Вера Николаевна Костикова
Консультация для воспитателей «Нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольника»
подготовила педагог-психолог
МКДОУ №24 В. Н. Костикова
Зачастую забота взрослых основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей и интеллектуально развития, тогда как достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется., А некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные для жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты (психологи, неврологи, психиатры) с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.
Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
Несмотря на то, что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам. Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств. В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки. Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.
Основные внешние проявления выглядят следующим образом:
Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
• Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
• Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
• Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
• Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
• Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
• Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители или педагоги это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
• Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
• Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Склонность действовать поспешно, необдуманно.
• Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпимость, отвечать дерзостью и т. п.
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка
Проявление эмоций наблюдается с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.
В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.
По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Основными причинами нарушений являются :
1. перенесённые стрессы (болезнь ребёнка, расставание с мамой на длит. срок, смерть близких родственников и др.);
2. отставание в интеллектуальном развитии;
3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми, холодность в отношениях;
4. социально-бытовые причины;
5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.
Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства?
Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений взрослого с ребёнком. Будь то родитель или педагог. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться чувствами ребёнка и сопереживать ему.
В развитии эмоционального мира дошкольника помогут игры. В первую очередь это игры на распознавание эмоций.
мл. гр: радость, грусть
ср. гр: + страх (испуг, злость (гнев)
ст. гр: + спокойствие, удивление
подг. гр: + отвращение, самодовольство, любопытство (интерес) и др.
игры: «Азбука настроения», «Театр настроения», «Зоопарк настроения», «Наши чувства и эмоции», «Путешествие в мир эмоций» и др.
(Коротко ознакомить с содержанием игр)
На формирование эмоционально-волевой сферы положительно влияют игры с правилами. Ведь соблюдение правил развивает упорство, формирует навыки самоконтроля, умение подчинить своё поведение действиям детского коллектива. (Предложить картотеку игр с правилами)
В каждой группе нашего детского сада созданы Уголки уединения, которые наполнены играми эмоционально-волевой направленности.
Просьба, ещё раз пересмотреть Памятки по оснащению психологических уголков и более активно включать (привлекать) в них детей. В большей степени это относится к детям, которые имеют нарушения в эмоциональной сфере.
Следующее направление в развитии эмоционально-волевой сферы – это слушание музыки с последующим обсуждением её характера. (Болезнь куклы, Времена года и др.) + ИЗО деятельность.
Медитативные техники на расслабление (музыка и словесное сопровождение)
Следующее направление - чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов с последующим обсуждением характера и поведения героев.
Рассказы Осеевой (Просто старушка, На катке, Синие листья, Сторож, Михалков «Мимоза» и др.
Общественное дошкольное воспитание не может проходить в отрыве от семейного воспитания. Очень важна роль родителей в эмоционально-волевом развитии детей. Отрицательный пример взрослых может в один момент перечеркнуть все труды педагога. Поэтому важна просветительская работа среди родителей на данную тему. Это семинары-практикумы, консультации, стендовое информирование родителей.
(Предложить педагогам информационный материал в папку «Психолог-родителям» - Истощаемый, быстро утомляемый ребёнок)