Петрова Ольга
Нарушение психологом Этического кодекса. По закону или по совести?
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение психологом Этического кодекса. По закону или по совести?
Аннотация. В статье рассмотрен один из нормативно-правовых документов психологов - Этический кодекс педагога-психолога в системе образования России и перечислены основные принципы данного документа. Также в статье представлены наиболее распространенные нарушения принципов Этического кодекса педагогами-психологами в образовательных учреждениях.
Ключевые слова. Этический кодекс, профессиональная деятельность
Публикация «Нарушение психологом Этического кодекса, По закону или по совести?» размещена в разделах
психолога, клиент, права человека, этические принципы, жизненные ценности.
Основной материал статьи. Одним из нормативно-правовым документом, регламентирующий работу педагога-психолога в образовании является Этический кодекс, который был принят на Всероссийском съезде практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования» 26-28 мая 2003 г. в г. Москве. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством и распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России (далее - психолог).
«Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации».[1].
Последствия общения с психологом имеют большую личностную значимость будь то ребенок или взрослый. Каким будет вмешательство психолога — развивающим или разрушающим личность клиента — зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности. Соблюдать или не соблюдать Этический кодекс зависит от личностных качеств психолога. Они же являются главной составляющей профессиональной успешности психолога. Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. Необходимое качество практического психолога - уверенность в поведении с клиентом. В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Профессиональному психологу важно понимать индивидуальные особенности своей личности, сильные и слабые стороны характера. Психолог должен нести ответственность за свои действия в различных ситуациях.
В Этическом кодексе педагога-психолога описаны основные принципы, которыми специалист руководствуется в своей профессиональной деятельности:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществ
Рассмотрим нарушения Этического кодекса более подробно.
1. Часто принцип конфиденциальности в полной мере не соблюдается. Психолог позволяет себе рассказывать посторонним людям о «случае из практики» и, даже не разглашая имя и фамилию клиента, не имеет морального права поступать соответствующим образом. Клиент доверяет нам информацию о своей личной жизни, и специалист не имеет права её разглашать кому бы то ни было, а тем более обсуждать это с не профессионалами в этой области.
2. Принцип компетентности строится на том, что психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом. Может ли грамотно психолог, особенно начинающий, определить границы своих возможностей? Далеко не каждый психолог может признать, что он чего-то не умеет или не знает. Боязнь потерять свой авторитет в глазах администрации или показать свою несостоятельность в какой - либо области, зачастую приводят к тому, что нарушается процедура диагностики, делаются ошибочные выводы.
3. Принцип ответственности. Зачастую консультация психолога сводится к тому, что специалист предлагает готовые рекомендации и советы «как жить и действовать дальше». Психолог не должен всю ответственность брать на себя и принимать решения за клиента. Его задача - сформировать ответственность у самих клиентов.
4. Принцип этической и юридической правомочности
В конфликтных ситуациях психолог обязан руководствоваться интересами ребенка, но данная позиция может вступить в противоречие с позицией администрации учреждения. Далеко не каждый психолог может противоречить «начальству», а использовать юридическую базу умеют далеко не все, к тому же часто в конфликтных ситуациях, которые переходят на личностный план, юридическая база - не аргумент.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии. Иногда психолог при беседе с клиентом употребляет профессиональную лексику, строит сложный монолог, чтобы показать свою «умность» и произвести впечатление на консультируемого. Такой прием не только не повышает психолога в глазах клиента, но и вызывает недоумение, страх, пропадает желание продолжать взаимодействие.
6. Принцип благополучия клиента. Основной девиз этого принципа- «не навреди». Неосторожное слово или действие может привести клиента в сложное моральное состояние. Некоторые психологи не могут принят жизненные ценности и принципы своих клиентов и начинают критиковать их взгляды и убеждения. Данный подход не приведет к решению проблем клиента и желанию быть откровенным. Часто психолог интерпретирует поведение, высказывания клиента через призму собственного мнения, или пережитого опыта.
7. Принцип профессиональной кооперации. У некоторых психологов возникает соблазн критиковать своих коллег, не проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, давать публичные оценки и замечания в присутствии своих клиентов.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Иногда возникают ситуации, что психолог приступает к работе с детьми, не имея на это письменного согласия родителей, скрывает истинные цели проводимой психологической работы, заставляет детей в обязательном порядке участвовать в тренинге или других психологических мероприятиях несмотря на отказ ребенка, испытывающий при этом эмоциональный дискомфорт.
Кроме того, в своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами» :
Соблазн «Я самый лучший» возникает тогда, когда психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.
Соблазн «Хочу все знать» возникает тогда, когда специалист тратит массу времени на знакомство с новыми методиками, берется за все дела сразу и по-настоящему качественно и глубоко не успевает нигде.
Соблазн «24/7» возникает тогда, когда психолог забывает о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Психолог хочет помочь всем и во всём, дает номер своего телефона и разрешает звонить днем и ночью.
Соблазн «Делай как я» возникает тогда, когда психолог пытается навязать всем окружающим свою единственно верную точку зрения, не принимая во внимание опыт и желания своих подопечных.
Рассмотрев этические принципы и проблемы, с которыми сталкивается психолог, можно предположить, что выполнение данных положений всецело ложиться на совесть психолога. Проверить нарушения очень сложно. Однако может быть как раз вследствие того, что нет «меры наказания» за подобные нарушения, данный кодекс не имеет особой силы для психологов и воспринимается как некие предписания, образец как должно быть. И отношение соответствующее - ну подумаешь, отступил пару раз, ну и ладно, никто и не заметит. Тем не менее, нарушение Этического кодекса - это нарушение прав личности, ущемление прав личности, за которое специалист должен нести ответственность. И опять хочется задать вопрос : «По закону или по совести»?
Литература
1. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России
2. Абраменко И. И., Алексеев И. И. Практикум по общей психологии, 1990.
3. Дубровина И. В. Психологическая служба в школе// Советская педагогика, 1986.
4. «Анти- Карнеги, или Человек-манипулятор» Э. Шостром (1992, с. 126-127).