МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольника»

Вера Николаевна Костикова
Консультация для воспитателей «Нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольника»

подготовила педагог-психолог

МКДОУ №24 В. Н. Костикова

Зачастую забота взрослых основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей и интеллектуально развития, тогда как достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется., А некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные для жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает.

Темочки:

В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты (психологи, неврологи, психиатры) с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то, что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам. Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств. В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки. Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

• Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.

• Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.

• Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

• Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.

• Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.

• Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители или педагоги это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.

• Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.

• Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Склонность действовать поспешно, необдуманно.

• Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпимость, отвечать дерзостью и т. п.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций наблюдается с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основными причинами нарушений являются :

1. перенесённые стрессы (болезнь ребёнка, расставание с мамой на длит. срок, смерть близких родственников и др.);

2. отставание в интеллектуальном развитии;

3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми, холодность в отношениях;

4. социально-бытовые причины;

5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;

6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства?

Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений взрослого с ребёнком. Будь то родитель или педагог. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться чувствами ребёнка и сопереживать ему.

В развитии эмоционального мира дошкольника помогут игры. В первую очередь это игры на распознавание эмоций.

мл. гр: радость, грусть

ср. гр: + страх (испуг, злость (гнев)

ст. гр: + спокойствие, удивление

подг. гр: + отвращение, самодовольство, любопытство (интерес) и др.

игры: «Азбука настроения», «Театр настроения», «Зоопарк настроения», «Наши чувства и эмоции», «Путешествие в мир эмоций» и др.

(Коротко ознакомить с содержанием игр)

На формирование эмоционально-волевой сферы положительно влияют игры с правилами. Ведь соблюдение правил развивает упорство, формирует навыки самоконтроля, умение подчинить своё поведение действиям детского коллектива. (Предложить картотеку игр с правилами)

В каждой группе нашего детского сада созданы Уголки уединения, которые наполнены играми эмоционально-волевой направленности.

Просьба, ещё раз пересмотреть Памятки по оснащению психологических уголков и более активно включать (привлекать) в них детей. В большей степени это относится к детям, которые имеют нарушения в эмоциональной сфере.

Следующее направление в развитии эмоционально-волевой сферы – это слушание музыки с последующим обсуждением её характера. (Болезнь куклы, Времена года и др.) + ИЗО деятельность.

Медитативные техники на расслабление (музыка и словесное сопровождение)

Следующее направление - чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов с последующим обсуждением характера и поведения героев.

Рассказы Осеевой (Просто старушка, На катке, Синие листья, Сторож, Михалков «Мимоза» и др.

Общественное дошкольное воспитание не может проходить в отрыве от семейного воспитания. Очень важна роль родителей в эмоционально-волевом развитии детей. Отрицательный пример взрослых может в один момент перечеркнуть все труды педагога. Поэтому важна просветительская работа среди родителей на данную тему. Это семинары-практикумы, консультации, стендовое информирование родителей.

(Предложить педагогам информационный материал в папку «Психолог-родителям» - Истощаемый, быстро утомляемый ребёнок)

Публикации по теме:

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника»Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника» Программой воспитания детей в детском саду, предусмотрено трудовое воспитание детей. Воспитателю нужно, создать условия для того чтобы каждый.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольника»
Опубликовано: 1 сентября 2024 в 23:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Николаевна Костикова (УИ 230786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД