Ольга Козлова
Мини-музеи в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети в любом возрасте – «любознайки» и «почемучки». Они задают взрослым множество вопросов.
Практика свидетельствует: традиционные формы деятельности не всегда обеспечивают активность каждого ребенка, не всегда вызывают интерес к изучаемому материалу и формируют познавательные мотивы. Поэтому мы стали использовать иные формы, максимально учитывающие возрастные особенности детей и их индивидуальные особенности: игры-путешествия, «исследовательские лаборатории», проекты, коллекционирование, организацию мини-музеев, экспозиций, выставок.
Публикация «Мини-музеи в ДОУ» размещена в разделах
В детях изначально заложена страсть к собирательству, к поиску. У большинства, к сожалению, этот интерес со временем исчезает, но некоторые проносят стремление к созданию какой-либо коллекции через всю жизнь. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. И еще: если дети и взрослые занимаются общим делом, исчезают многие проблемы в их взаимоотношениях, а также во взаимоотношениях между детьми в группе. У воспитателя есть прекрасная возможность активизировать малоактивных и застенчивых детей, «разговорить» их путем собирательства, увлечь их интересным поиском.
Прежде чем приступить к созданию коллекций, вместе с детьми установили общие правила: принесенные предметы будем беречь, рассматривать вместе и аккуратно, находить информацию об объекте и обязательно сопровождать его рассказом.
Коллекционировать можно разные вещи, важно, чтобы они были понятны и интересны детям, близки их жизненному опыту, обогащали представления о мире.
Составной частью нашей работы было формирование у детей представления о значимости коллекций. Поэтому мы рассказывали о том, что все музеи в основе своей представляют собой большие коллекции, а начинались они обычно как собрания редкостей одного человека. Таких примеров в истории много. С интересом дети слушали рассказы о Павле Михайловиче Третьякове, знакомились со следующими мультимедийными презентациями: Музей театральных кукол при Театре кукол Сергея Образцова, коллекция старинных фарфоровых кукол итальянского собирателя Модильяни, коллекция оловянных солдатиков русского собирателя М. Глухова, коллекция фарфора в Эрмитаже, экспозиции Русского музея, музей музыкальных инструментов имени М. И. Глинки.
То, что мы собираем с детьми, только условно можно назвать коллекциями; ни материальной, ни общественной ценности они, конечно, не имеют, но очень важны как средство воспитания. Для детей интересен сам процесс собирания и связанное с этим общение, в том числе и с родителями. Поэтому очень важно, чтобы стремление ребенка к коллекционированию было поддержано и в семье. Интеллектуальное развитие дошкольников в ходе коллекционирования необходимо строить совместно с семьей, ориентируясь в большей степени – на формирование базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и особый склад ума.
С особой увлеченностью мальчишки в преддверии празднования Дня Победы собирали коллекцию «Транспорт и военная техника». Коллекция была разнообразна, обширная и позволила детям узнать много новой и интересной информации.
Со временем дети стали проводить в группе презентации домашних коллекций. Таким образом, дети не только обогащались новыми знаниями, но и активизировалась их речь, психические процессы и главное, активное общение со сверстниками.
Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность, познавательную и речевую активность, воспитывает качества, необходимые для исследовательской работы, помогает в общении со взрослыми и сверстниками.
Участилась в группах и организация тематических выставок и экспозиций, которые организовывались в рамках комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач познавательного развития дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев, которая проходила при участии педагогов, воспитанников и родителей.
В рамках подготовительного этапа на педагогическом совете педагоги обсудили, что такое мини-музеи, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении. Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Совместно мы определяли тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции.
Практический этап предусматривал непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев : сбор экспонатов, их группировку, теоретическое сопровождение, оформление, изготовление игр, макетов.
В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:
интеграции – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации её общих задач и задач отдельных образовательных областей;
деятельности и интерактивности – мини-музеи должны представлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;
природосообразности – мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
гуманизации и партнерства – мини-музеи должны предполагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок»;
культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры;
динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться;
разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов.
Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Мини-музей колокольчиков всегда очень привлекает дошкольников, причем даже самых маленьких. Его основу составляют колокольчики разного размера, по-разному оформленные, изготовленные из разного материала, привезенные со всех концов нашей России и из-за рубежа. Колольчики-сувениры очень популярны. Поэтому дети и родители детского сада, путешествуя, привозят и дарят их на память. Основу экспозиции составляют колокольчики Вологды и вологодского края, далее – российские (из разных городов) и еще один раздел – зарубежные. Мини-музей дополнен фотографиями настоящих колоколов и колоколен, записями колокольных звонов. Есть в этом мини-музее и колокольчики с символикой детского сада и расписанные детьми старшего дошкольного возраста.
Мини-музей музыкальных игрушек.
Этот вариант мини-музея знакомит дошкольников с музыкальной культурой в целом, формирует интерес к ней. Поэтому его экспонатами являются музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, шумовые музыкальные инструменты, сделанные своими руками, музыкальные сувениры и музыкальные шкатулки, портреты известных композиторов, нотные тетради, сборник песен. Музыкальный мини-музей используется музыкальным руководителем на занятиях и для самостоятельной деятельности детей, активно используется в ходе кружковой работы.
Мини-музей театра.
В нем собраны экспонаты, рассказывающие о театре: афиши, билетики, программки спектаклей, проекты о театральных площадках города Вологды, разные виды театральных кукол, маски, ширмы, театральные костюмы и их элементы, фотографии и репродукции театров, портреты известных актеров. Имеются здесь и декорации к спектаклям, косметика для грима, специальные краски для лица и другие предметы.
.
Мини-музей декоративно-прикладного искусства.
Самый объемный по количеству экспозиций музей, самый интересный по содержанию и самый любимый дошкольниками.
В него вошли следующие экспозиции: «Деревянная игрушка», «Русская матрешка,» «Игрушка-забава», «Глиняная игрушка», «Лён и льняная игрушка», «Русские валенки – восьмое чудо России», «Кукла-барышня», «Дымковская игрушка», «Гжель».
Цель данного мини-музея – пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России, народным творчеством, способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры. Основными задачами мини-музея являются : возрождение и популяризация искусства изготовления предметов быта и игрушек из разных природных материалов, приобщение к художественно-прикладному творчеству.
.Собран обширный теоретический материал по каждой из экспозиций, художественные произведения, видеоматериалы, информация о мастерах декоративно-прикладного искусства, мультимедийные презентации.
Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Педагоги, дошкольники и родители пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов, коллекционеров и собирателей. Но прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомили детей с профессиями музейных работников и назначением музеев. С этой целью в ДОУ были организованы посещения музеев города Вологды. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации мини-музеев.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.