Екатерина Кисеева
Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
основа планирования
работы с дошкольниками
МАДОУ №6
Воспитатель: Кисеева Е. Е.
Филипп на Благовещенье Ушел,
а на Казанскую Я сына родила.
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями.
Публикация «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» размещена в разделах
Мы отмеряем время по дням, годам, месяцам, но у наших совсем не дальних предков было другое исчисление — по церковным праздникам и постам. С древних времен на Руси о смене времен года узнавали по разным приметам. События отмерялись не числами датами, а происходили «на Сретенье», «на Благовещенье».
Другими словами, события русской деревенской жизни были связаны с памятными датами церковного календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими (языческими) поверьями и приметами. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных для нас чисел и месяцев. Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю. Достаточно процитировать отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов», чтобы представить типичную картину того времени: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа.»
Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.
Народный календарь тесно связан не только с разделом образовательной программы «Развитие экологической культуры детей», но и такими разделами, как «Развитие игровой деятельности», «Речевое развитие», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Опираясь на сведения из народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять такие лексические темы, как «Домашние и дикие животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Цветы», «Ягоды», «Грибы».
Проводя с детьми те же наблюдения в природе, что и наши предки, соблюдается еще один принцип педагогики – принцип наглядности. В приметный день народного календаря можно познакомить ребят с объектом наблюдения: например, 7 сентября, на Тита – грибного, листопадника, можно выставить в группе грибы и желтеющие листья, наглядно показать детям, как гриб маскируется в природе. Воспитательные и образовательные задачи решаются в совместной или индивидуальной деятельности с детьми.
В процессе общения с дошкольниками педагог включает в свою речь подходящие пословицы и поговорки, которые естественно входят сначала в пассивный, а потом и в активный словарь детей.
Сообщая детям, что делали наши предки в тот или иной день, нужно подчеркнуть, как они относились бережно к природе. Например, 12 ноября, в день Зиновия – синичника, вместе с детьми развешиваем кормушки, закрепляем в сознании детей, что вместе с ними подкармливаем зимой птиц.
К каждому рассматриваемому дню, надо подобрать соответствующий наглядный материал. Чем больше погружаться в народный календарь, тем разнообразнее и полнее становится развивающая среда в группе.
Знакомство дошкольников с народным календарем проходит и через их творчество, например, рисование.
В соответствии с тематикой календарного дня дошкольники занимаются совместной или самостоятельной деятельностью (при составлении букетов и гербариев, посадке семян, расчистке дорожек от снега и т. д.).
При обеспечении самостоятельной деятельности детей, можно решить поставленные задачи, например, определить, в какую сторону дует вечер, чем лед отличается от снега.
Накапливая словарь детей, воспитывая у них интерес к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, знать не грех сегодня не только сельскому жителю, но и горожанину, например, «Круг около солнца или месяца зимою – к продолжительным метелям и морозам», «Ласточки летают у земли – к дождю».
В конкретный день наблюдая с дошкольниками природу и одновременно рассказывая им о том, что делали в этот день крестьяне в прошлом, можно познакомить детей с переносным значением народных выражений : «солнце играет», «небо хмурится». Так же развивает воображение дошкольников, обучение их отгадывать народные загадки.
Сообщая детям о некоторых приметных днях, воспитатель и музыкальный руководитель могут проводить слушание народных песен, разучивание хороводов соответствующей тематике, тем самым обогащая дошкольников знаниями о культуре русского народа, его традициях. Лучше всего этому способствуют фольклорные праздники, музыкальные вечера досуга.
Рассматривая с детьми иллюстрации в книгах, картинки с изображением растений, насекомых, рыб и диких животных, обращая внимание дошкольников на красоту и совершенство живых форм, педагог формирует у каждого ребенка эмоционально положительное отношение к природе.