечному по закреплению навыка выполнения действия.

Обратная связь-это способ проверки наставником правильности выполнения действия подопечным.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ПОДОПЕЧНЫМИ

1) Не выносить суждений и не ставить «диагноз»

Высказывания со стороны наставника типа:

• «Ты должен измениться…», чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых людей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.

• Фразы «Ты никогда не станешь нормальным человеком!», «Ты всегда будешь неудачником» снижают самооценку, вызывают агрессию и лишают стремлений к позитивным изменениям.

2) Не приказывать!

Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с подопечными следует отказаться от фраз типа «ты должен», «тебе необходимо», «тебе нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и делаю!»

3) Не угрожать

Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности и некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны наставника провоцируют конфликт.

4) Не проповедовать и не поучать

«Ваш долг сына (брата, ученика, гражданина) обязывает.», «На Вас лежит ответственность.» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени.

Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то.», «если бы Вы последовали примеру…»)

5) Не подсказывать решения

Наставник не должен «учить жизни» молодого человека. «На Вашем месте я бы.» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс педагогической поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие подопечного.

Удачи Вам и Вашим подопечным.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Конспект занятия психологаКонспект занятия психолога Приветствие Педагог обращается к детям: «Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Скажите об этом». Дети по кругу приветствуют.

Рекомендации педагога-психолога «Игры в песочнице в летний период»Рекомендации педагога-психолога «Игры в песочнице в летний период» Наступило лето, теплая погода и долгие прогулки на свежем воздухе. Чем же заняться на прогулке, играя в детской песочнице? Песочница - это.

Конспект занятия психолога в 1 классе «Знакомство» Конспект занятия. Тема: «Все мы такие разные…» Цель занятия: знакомство с учениками и с зайцем Марфушей; развитие понимания собственной.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Участие педагога-психолога в Неделе экологии в ДОУУчастие педагога-психолога в Неделе экологии в ДОУ В нашем детском саду прошла неделя экологии, основными задачами которой являлись следующие: - формирование основ экологического мировоззрения.

Консультация психолога «Здоровый образ жизни»Консультация психолога «Здоровый образ жизни» Перед нами воздушные шарики. Что важнее: резиновая оболочка или воздух, который в ней находится? Что же делает наш шарик шариком? Воздух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наставничество. Рекомендации психолога
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 11:32
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наставничество. Рекомендации психолога» (включая файлы) размещена пользователем Анна Меньшикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД