Юлия Николаевна Гуркович
Народный мордовский праздник «Жаворонок небо пашет»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования
Администрации городского округа Саранск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 127 комбинированного вида»
Народный мордовский праздник "Жаворонок небо пашет"
(для старшей группы)
Составила:
Музыкальный руководитель
Панфилкина Ю. Н.
Цель:
1. Пробудить в детях интерес к русскому и мордовскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
Публикация «Народный мордовский праздник „Жаворонок небо пашет“» размещена в разделах
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Перелетные птицы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2017
2. Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через песни, танцы, заклички, подвижные игры, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка.
3. Приобщать детей к традициям и календарно-обрядовым праздникам своего народа и стимулировать к ним интерес.
4. Познакомить с праздниками «Весенние Жаворонушки» и «Сороки».
5. Воспитывать любовь к народному творчеству, природе, любовь к птицам, воспитывать желание помогать птицам.
6. Воспитывать уважение, интерес и любовь к мордовской культуре.
7. Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
Задачи:
1. Осваивать «интонационно - попевочный словарь» мордовского народа, позволяющий почувствовать национальное своеобразие мордовского народа.
2. Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками на русском и мордовском языках.
3. Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
4. Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
5. Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
6. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.
7. Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.
8. Предложить детям научиться лепить традиционные для этого праздника булочки – «жаворонки»
Предварительная работа: Заучивание закличек, песен на русском и мордовском языках. Лепка жаворонков из теста, раскрашивание, знакомство с легендой о 40 мучениках. Просмотр киноматериала о встрече Весны народом. Разбор мордовских игр.
Место проведения: Музыкальный зал, улица.
Оборудование: Музыкальный центр, телевизор, берёза настоящая на ветках прикреплены изображения птиц, один обруч, народные костюмы, коромысло, яйца, канат, Павлопосадские платки, жаворонки из теста, маска сороки, разноцветные ленты, солнце из соломы.
Предварительная работа:
– разучивание стихов, песен, танцев, хороводов.
– знакомство с закличками и играми.
– рассказы воспитателя, просмотр видеоматериала.
Ход праздника.
Входят ведущие в народных костюмах. Под наигрыш гуслей пропевают:
Ведущий 1:
Летел кулик из – за моря,
Принес кулик девять замков:
– Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну –
Теплое лето.
Ведущий 2:
Жаворонки, прилетите к нам,
Тепло летечко принесите нам,
Зима надоела, весь хлеб поела!
Жаворонки, жаворонки,
Летите из – за моря,
Несите кус здоровья.
Ведущий 1:
Шумбратадо, ялгат!
Ведущий 2:
Здравствуйте гости дорогие!
Ведущий 1:
У каждого народа есть свои народные традиции и обычаи. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру Мордовии.
Ведущий 2:
Ох, а по какому же поводу мы гостей созвали, что сегодня отмечаем?
Ведущий 1:
Очень часто за событиями и за сутолокой дней, старины своей не
помним, забываем мы о ней. В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю.
Ведущий 2:
Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны – а праздник наш называется «Жаворонок небо пашет».
Дети под весенние заклички входят в зал (в руках жаворонки и солнышко).
Ребё нок 1:
Мазый тундось тенек сась,
Ловось куроксто солась.
Нармуннеетне кармасть само,
Ушодсть морынеть морамо.
Ребё нок 2:
Тундось састь, тундось сась!
Ловоськак весе солась.
Якшамось туеме арси,
Мекев – васов тундонть панси.
Ребё нок 3:
Что за славный денёк,
На бугре солнцепёк
Собирайся, народ, у ворот!
Петь, шутить, хороводы водить,
Весну красную веселить!
Ребё нок 4:
Идёт Матушка – Весна, отворяй ворота.
Первым март пришёл, всех друзей привёл.
Ребё нок 5:
А за ним апрель
Отворяй пошире дверь!
А потом придёт и май
В наш родной мордовский край!
Ведущий 1:
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.
Ведущий 2:
Сегодня – день необычный, день прилета птиц. Весну ждали все: и взрослые, и дети, и старики. Очень дружат народы русские и мордва – все мы славяне. Все традиции имеем.
С 1 марта начинались Ярилкины игры символизирующие борьбу зимы и весны. Главным персонажем этих игр является солнце. Ярило – красно солнышко изображал юноша в колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами с набеленным и нарумяненным лицом (показ иллюстрации). Персонаж вам знаком? Он руководил плясками, играми.
Ведущий 1:
Вот и мы давайте солнышко наше уважим, солнышку нашему споём.
Песня «Солнышко» музыка Г. Чебакова, слова переделанные.
Ведущий 2:
Робко постучалась к нам весна. И чтоб приблизить наступление столь долгожданной весны, несущей новую жизнь, радость, тепло и свет, люди закликали весну.
Дети (поют) : Тундо, тундо, сак, сак! Весна, весна приди!
Теле, теле, тук, тук! Зима, зима уйди!
Лембе пизем кант, кант! Теплый дождь нам принеси!
Сэрий сюрот какст, какст! Высокую пшеницу вырасти!
Ведущий 1:
В марте в каждой мордовской избе стряпали из теста птичек –
жаворонков. Ходили по селу, прославляли Весну – красну, бросали их вверх и закликали жаворонков.
1 Закличка:
Жаворонки – ноги тонки
Прилетите к нам.
Принесите нам –
Конфетки на ветке,
Весну красну.
Лето ждём (прокричать и подкинуть жаворонков 2 раза).
2 закличка:
Нунам – раз туда.
Прилети к нам сюда.
Нам зима то надоела,
Хлеб и соль у нас поела (прокричать и подкинуть жаворонков 2 раза)
Ведущий 2:
Ой, а весна то медленно идет. Надо помогать ей. Как славно бы поиграть.
Ведущий 1:
А вот в этом мы мастера. Ну – ка, ребята, все сюда!
Игра «Идёт матушка весна».
(Двое детей берутся за руки (это ворота, а остальные проходят под ними и поют) :
Ходит матушка весна по полям, лесам одна.
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас!
Ходит матушка весна – ищет девушек она!
(Образуются две команды – «Зима» и «Весна». Начинается перетягивание каната).
Ведущий 2:
А сейчас, добры люди, отгадайте – ка наши загадки.
1. Живет – летит, умрет – бежит.
(Снег.)
2. Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.
(Снег.)
3. На дворе горой,
А в избе – водой.
(Снег.)
4. Летит – молчит, лежит – молчит,
Когда умрет, тогда заревет.
(Снег.)
5. Всю зиму смирно лежит,
А весною убежит.
(Снег.)
Ребё нок:
Нармонят, нармонят, Птички, птички,
Лямбе кизонь кандынят. Принесите теплое лето.
Минь пачада анттядезь, Мы вас блинами накормим,
Лофца ведьта симптядезь. Молоком напоим.
Песня - закличка «Нармонят» («Птицы»).
Ведущий: 2
Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полёт жаворонка своеобразен : птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. "Жаворонок небо пашет", — говорят в народе.
(Просмотр небольшого фильма про птицу – жаворонок).
Ведущий 1.
Вот как первый раз зазывали весну. Её созывали и второй раз. Этот день назывался день Сороки – Сязьгата. Сязьгата – это птица, которая никуда не улетает на зиму. Должно пройти еще 40 морозов и придет лето.
Инсценировка «Сязьгата» («Сорока»).
Ребё нок 1: – Эй, сезяка, сезяка. Мекс пулынеть кувака?
Ребё нок 2: – Мекс пулынеть кувака?
Ребё нок 1: – Пулом монь ветицям.
(Сорока, сорока.
Почему у тебя такой длинный хвост?
– Почему такой длинный хвост?
Хвост – это мой руль).
Песня «Вай, Сезяка, Сезяка».
Ведущая 2:
А вы, гуси, к нам прилетели! Гуси, гуси…
Дети: Га-га-га…
Ведущая 2:
И утки к нам прилетели! Утки, утки.
Дети. Кря-кря-кря…
Ведущая 2:
И кукушки прилетели! Кукушки, кукушки…
Дети. Ку-ку…
Игра «Нармунень кундсиця ды гулят»(ловчий и голуби).
(Входит весна с коромыслом).
Весна:
Я – Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
Ведущий 1:
Весна – красна, а что это у тебя за коромысло?
Весна:
Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.
Ведущий 2:
Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?
Весна:
Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.
Ведущий 1:
Кто же тебе помогает, Весна – красна?
Весна:
Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую.
Ведущий 1:
Весна красна долго мы тебя ждали: а теперь давайте петь, плясать и веселиться!
Мордовская пляска.
Весна:
А еще я вам игры принесла. Повеселимся вместе, да и поиграем в челнок.
Игра «Челнок бежит, земля дрожит».
Ведущий 2:
Часто молодёжь отправлялась на берег реки, пели песни, веселилась и славила Вармаву – покровительницу ветра и Виряву – покровительницу воды.
Ребё нок:
Ой, Вармава, Вармава! Ветер, ветер, ветерок!
Сась, сась тунданясь, Пришла, пришла весна,
Тусь тундань, шадонясь! Пришло весеннее половодье!
Ива - Вась! Ива - Вась!
(Входит Богиня Вармава).
Вармава:
Шумбратадо! Здравствуйте гости желанные. Я Богиня ветра – Вармава. Услышала ваше веселье, прилетела к вам. Знаю, что вы весну закликаете, да славно праздник встречаете. А мой подарок таков. (Достает из корзины яйцо). Мокшень шабатне пяк кельгозь налхксема алняса (Мордовские дети очень любили играть в яйца). Яйцо – это начало жизни, расцвета природы. Не бойтесь и не робейте. Покажите удаль свою, поиграть вас я созываю.
Игры от Вармавы.
1. «Кинь сяда ичкози кевори алоц»
(Чьё яйцо дальше прокатится с горки).
2. «Кинь алоц сяда ламос кевори»
(Чьё яйцо дольше прокрутится).
Вармава:
Наша молодежь не только играла, но и хороводы водила. Эй, веселый народ, выходите в хоровод!
Хоровод девочек.
Ведущий 1:
Ну а теперь, уважаемая Вармава, мы тебе поиграть предложим.
Игра «Дударь».
Все дети:
Дударь, дударь, дударище.
Старый старый старичище.
Его под колоду.
Его под сырую.
Его под гнилую.
«Дударь, дударь, что болит?».
Вармава:
Ох, и наигрались, ох, и навеселились.
Ведущий 2:
22 марта на Руси пекли из теста птичек жаворонков, мазали их сладким душистым мёдом. Дети ходили по селу, подкидывали вверх своих птичек и пели заклички. Потом развешивали жаворонков на деревья, чтобы угостить прилетевших птиц. Вот и мы сейчас будем лепить жаворонков.
Все дети вместе:
Жаворонки прилетайте,
Ясно – солнцне принесайте.
Нам зима – то надоела,
Хлеба, соли – всё поела.
Шапа – жарапа,
Жареная лапа.
Дай Бог нам хлеба
На многие лета.
Ведущий 2:
А теперь мы сами сделаем своих жаворонков и пойдем на улицу, закликать весну.
(Дети в группе лепят из теста жаворонков).
Ведущий 1:
Жаворонки прилетели – на голову сели.
Ведущий 2:
Чика, листь листь, листь
Оев каша пенч максан!
Чика, листь, листь,
Якстере атякш теть максан.
Вот и мы в Мордовии встретили красавицу – весну.
Ребё нок 1:
Мордовия моя!
Республика родная.
Горжусь тобою я, красоты восхваляя.
Здесь солнце ярче светит,
Здесь небо голубее,
И нет на всей планете
Земли моей роднее.
Ребё нок 2:
Моро эрзянь кельде.
Мон чачинь масторсо,
Косо мазыйть виртне.
Косо сюпав паксят,
Косо валдот читне.
Ребё нок 3:
Косо эрить эрзят,
Кортыть эрзянь кельсэ.
Важодить ды оймсить,
Тонавтнить ве мельсэ.
Мон вечкса эсь келем,
Кода вечкса авань,
Ды мерян мон кемезь:
«Ёмамс теть а сави!»
(Дети вместе с воспитателями выходят на улицу с жаворонками, закликать весну).
Список использованной литературы:
1. Ануфриева Н. А, Родиноведение: Учебно-метод. комплекс для 5 кл., 1997.
2. Балашов В. А. бытовая культура мордвы : традиции и современность. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991.
3. Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. – Саранск, 1983.
4. Валдоня (Светлячок) : Программа и метод. рекомендации для дошк. образов. Учреждений РМ – Саранск, 2001.
5. Детские пьесы композиторов Мордовии / Сост. Л. Кубытева. – М. ,1987.
6. Карпушина Л. П., Абудеева Н. Б. воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского музыкального искусства в школах Мордовии // Язык. Музыка. Культура: Материалы Евсевьевских чтений Мордовского госпединститута. – Саранск, 1997.
7. Мордасова С. Г. Роль традиционных календарных праздников в сохранении здоровья мордовского народа / С. Г. Мордасова, Л. Н. Щанкина // Культура народов Мордовии : традиции и современность: материалы респ. науч. -практ. конф. (Саранск, 10–11 апреля 2003). – Саранск, 2003. – С. 31–34.
8. Карпушина Л. П., Миняева Г. Н. Мордовское музыкальное искусство в дошкольных учреждениях: региональный компонент: Программа // Народное образование РМ : научно-методический и информационный журнал. – № 4 – 5. –2003.
9. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
10. Одинокова Т. И. Мордовский детский музыкальный фольклор. – Саранск, 1994.
11. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / Под ред. А. В. Орловой / Владимирс. област. инст. усов. учит. – Владимир. -1995.