Екатерина Пачина
Руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем «Наши профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем во 2 младшей группе
В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В первые семь лет ребенок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться за этот период. От того, как освоит ребенок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность ребенка в дальнейшей жизни, в школьном обучении.
Публикация «Руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем „Наши профессии“» размещена в разделах
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, коммуникабельность.
Первые сюжетно-ролевые игры во 2 младшей группе связаны с рядом условий:
наличие разнообразных впечатлений от окружающего;
накопление предметно-игровых действий;
наличие игрушек;
частота общение с взрослыми;
развитие ребенка.
Первые сюжетно-ролевые игры малышей протекают как безролевые игры или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала для сюжетной игры :
Игрушки – предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается их тематическое разнообразие). Условность игрушек усиливается. (Игрушки уменьшаются по размеру, становятся соразмерные не самому ребёнку, а небольшой кукле, по отношению к которой, осуществляется орудийное действие – ее кормят, катают в машине).
Игрушки – маркеры условного пространства. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой – «прилавком» (имеющей многофункциональное значение – магазина, аптеки).
Игрушки – персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размере (до среднего) .также полезны игрушки –персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера – до 10-15 см, с которыми ребенок может разыгрывать соответствующие сюжетные события.
Полу функциональные материалы. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы, которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Перед воспитателем стоит 4 задачи :
Научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре.
Тактично руководить выбором игры.
Приучать детей соблюдать во время игры правила.
Воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Работу необходимо осуществлять по 2 направлениям:
1) Создание необходимой игровой среды.
2) Непосредственное руководство играми детей.
Немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей, умеющий создавать игровые объединения исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.
С помощью родителей необходимо оборудовать игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда привлекает малышей. Дети играют и утром, и после дневного сна. Они разнообразно действуют с игрушками: катают, кормят, укладывают. Важно, чтобы они научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью используются вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводиться показу действий с теми или иными игрушками. Воспитатель должен предварительно приготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом, например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями, надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть принимая на себя роль «доктора» : «Я доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. (Ставит зайке градусник) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина» Игра воспитателя, естественно, привлекает детей. Теперь детей можно вовлечь в нее: «Лера, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор полечу ее». Процедура «лечения» повторяется с 2-3 куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу. Также наряду с куклами воспитатель может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Ваня, давай, как будто ты заболел и тоже пришёл в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашивает детей : «Кто теперь хочет быть доктором? Милена? Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей» Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями, проводятся дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы». Очень важно, чтобы к куклам и мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. В результате совместной игровой деятельности, дети учатся переносить игровые действия с одной игрушки на другую.
Воспитатель использует и такой прием как введение куклы в повседневную жизнь детей. Так, во время игры с куклой воспитатель говорит : «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться. Во время одевания рассматривают одежду куклы, называют её. Затем воспитатель последовательно одевает куклу. Дети наблюдают за его действиями. Чтобы закрепить навыки воспитатель предлагает повторить его действия. Вначале малышам требуется помощь, а затем они учатся самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом обращается внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активнее участвовать в игре. Аналогичный прием – введение в игровую ситуацию использовать для поддержания интереса к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Роль воспитателя руководить скрыто. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами игры». В первое время, когда некоторые дети не знают друг друга, они играют в одиночку и довольно разнообразно. Некоторые дети вообще не умеют играть. К ним применяются индивидуальные приемы. Воспитатель старается помочь им сплотиться в единый коллектив. Для этого с каждым ребенком проводятся миниигры, воспитатель обучает предметным действиям, помогает справиться со сложными действиями. Постепенно вовлекает в игры разных по темпераменту детей, дает им разные задания. Возникают небольшие группы, дети начинают проявлять внимание друг к другу, доброжелательность, учатся уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций становиться меньше. Задача воспитателя состоит и в том, чтобы направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводятся наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовываются целевые прогулки, на которых обращается внимание на трудовые действия шофера, дворника. Во время наблюдений обращается внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Воспитатель знакомит с названием блюд. Впоследствии дети не просто ставят кастрюли на плиту, а «варят» суп, компот. Также во 2 младшей группе выделяются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные дети соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Проблемы в игры дети учатся улаживать самостоятельно.
Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.
Характерная особенность развития сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе –постепенный переход мотива из процесса игры в результат. Это прослеживается на характере игровых действий : у детей 2 младшей группы они развернуты и фиксируются все основные операции действия (при кормлении – зачерпывание, строгое горизонтальное положение ложки, бережное и медленное движение переноса ложки от тарелки ко рту куклы). Трехлетние дети выполняют отдельные игровые ролевые действия в одиночку или по 2-3 человека, но даже и объединенные общей темой они действуют вначале разрозненно и однообразно и лишь благодаря активному руководству со стороны воспитателя постепенно включается в игровое общение. Становление игровой деятельности зависит и от расширения у детей представлений об окружающей среде.
Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества, однако, во 2 младшей группе воспитатель играет вместе с детьми.
Чтобы закрепить воспитательное воздействие игры необходимо обратить внимание не только на воображаемый смысл игровых действий, но и к реальным усилиям, проявленным в игре. Благодаря этому уже в ходе игры дети чувствуют радость и удовлетворения от реальной ценности свершенных действий в игре действий. Это помогает формировать нравственную сторону личности ребенка.