Елена Иванова
Открытое занятие по ознакомлению с органами чувств и их назначением «Наши помощники» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по разделу Познание «Мои помощники»
Цель:
Знакомить детей с органами чувств человека, их назначением, подвести к пониманию того, что люди должны заботиться о своём теле. Показать какую роль зрение играет в жизни человека, рассказать об особенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений, подчеркнуть разницу органов зрения человека и животных. Познакомить с особенностями развития слуха у животных и человека, активизировать знания о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности и в овладении человеческой речью. Познакомить с особенностями работы носа,сформулировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа обоняния. Дать элементарные знания о значении языка в ощущении вкуса пищи. Подвести к пониманию того,как не легко живётся незрячим людям,формировать гуманные чувства по отношению к инвалидам. Развивать монологическую речь детей,диалогическое общение.
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с органами чувств и их назначением „Наши помощники“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Материал:
Зеркало, картонки с изображением животных, предметы с характерным запахом, четыре стакана с водой разного вкуса, таблица с изображением животных.
Предварительная работа:
Заучивание стихотворений,беседы, рассматривание своего лица в зеркало, рассматривание картинок разных животных.
Ход:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть своё лицо в зеркале и ответить на вопрос, что находится на голове. (Волосы,глаза,уши, нос, рот). У человека два глаза и расположены они так,что один глаз не может видеть другой свой глаз. Есть такая загадка «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят». Давайте посмотрим в глаза друг другу. Природа заботливо оберегает глаза. Глаза располагаются в специальных углублениях-глазницах. Закрывает этот «дом» специальная дверца под названием «веко». Потечёт со лба пот, его остановят брови. Ветер понесёт пыль-её задержат реснички. А если пылинки и сядут на глаз,то их слизнёт мигающее веко. Только тогда,когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то,что находится перед его глазами. Они движутся то вправо, то влево, то вверх, то вниз. Человек может видеть предметы расположенные далеко и близко, различать цвета.
У животных тоже есть глаза, но видят они по разному. (показывает картинки с изображением животных).
*Рыбы хорошо видят только вблизи.
*Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо двигаться.
*У раков глаза располагаются на специальных антенках. Выдвигаются далеко вперёд и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И ещё у него глаз на хвосте, помогает ориентироваться, когда рак пятится назад.
*У совы и у филина глаза большие,но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они лучше видят в темноте, чем при свете.
*Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете.
*Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней частью глаз. Верхняя половина всегда смотрит в небо, на фоне которого хорошо видна добыча.
*А у пчё л пять глаз: два больших и три маленьких. Пчёлы необычно воспринимают цвет. Красный они видят как чёрный.
Ребята, а как вы думаете как нужно беречь свои глаза? (Не смотреть долго телевизор, не сидеть близко к телевизору, не рисовать при плохом освещении и т. д.)
Физ. минутка:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой, киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И бегаем кругом.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Некоторые считают. Что нос-это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос,чтобы задирать его к верху. Есть даже такие выражения: «Ишь ты нос задрал!» или «Ну что ты нос повесил?». Это, конечно, шутка. А вы как думаете, для чего нужен нос? (дышать, различать запахи)
«Зачем носик малышам»
Ю. Прокопович
Есть прямые носики
Есть носики-курносики.
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На полянке-землянику
В грядке- спелую клубнику,
В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
Нос не должен быть простужен.
Нос здоровый всем нам нужен.
Чтобы сон когда придёт
Тихо спать, закрывши рот.
Ещё можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать.
Днём на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.
А зимой в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам
Зачем носик малышам?
Игра «Угадай по запаху»
Воспитатель раздаёт детям футляры от киндер сюрпризов, в которых предметы с характерным запахом (лимон,чеснок,духи и т. д.)
Для улавливания и различения звуков существует специальный орган-уши. Сколько у вас ушей? На самом деле у нас шесть ушей. Два наружных, которые всем видны,два средних и два внутрених. В отличии от глаз уши постоянно воспринимают звуки. Вы умеете двигать ушами? А многие животные умеют. Давайте рассмотрим плакат и ответьте на мои вопросы.
-Кого из этих животных берут на службу в полицию? (собаку)
-Это животное находит под снегом мышей по шуршанию? (лисица)
-У него уши расположены на передних лапах. (кузнечик)
-Эти животные живут в стаях и слышат шаги за 50 метров. (волки)
-У этого животного самый острый слух. (кит)
-Он зимой впадает в спячку, а летом слышит как жук чистит свои лапки. (ёжик)
Но у человека есть музыкальный слух.
Игра «В мире много звуков»
Дети сидят на коврике с закрытыми и произносят слова:
Много разных звуков
Окружает нас,
Даже если тихо
В комнате сейчас.
Тихо-тихо ночью
Всюду тишина,
Но её послушай-
Звуками полна.
Ребёнок до которого дотронется воспитатель производит звуки (шуршит ладошками, щёлкает языком, шумно дышит и т. д.). Дети отгадывают какой звук они услышали.
Уши очень важные помощники. Поэтому их нужно беречь. (в холод надевать тёплую шапку,нельзя долго находиться в шуме)
Для чего человеку язык (разговаривать,поворачивать пищу во рту,чувствовать вкус пищи) Существует четыре основных вкуса- сладкий,горький,кислый,солёный. Назовите продукты с разными вкусами.
Игра «Угадай вкус»
В четырёх стаканах вода разного вкуса. Дети пробуют и определяют вкус.
Ребята мы с вами поговорили о наших помощниках (глазах, ушах, носе, языке). Но в мире много людей, которые плохо видят или не видят вовсе. Есть люди глухонемые. Как вы думаете, легко им живётся в мире здоровых людей? Встаньте на середину комнаты, закройте глаза и попробуйте сесть на свой стульчик. Это сделать нелегко. А теперь закройте уши и попробуйте услышать что я говорю. И это сделать не просто. Помогли бы вы слепым людям, если бы им понадобилась помощь?
Как бы вы помогли людям, если бы были волшебниками? Как бы вы помогли инвалидам если бы были изобретателями? Можно ли дразнить детей, если они носят очки?
Ребята, я думаю, что вы поняли что люди инвалиды не хуже нас, только у них больше проблем. А я желаю вашим глазкам научиться видеть красоту вокруг, вашим ушкам чаще слышать приятные звуки и слова, вашим носикам вдыхать свежий воздух и аромат цветов, А вашему язычку почаще говорить добрые и вежливые слова.