МААМ-картинки

Проект «Наш дом — Южный Урал»

Юлия Чернышова
Проект «Наш дом — Южный Урал»

Проект «Наш дом-Южный Урал»

Автор: Чернышова Юлия Александровна

Организация: МДОУ «Детский сад №14»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск

Формулировка проблемы: Проведенные беседы с детьми и анкетирование родителей выявили существенный пробел в их знаниях о родном крае, в частности, о городе Магнитогорске и Уральском регионе в целом. Дети продемонстрировали недостаточный уровень осведомленности о природных достопримечательностях, исторических событиях, традициях, легендах и декоративно-прикладном искусстве Урала. Их знания о местных писателях и поэтах оказались поверхностными, ограничиваясь лишь несколькими наиболее известными именами. Многие дети затруднялись даже назвать какие-либо произведения уральских авторов. Эта ситуация подтвердилась результатами анкетирования родителей, которые, в большинстве своем, признали недостаточное внимание к краеведческому воспитанию своих детей. Более детальный анализ показал, что проблема носит комплексный характер. Родители, зачастую занятые работой и бытовыми вопросами, не уделяют достаточно времени совместному изучению истории родного города и края. Чтение книг, особенно художественной литературы уральских авторов, не является систематической практикой в большинстве семей. Это, в свою очередь, влияет на уровень знаний детей, которые получают крайне ограниченное представление о богатом культурном и природном наследии Урала. Например, дети слабо представляют себе уникальность природных ландшафтов Урала: величественные горы, тайгу с ее разнообразным животным и растительным миром, чистейшие уральские реки и озера. Многие даже не слышали о таких знаковых местах, как, например, Пещера Дива, река Чусовая с ее живописными скалами. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении декоративно-прикладного искусства Урала: многие дети не знают о таких традиционных промыслах, как хохломская роспись, гжель, уральская резьба по дереву, и их художественных особенностях. Знакомство с произведениями уральских писателей и поэтов также ограничено. Дети не знакомы с творчеством таких значимых авторов, как Павел Бажов (и его знаменитый "Малахитовая шкатулка" и цикл сказов, Демьян Бедный, Дмитрий Мамин-Сибиряк, и многих других, чьи произведения отражают историческую и культурную специфику Уральского региона. Отсутствие знакомства с литературным наследием лишает детей возможности глубокого понимания истории и ментальности уральцев. Таким образом, проблема недостаточного краеведческого воспитания в семьях и дошкольных учреждениях требует немедленного решения. Необходимо разработать комплексную программу, которая будет направлена на повышение уровня знаний детей о своем крае, включая экскурсии, театральные постановки, творческие мастер-классы, чтение художественной литературы и взаимодействие с родителями. Только совместными усилиями можно воспитать у детей любовь к родному краю и гордость за его богатое наследие. Важно также активно использовать современные технологии, такие как виртуальные экскурсии и онлайн-ресурсы, для более эффективного и интересного ознакомления детей с историей и культурой Урала.

Цель проекта: Воспитание патриотических чувств, гордости за город, край, где они живут.

Для реализации поставленной цели мы определили ряд задач:

Для воспитанников:

Увлекательное путешествие в мир Урала: от горных вершин до народных традиций. Программа, направленная на всестороннее развитие детей, предлагает увлекательное погружение в мир Уральского региона, раскрывая его природное богатство, историческое прошлое и культурное наследие. Цель программы – не просто сообщить детям информацию, но и пробудить в них глубокий интерес к родному краю, воспитать чувство гордости за него и сформировать бережное отношение к природе и культурному наследию.

1. Природное богатство Урала: Программа начинается с изучения уникальной природы Урала. Дети познакомятся с географическими особенностями региона, узнают о величественных хребтах Уральских гор – Северном, Среднем и Южном Урале, их высочайших точках (например, гора Народная – 1895 метров, особенностях рельефа. Подробно будут изучены крупнейшие реки Урала: Кама, Чусовая, Урал, их истоки и впадающие притоки, а также уникальные озера, такие как Тургояк, известное своей кристально чистой водой и богатым подводным миром, и Увильды, привлекающее туристов своими живописными берегами. Особое внимание уделяется разнообразию растительного и животного мира: от таежных лесов севера до степей юга. Дети узнают о характерных видах растений (например, сибирская лиственница, пихта сибирская, различные виды трав, животных (бурый медведь, рысь, лось, росомаха, соболь, множество видов птиц, и редких видах, занесенных в Красную книгу. Программа включает практические занятия: создание гербария, наблюдения за животными в естественной среде (в рамках экскурсий, изучение экологических проблем Урала и путей их решения. Мы обсудим влияние хозяйственной деятельности человека на природу и важность сохранения биоразнообразия.

2. История и культура Урала: Историческая составляющая программы охватывает различные периоды развития Урала: от древних поселений до современности. Дети познакомятся с историей освоения Урала, развитием горнорудной промышленности, влиянием различных народов (русских, башкир, татар и других) на формирование уникальной культуры региона. Мы рассмотрим традиционные виды хозяйствования (скотоводство, земледелие, охота, рыболовство, особенности жилища (избы, юрта, дома различных архитектурных стилей, календарные обряды, традиции и обычаи разных этносов. Особое внимание уделяется народному творчеству: сказки, легенды, песни, танцы.

3. Декоративно-прикладное искусство Урала: Программа представляет богатое наследие уральского декоративно-прикладного искусства. Дети познакомятся с различными техниками: резьбой по дереву, камнерезным искусством (малахит, яшма, металлообработкой (литьё, чеканка, гравюра, ткачеством. Они научатся понимать художественный язык народного искусства, раскрывать семантику образов, символов. В рамках практических занятий дети сами попробуют создать небольшие поделки в традиционных техниках.

4. Литература Урала: Знакомство с литературой Урала позволит детям почувствовать дух этого края через слова известных писателей и поэтов. Мы рассмотрим произведения, посвященные природе, истории, жизни простых людей Урала.

5. Родной город: Программа также включает изучение родного города детей. Они узнают историю его возникновения и развития, познакомятся с гербом, флагом, достопримечательностями (музеи, театры, памятники, улицам и площадям, предприятиями, архитектурными сооружениями и их назначением. Это позволит детям лучше понять место своего города в контексте Уральского региона.

6. Развитие коммуникативных навыков: Программа способствует развитию связной речи у детей. Они научатся представлять свои творческие работы, проекты, выполненные совместно с родителями, перед сверстниками. Это поможет им свободно общаться, аргументировано излагать свои мысли, отстаивать свою позицию.

7. Экологическое воспитание: Важной частью программы является формирование у детей бережного, ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к природе. Мы будем обсуждать экологические проблемы, важность охраны окружающей среды, и дети будут привлекаться к практическим мероприятиям по сохранению природы (например, уборка территории, посадка деревьев). Программа направлена на формирование у детей экологической культуры и ответственного поведения в отношении к окружающей среде. Это включает в себя не только знание о природе, но и понимание взаимосвязей в экосистемах, и ответственности человека за их сохранение. Дети научатся анализировать свои действия и их влияние на окружающий мир.

Для родителей:

** Увлекательное путешествие в мир Урала: от горных вершин до народных традиций Программа, разработанная для всестороннего развития детей, представляет собой увлекательное погружение в мир Уральского региона, раскрывая его природное богатство, историческое прошлое и культурное наследие. Цель программы – не просто предоставить детям информацию, но и пробудить в них глубокий интерес к родному краю, воспитать чувство гордости за него, сформировать бережное отношение к природе и культурному наследию, а также развить критическое мышление и креативность.

**Природное богатство Урала: от горных вершин до бескрайних степей. Программа начинается с изучения уникальной природы Урала, который заслуженно называют "камнем-поясом" России. Дети познакомятся с географическими особенностями региона, узнают о величественных хребтах Уральских гор – Северном, Среднем и Южном Урале, их высочайших точках (например, гора Народная – 1895 метров, являющаяся высшей точкой Урала, особенностях рельефа, который включает в себя не только горные хребты, но и глубокие долины, широкие равнины и огромные карстовые пещеры. Дети узнают, как образовались Уральские горы, какие процессы привели к формированию уникального рельефа, и как он влияет на климат и растительность региона. Они узнают о том, что Урал является своеобразной границей между Европой и Азией, и познакомятся с особенностями растительного и животного мира, характерными для каждой части Урала.

**Реки и озера: артерии и жемчужины Урала. Программа углубляется в изучение водных артерий Урала, раскрывая перед детьми уникальность рек, которые играют ключевую роль в жизни региона. Дети подробно изучат крупнейшие реки Урала: Кама, Чусовая, Урал, их истоки и впадающие притоки. Они узнают о том, как реки формируют ландшафт, обеспечивают жизнь многим видам растений и животных, а также играют важную роль в хозяйственной деятельности человека. Дети познакомятся с уникальными особенностями каждой реки: с бурным течением Чусовой, известной своими "камнями-боевиками" и удивительными скалами, с широкой и полноводной Камой, с спокойным течением реки Урал. Особое внимание будет уделено озерам Урала, которые являются настоящими жемчужинами региона. Дети узнают об уникальном озере Тургояк, которое известно своей кристально чистой водой, богатым подводным миром, удивительной прозрачностью, достигающей 40 метров, и уникальными лечебными свойствами. Озеро Увильды привлекает туристов своими живописными берегами, загадочными легендами и уникальными водными растениями. Дети узнают о том, как озера влияют на климат, как они являются местообитанием многих видов птиц и рыб, а также о том, как важно сохранять их экологическое равновесие.

**Удивительный мир флоры и фауны: от таежных лесов до степей. Программа знакомит детей с разнообразием растительного и животного мира Урала, раскрывая перед ними великолепие таежных лесов, степей и прекрасных лугов. Дети узнают о характерных видах растений (например, сибирская лиственница, пихта сибирская, различные виды трав, берёзы, дубы, осины, животных (бурый медведь, рысь, лось, росомаха, соболь, многочисленные виды птиц, белка, зайцы, лисы, барсуки, волк). Дети познакомятся с редкими видами растений и животных, занесенных в Красную книгу, узнают о причинах их исчезновения и о мерах по их сохранению. Программа включает в себя практические занятия: создание гербария, наблюдения за животными в естественной среде (в рамках экскурсий, изучение экологических проблем Урала и путей их решения. Мы обсудим влияние хозяйственной деятельности человека на природу и важность сохранения биоразнообразия. Дети узнают о том, как важно бережно относиться к природе, не загрязнять окружающую среду, сохранять леса, озера и реки, чтобы наши потомки могли наслаждаться их красотой.

**Путешествие во времени: история и культура Урала. Программа не только знакомит детей с природным богатством Урала, но и отправляет их в захватывающее путешествие во времени, раскрывая перед ними историческое прошлое и культурное наследие региона. Дети познакомятся с историей освоения Урала, узнают о том, как здесь возникли первые поселения, как развивалась промышленность, как менялась жизнь людей. Дети узнают о роли Урала в истории России, о том, как здесь создавались заводы и фабрики, которые играли ключевую роль в развитии страны. Они познакомятся с великими уральскими мастерами, которые создавали шедевры металлообработки, резьбы по дереву, гончарного искусства. Программа включает в себя посещение исторических мест, музеев, заводов, где дети смогут увидеть собственными глазами наследие прошлых поколений, почувствовать атмосферу того времени, узнать о том, как жили и работали люди в прошлом.

**Народные традиции и культура Урала: путешествие в мир песен, танцев и сказок. Программа знакомит детей с богатой и разнообразной культурой Урала, раскрывая перед ними мир народных песен, танцев, сказок, обрядов и ремесел. Дети узнают о традиционных фестивалях и праздниках, которые отмечаются на Урале, о народных костюмах, о вкусной и сытной уральской кухне. Они познакомятся с уральскими сказками и легендами, которые передают от поколения к поколению удивительные истории о героях, богатырях, животных, о волшебных силах природы. Дети будут иметь возможность принять участие в мастер-классах по народным ремеслам: резьбе по дереву, гончарному искусству, ткачеству, вышивке. Они смогут попробовать свои силы в исполнении народных песен и танцев, узнать о традиционных играх и развлечениях.

**Уральская гордость: воспитание любви к родному краю. Программа не только даёт детям знания о природе, истории и культуре Урала, но и воспитывает в них чувство гордости за свой край. Дети узнают о том, что Урал – это не просто территория, а место обитания умных, талантливых, трудолюбивых людей, которые в прошлом создали великие дела, а сейчас продолжают развивать свой край. Дети узнают о знаменитых уральских писателях, композиторах, художниках, спортсменах, которые прославили Урал на всю страну и на весь мир. Программа формирует у детей чувство ответственности за сохранение природного и культурного наследия Урала, воспитывает в них бережное отношение к природе, к истории и традициям своего края. В конце программы дети будут иметь возможность представить свои творческие проекты, связанные с Уралом, в виде презентаций, видеороликов, рисунков, музыкальных композиций. Программа

"Увлекательное путешествие в мир Урала: от горных вершин до народных традиций" – это не просто сборник информации, а вдохновляющая и развивающая программа, которая позволит детям по-настоящему полюбить свой край, гордиться его богатством и стремиться к его развитию.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал»Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал» Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом – Южный Урал» Игра является ведущей деятельностью детей.

Фотоотчет с выставки «Спасибо, Урал!»Фотоотчет с выставки «Спасибо, Урал!» Во время Великой Отечественной войны Русский музей передал на хранение Челябинской картинной галерее более ста произведений живописи. Мои.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Урал. Челябинск»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Урал. Челябинск» Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические задачи: дать начальные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Наш дом — Южный Урал»
Опубликовано: 10 октября 2024 в 13:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Наш дом — Южный Урал»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Чернышова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД