Князева Юлия Сергеевна
Народные традиции в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Народные традиции в воспитании детей.
[/b]
“Воспитание, созданное самим народом
и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет
в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных у
другого народа”.
К. Д. Ушинский
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Яркая культура русского народа складывалась из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на труд, быт и природу. Это нить, связывающая нас с прошлым. Сегодня, рассматривая наследие прошлого, не все понимают смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества.
Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Для этого, педагоги и музыкальный работник МДОБУ «Д/С № 3 ЛГО», используют разные методы и средства активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, которые развивают творческие способности детей, культурно - эстетические и этические качества его личности.
С первых лет жизни ребенка знакомят с культурой, общечеловеческими ценностями, закладывают в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Приобщение к миру родной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни предков – славян, понять их обычаи и традиции. Конечно, не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают педагогу возможность донести до детей, как жили люди в старину, как работали и отдыхали, о чём мечтали. Сказки, песни, танцы, ремёсла, праздники традиции, обрядовая поэзия, изобразительное искусство – всё это яркое наследие русичей, которое позволит сохранить историческую память поколений, не утратив связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.
Традиция использования народных праздников в нашем ДОУ не нова, педагоги совместно с музыкальным руководителем накопили достаточно опыта, чтобы решать задачи всестороннего развития личности дошкольника и формирования его базовой культуры. Педагогическая работа по данному направлению ведётся через интеграцию всех образовательных областей на календарно – тематической основе построения образовательного процесса с включением региональных особенностей, так как народные традиции соединяют в себе слово, музыку, движения, труд, изучение природы и т. д. Этим обусловлено широкое включение материала, связанного с освещением традиций и проведением праздников, не только в образовательную деятельность, но и в режимные моменты, в совместную деятельность детей и взрослых – педагогов и родителей (участие родителей в выставках, фольклорных праздниках, вечерах игр, а также создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и ежедневное его использование происходит и в режимных моментах (на прогулке, в утренние и вечерние отрезки времени, перед сном, в ходе пробуждающей гимнастики после дневного сна, в игровой деятельности (народные и хороводные игры, драматизация обрядовой поэзии, развивающие игры «Гончарная мастерская», «Художественный салон», «Путешествие по России» и др., музыкальное развитие (слушание народных мелодий и русских песен, их инсценировка) и трудовой деятельности (кружковая работа по обучению рукоделию, мастерству).
Система работы по изучению народных традиций в МДОБУ «Д/С № 3» строится на основе народного календаря – год в детском саду начинается с сентября, значит, и знакомство с народным календарём начинается с осенних обрядов и праздников на Руси. Педагог сам определяет время и место проведения данной работы в воспитательно-образовательном процессе.
Меняются времена, но именно духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения должно оставаться приоритетной задачей на сегодняшний день, которая должна решаться родителями и педагогами. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невос-полнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если будут полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа как самостоятельной культуры.