Селимат Мазанова
Музеи в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Музеи Красной Поляны
Воспитателя МДОУ №117 г. Сочи
Мазановой С. А.
В п. Красная поляна г. Сочи, в МОУ СОШ №65 действует историко-краеведческий музей «Боевой славы». Музей школы имеет статус народного историко-краеведческого с 1975 года. В 2000 и 2005 годах материалы музея экспонировались в Центральном музее Вооруженных Сил.
В 1942 году на вершинах Главного Кавказского хребта проходил фронт: альпийские дивизии гитлеровской Германии рвались через горные вершины к Черному морю. Выйти к морю фашистским захватчикам не удалось.
Публикация «Музеи в образовательной деятельности» размещена в разделах
В одном из переходов к перевалу Аишхо, в 1960 году, школьники п. Красная Поляна оказались в местах минувших сражений. То, что ребята увидели – потрясло их: разрушенные блиндажи, окопы, землянки, гильзы, пулеметные ленты, осколки гранат… Ребята искали и находили зримые свидетельства героизма и мужества защитников перевала. Возвратившись из похода, следопыты оформили стенд, на который поместили найденную в горах гранату, диски ручного пулемета и автомата, стрелянные гильзы, несколько осколков… Так было положено начало созданию школьного уголка боевой славы, который в последующем стал музеем. Экспозиционная площадь составляет 360 квадратных метров. Количество экспонатов более десяти тысяч. Характерной чертой музея является наличие подлинных вещевых, изобразительных, письменных источников экспонатов, их научная и познавательная ценность, эстетически грамотное и научно обоснованное размещение материалов, высокая степень использования фондов музея в учебно-воспитательной работе.
Сейчас музей разделен на несколько залов.
Зал боевой славы: ручные гранаты, диски пулемётов, ящики для мин и патронов, каски. Личные вещи бойцов и командиров: планшеты, альпеншток, компас, блокнот с боевыми данными, карта, комсомольский билет, фронтовое письмо. Среди материалов музея особое место занимают фотографии, письма и документы военных лет. Это не просто пожелтевшие от времени бумаги, это живые, неумолкающие голоса. Иные записи уже и не разобрать.
Мемориальный зал. На стене вьётся мозаичное пламя, символизирующее Вечный огонь. На его фоне металлические таблички с именами тех, кто ушёл в бой и пал смертью храбрых.
Зал истории поселка. Костюмы мужеские и женские греческого и адыгейского народа (две народности, положившие начало поселка Красная поляна, куханная утварь, музыкальные инструменты, черепки глиняной посуды, элементы одежды. Так же предоставлены фотоэкспозиции: дольмены, фото домов, улиц поселка с 1960 г.
Зал боевой техники. Представлены мини-модели боевой техники (пулеметы, катюща, танки, авиация, элементы обмундирования
Зал космонавтики: костюм космонавта, модели авиации, ракеты.
Музей «Боевой славы» МОУ СОШ №65 ведет работу с МДОУ детским садом комбинированного вида №117 г. Сочи. Совместно разработан план взаимодействия, тематика вопросов, доступных детям дошкольного возраста: боевая техника, День космонавтики, история п. Красная поляна (греческая, адыгейская культура, День победы.
В работе используются: обзорная экскурсия (первая ознакомительная экскурсия в музей, тематические экскурсии (план работы прилагается, беседы, художественное творчество по итогам экскурсии.
Во время первой ознакомительной экскурсии экскурсоводом используется такой прием как «минута», когда детям предлагается закрыть глаза, расслабиться и минуту побыть в тишине, почувствовать движение времени, путь истории… Такой прием позволяет настроить детей на восприятие старины, уважительное отношение к памяти, музеям.
Так же экскурсоводами используется метод «вопросов», когда экскурсовод не просто подает экспонат, рассказывая о нем, а спрашивает детей, что это может быть, для чего использовалось, кем и т. д. Этот метод позволяет детям быть не пассивными слушателями, а активными участниками, развивает мышление, воображение.
МДОУ №117 уже не один год сотрудничает с музее боевой славы. Дети любят посещать этот музей – его экспонаты очень эмоционально воспринимаются детьми: настоящие, «живые» предметы, которые говорят сами за себя (каски, гранаты, старые документы и личные предметы бойцов, яркие, привлекающие внимание (костюмы и детали одежды, они достоверно отражают информацию (настоящий костюм летчика, модели самолетов и машин). Все экспонаты, доступные для восприятия ребенка-дошкольника, расположены в поле зрения детей, они разнообразны, и отражают историческое, культурное разнообразие окружающего мира. Каждая экскурсия в музей – это толчок для развития ребенка, т. к. каждый раз он открывает новый мир…
Схема взаимодействия с музеем «Боевой славы» МОУ СОШ №65
План взаимодействия с музеем СШ №65
Месяц
Мероприятие
Группа
Сентябрь
Первая ознакомительная экскурсия. Познакомить детей с музеем, понятием «историческая память», музейными экспонатами, формировать ценностное отношения к музею, желание прийти в музей еще
Средняя
«История моя». Расширять знания детей об истории возникновения поселка, о быте народностей (адыги, основавших п. Красная поляна
Подготовительная
Октябрь
«Одежда наших предков» Познакомить детей с греческой культурой, их бытом, элементами мужской и женской одежды. Сравнить их одежду с современной.
Старшая
Март
«Греки». Продолжать знакомить с культурой и бытом греческого народа.
Подготовительная
Апрель
«Военный транспорт» Познакомить детей с экспозицией военного транспорта, боевой техникой (военные машины, танки, самолеты)
Средняя
Май
«Вечная память». Рассказать детям о подвиге солдат, ушедших на войну. Познакомить детей с видами оружия.
Старшая
«Вечно живые». Расширять знания детей о великой отечественной войне, о подвиге солдат.
Подготовительная