Папки-передвижки

Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками

Екатерина Кисеева
Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Народный календарь

основа планирования

работы с дошкольниками

МАДОУ №6

Воспитатель: Кисеева Е. Е.

Филипп на Благовещенье Ушел,

а на Казанскую Я сына родила.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями.

Публикация «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» размещена в разделах

Мы отмеряем время по дням, годам, месяцам, но у наших совсем не дальних предков было другое исчисление — по церковным праздникам и постам. С древних времен на Руси о смене времен года узнавали по разным приметам. События отмерялись не числами датами, а происходили «на Сретенье», «на Благовещенье».

Другими словами, события русской деревенской жизни были связаны с памятными датами церковного календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими (языческими) поверьями и приметами. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных для нас чисел и месяцев. Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю. Достаточно процитировать отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов», чтобы представить типичную картину того времени: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа.»

Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

Народный календарь тесно связан не только с разделом образовательной программы «Развитие экологической культуры детей», но и такими разделами, как «Развитие игровой деятельности», «Речевое развитие», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Опираясь на сведения из народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять такие лексические темы, как «Домашние и дикие животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Цветы», «Ягоды», «Грибы».

Проводя с детьми те же наблюдения в природе, что и наши предки, соблюдается еще один принцип педагогики – принцип наглядности. В приметный день народного календаря можно познакомить ребят с объектом наблюдения: например, 7 сентября, на Тита – грибного, листопадника, можно выставить в группе грибы и желтеющие листья, наглядно показать детям, как гриб маскируется в природе. Воспитательные и образовательные задачи решаются в совместной или индивидуальной деятельности с детьми.

В процессе общения с дошкольниками педагог включает в свою речь подходящие пословицы и поговорки, которые естественно входят сначала в пассивный, а потом и в активный словарь детей.

Сообщая детям, что делали наши предки в тот или иной день, нужно подчеркнуть, как они относились бережно к природе. Например, 12 ноября, в день Зиновия – синичника, вместе с детьми развешиваем кормушки, закрепляем в сознании детей, что вместе с ними подкармливаем зимой птиц.

К каждому рассматриваемому дню, надо подобрать соответствующий наглядный материал. Чем больше погружаться в народный календарь, тем разнообразнее и полнее становится развивающая среда в группе.

Знакомство дошкольников с народным календарем проходит и через их творчество, например, рисование.

В соответствии с тематикой календарного дня дошкольники занимаются совместной или самостоятельной деятельностью (при составлении букетов и гербариев, посадке семян, расчистке дорожек от снега и т. д.).

При обеспечении самостоятельной деятельности детей, можно решить поставленные задачи, например, определить, в какую сторону дует вечер, чем лед отличается от снега.

Накапливая словарь детей, воспитывая у них интерес к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство. Приметы, основанные на тонких наблюдениях наших предков, знать не грех сегодня не только сельскому жителю, но и горожанину, например, «Круг около солнца или месяца зимою – к продолжительным метелям и морозам», «Ласточки летают у земли – к дождю».

В конкретный день наблюдая с дошкольниками природу и одновременно рассказывая им о том, что делали в этот день крестьяне в прошлом, можно познакомить детей с переносным значением народных выражений : «солнце играет», «небо хмурится». Так же развивает воображение дошкольников, обучение их отгадывать народные загадки.

Сообщая детям о некоторых приметных днях, воспитатель и музыкальный руководитель могут проводить слушание народных песен, разучивание хороводов соответствующей тематике, тем самым обогащая дошкольников знаниями о культуре русского народа, его традициях. Лучше всего этому способствуют фольклорные праздники, музыкальные вечера досуга.

Рассматривая с детьми иллюстрации в книгах, картинки с изображением растений, насекомых, рыб и диких животных, обращая внимание дошкольников на красоту и совершенство живых форм, педагог формирует у каждого ребенка эмоционально положительное отношение к природе.

Публикации по теме:

«Народный месяцеслов»«Народный месяцеслов» Когда не было компьютеров, всё писали и рисовали сами. Предлагаю вашему вниманию альбом- календарь природы "Народный месяцеслов". Написан.

Конспект занятия по ознакомлению с явлениями общественной жизни в подготовительной группе на тему: «Благовещенье» Благовещенье (7 апреля)[/b] Программное содержание: познакомить с праздником Благовещения, с традициями, связанными с этим днем; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками
Опубликовано: 17 марта 2015 в 23:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кисеева (УИ 321742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД