Гурина Юлия Николаевна
Наставничество как форма адаптации молодого специалиста дошкольного образования к педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.
И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В. В. Путин.
Публикация «Наставничество как форма адаптации молодого специалиста дошкольного образования к педагогической деятельности» размещена в разделах
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования А. К. Маркова С. А. Дружилов, Зеер, А. Я. Кибанов и другие. Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. Не секрет, что и у старшего воспитателя ДОУ могут возникнуть проблемы в работе с молодым педагогом в силу, к примеру, своего небольшого опыта работы или других причин.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью нового комплексного подхода к организации процесса адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.
Часто наставничество в детских садах организуется стихийно, когда педагоги помогают друг другу по просьбе, или традиционно опытный педагог-наставник учит молодого специалиста или, который только пришел на работу в детский сад. Однако в данный момент и молодые специалисты, и педагоги с опытом одинаково нуждаются в методическом сопровождении.
В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако вопрос обеспечения педагогическими кадрами становится только острее. И нас он тоже коснулся.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» сад открыл свои двери в 2021 году. Открытие пришлось на середину учебного года, и мы столкнулись с проблемой укомплектованности учреждения педагогическими кадрами. Мы обратились в образовательные учреждения нашего города.
На основании Федерального закона от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" стало возможным принимать на работу студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения.
Таким образом, к нам пришли работать сразу 8 студентов 4-го курса Саратовского областного педагогического колледжа. Мы приняли решение, что нужно организовать системную, разноплановую и разноуровневую работу по организации процесса адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности.
Перед администрацией ДОО одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Для того, чтобы эта работа оказалась продуктивной, необходимо было для начала выявить трудности молодых специалистов, с которыми они могут столкнуться, и желание опытных педагогов помогать начинающим коллегам.
На период проведения подготовительной (диагностической) работы педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» был укомплектован полностью 20 педагогами, 10 из которых – молодые специалисты (8 воспитателей– студенты колледжа и 2 учителя-дефектолога, окончивших СГУ).
Анализ анкетирования педагогов выявил трудности молодых педагогов в процессе адаптации. В опросах они указали, что частности испытывают трудности в педагогических действиях, нехватки наставника и неформальности его действий, полученных знания в колледже, оказалось недостаточно. Проведенный опрос среди молодых специалистов показал, что они легче адаптируются к педагогам со стажем, чем молодым педагогам.
Анкетирование потенциальных наставников показало, что своими качествами большинство педагогов отметили желание развиваться, требовательность и поощрение инициативы. Среди качеств, которыми должен обладать наставляемый, педагоги отметили ответственность, исполнительность, уважение к наставнику и желание развиваться.
Изучив результаты анкетирования, а также целевую модель Минпросвещения, рабочая группа педагогов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» разработала свою модель организации процесса адаптации молодого специалиста.
Данная модель наглядно показывает, во-первых, комплексность работы с наставляемым, во-вторых – реверсивность взаимодействия со всеми уровнями сотрудничества.
Педагоги МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» проходят курсы повышения квалификации в ГАУ ДПО «СОИРО», т. е. обучаются. В свою очередь у педагогов ДОУ есть возможность выступать на региональных площадках, печататься в сборниках со своим опытом работы.
На базе нашего детского сада проходят практику студенты ГАПОУ СО «СОПК». Наши педагоги являются для студентов наставниками. Но при этом студенты, готовясь к занятиям (мероприятиям) также иногда удивляют нас новыми методами, приемами работы, т. е. наставляют нас. На занятия студентов часто приходит методист колледжа, который после каждого занятия дает развернутый письменный анализ в группе вайбер. Наши педагоги с помощью этого отработали умение анализировать занятия, на что обращать внимание. И в этом году уже сами при отсутствии методиста пишут анализы.
«Старший воспитатель – молодые педагоги» : организация страшим воспитателем методической работы (семинары, методические часы, практикумы, деловые игры и т. д.). Активное вовлечение педагогов в подготовку и участие в различных формах работы.
«Педагог-педагог» : организация сотрудничества старшего и более молодого поколения педагогов, сотрудников, в таких направлениях, как современные технологии обучения, новые тренды, цифровизация и познание современной культуры. Такое взаимообучение позволяет создать разновозрастное образовательное сообщество, которое станет более конкурентоспособным в современных условиях. Педагоги старшего поколения овладевают информационно-коммуникационными технологиями (видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, используют в практической деятельности новые элементы игровых технологий, требующих сформированности технических навыков, обладателями которых являются более молодые сотрудники.
Целесообразно создавать условия для обоюдного обучения, при которых обмен навыками будет происходить в двух направлениях, так как одинаково важно разбираться в цифровых технологиях и в вопросах межличностной коммуникации, опыт которой уже приобретен более старшими коллегами.
В рамках апробации модели организации процесса адаптации молодого специалиста в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» нами была составлена структура управления реализацией модели организации процесса адаптации молодого специалиста в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» г. Саратова, в которой отражены уровни, а также содержание и направление деятельности. Данная структура позволяет молодым педагогам получать и использовать опыт не только коллег по дошкольной организации, но и консультироваться, обучаться и работать в рамках социального и взаимодействия.
Результатом апробации модели организации процесса адаптации стал достаточно высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательного учреждения, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов, что окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательном учреждении.
Процесс организации наставничества молодого специалиста носит поэтапный характер и включает в себя развитие и формирование функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога.
Из опыта своей работы, хочется отметить, что время прохождения всех этапов сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т. д. Поэтому администрация нашего детского сада к каждому педагогу подходит дифференцировано.
Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодых педагогов в профессиональных конкурсах, проектах на муниципальном и областном уровне. Молодые педагоги приобретают навыки работы с использованием интернет- ресурсов, создают мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты.
80% молодых специалистов закрепились на рабочих местах. Считаю, что это хороший результат.
«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)