Елена Пальчикова
Конспект занятия «Народные промыслы — источник мудрости России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать пониманию детьми роли и значения русских народных промыслов, их доброты и силы.
Задачи:
1. Воспитывать интерес детей к декоративному искусству хохломы.
2. Пробуждать потребность детей в творческом самовыражении, учитывая их индивидуальные способности:
формировать умение создавать выразительные декоративные композиции на бумаге, дереве различного формата и на объёмных предметах;
Публикация «Конспект занятия „Народные промыслы — источник мудрости России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
совершенствовать технические умения и навыки: правильно держать кисть (тремя пальцами, прокручивать кисть в руке, передавая плавность, слитность окружности линий;
поощрять проявление активности, самостоятельности, поддерживать особое творческое настроение, интерес детей к собственной декоративной изобразительной деятельности.
3. Развивать эстетические чувства:
умение чувствовать красоту слова в былине;
видеть красоту и неповторимость создаваемого изображения;
4. Упражнять детей в подборе слов – эпитетов, описывающих создаваемый узор.
5. Словарная работа.
Введение новых слов:
Илья Муромец – русский богатырь;
былина – старинная героическая песня;
свиток – письменное послание на бумаге или холсте;
чадо – обращение (вместо «дитя», «ребёнок»).
Активизация словаря:
узор, роспись, травка – травный, растительный, кудрина, кудри – завитки;
завиток: завивается, растёт, тянется, наполняется силой;
травка: золотая, кудрится, волнуется;
листья: зубчатые, золотистые, выглядывают, радуются;
узор: затейливый, яркий, удивительный, прекрасный;
ягодки: яркие, как бусинки, рассыпались по веточкам.
6. Формировать желание поделиться радостью успеха, умение радоваться успехам других детей.
Тип занятия : творческий.
Предварительная работа: чтение былин, прослушивание русских народных сказок; музыкальный час «Мир русской былины»; знакомство с искусством хохломской росписи: экскурсии, беседы, наблюдения за трудом художницы, рассматривание предметов декоративного искусства, изобразительная декоративная деятельность детей в образовательной деятельности.
Материал и оборудование:
Сундук, «свиток», стилизованные предметы из бумаги и дерева.
Объёмные предметы (посуда, деревянная ложка, гуашь, кисти, палитры, тычки (крупные и мелкие, салфетки, поставки, трафареты «Кудрина».
Стеллажи под изделия, репродукция картины В. М. Васнецова «Три богатыря».
Музыкальные произведения:
Н. А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля», русские народные песни, «Былинные наигрыши», звучание в записи русского народного инструмента.
Этапы занятия :
1. Постановка цели и мотива деятельности (5–7 минут).
2. Собственная декоративная изобразительная деятельность детей (25–30 минут).
3. Анализ продуктов изобразительной деятельности (4– 5 минут).
Индивидуально-дифференцированный подход к детям:
1. Дети самостоятельны в выборе материала, в подборе красок, композиции узора, подборе красок соответственно фону предмета (поощрения, одобрения) (6 человек).
2. Использование приёмов косвенного руководства (советы, одобрения, вопросы) (5 человек).
3. Приёмы прямого обучения (объяснение, совет, указание, напоминание, показ, использование карточек-подсказок) (2 человека).
Место проведения занятия : помещение группы.
1. Воспитатель читает отрывок из былины о богатыре Илье Муромце (звучит тихая музыка «Былинные наигрыши»).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, откуда эти строки? (Ответы детей).
Что такое былины? (Дети отвечают).
Правильно, былины – это старинные героические песни, которые создал народ. В былинах прославлялись важнейшие исторические события, битвы ратные, герои и богатыри русские. И одним из славных богатырей был Илья Муромец (звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Полёта шмеля», раздаётся стук, воспитатель подбирает упавший «свиток»).
Воспитатель: Дети, посмотрите, что это? Только что мимо окна пролетел сокол и бросил вот этот свиток. Что же там написано? Давайте прочитаем (читает вслух) : «Малым чадам от земли Русской богатыря Ильи Муромца сие послание. Ой, вы, гой еси, добры молодцы да красны девицы. Родился я, богатырь Илья Муромец, в граде Муроме, близ реки Оки. Тридцать лет просидел сиднем сидючи. А почуяв вдруг в себе силушку богатырскую, оседлал я своего коня и поехал осматривать землю Русскую. И увидел:
Высота, высота поднебесная,
Быстры реки наши,
Светлы земли русские,
Широко раздолье по всей земле.
Да не долог был вей моей силушки богатырской – отобрали её вороги лютые, опоив меня зельем колдовским… Стал я думать думу думную: к кому же мне за помощью обратится, чтоб вернуть силу прежнюю? Слыхал я, что знаете вы секреты золотой росписи, от которой птицы будто оживают и все предметы чудотворной силой наполняются. Так прошу я вас, чада малые, мне в беде помочь – вернуть мне силушку богатырскую.
С поклоном к вам богатырь Илья Муромец».
Воспитатель: Скажите, ребята, о какой росписи говорится в послании?
Дети: О хохломской росписи, о хохломе.
Воспитатель: Какой секрет хохломской росписи известен вам?
Дети: Узор из цветов, листьев, ягод в хохломе называется растительным. А самый стародавний узор – травный. Травка – это удивительные изогнутые былинки, собранные в кустик. Травка напоминает жительницу лугов – осоку.
Воспитатель: Ребята, а как называются самые затейливые узоры?
Дети: Кудрина. Травка в ней превращается в крупные кудри-завитки, словно кудри добра-молодца… Они всегда золотые. Будто перья сказочной Жар-птицы загораются они на чёрном или красном фоне.
Воспитатель: Ребята, почему хохлому называют «золотой»?
Дети: Потому что на хохломских изделиях много золотого цвета.
Воспитатель: Но ведь не только в золотой цвет расписываются хохломские изделия. Какими ещё красками пользуются художники при росписи изделий? (Дети отвечают). Правильно: красной, чёрной, зелёной. А какие значения имеют эти цвета?
Дети: Красный цвет означает огонь, любовь, преданность; золотистый – свет, солнце, красоту, богатство; зелёный цвет – это молодость и сила.
Воспитатель: Наверное, прав богатырь Илья Муромец, говоря о чудодейственной силе хохломской росписи: в ней и огонь, и любовь, свет и солнце, красота и богатство, сила и молодость.
Ну, а теперь, ребята, пришло время открыть сундук, который вместе со свитком прислал нам богатырь Илья Муромец. Посмотрим, что здесь. (Дети рассматривают стилизованные предметы из бумаги и дерева, называют их: рубашка для богатыря, щит, меч-кладенец, волшебные рукавички, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, сосуд для воды, объёмные предметы, богатырская ложка, посуда).
Воспитатель: Так что же, ребята, согласны вы помочь богатырю Илье Муромцу? Как мы можем это сделать?
Дети: Мы украсим хохломским узором эти предметы, что бы через них вернулась богатырю сила его былая.
(Дети выбирают для себя предмет, рассаживаются за столы; осуществляется разноуровневый подход:
1. Дети выбирают самостоятельно изделия из дерева (плоскостные и объёмные).
2. Воспитатель же старается косвенно помочь ребятам выбрать предмет с учётом их индивидуальной способности; при выборе предметов он использует прямые указания: «А ты, Федя, украсишь узором. Я знаю, ты хорошо это сделаешь»).
Воспитатель: Выбрали? А теперь, немножко подумав, поделитесь с нами своими задумками: какие элементы росписи вы будете использовать, как строить узор, какой цвет краски возьмёте в соответствии с фоном.
Дети:
Кайму на рубашке для богатыря Ильи Муромца я украшу чёрными ромашками и бусинками ягод красной смородины, оживлю узор травкой.
Я буду расписывать щит для богатыря: украшу его чёрной и красной травкой и разживлю мелкими ягодками.
А мне хотелось бы нарисовать на шапке-невидимке гроздь ягод красной рябины – они очень ярко будут смотреться на чёрном фоне; добавлю зелёные рябиновые листочки и золотисто-жёлтую травку.
Меч-кладенец Ильи Муромца я хотел бы украсить кудриной. Возьму для этого трафарет.
Воспитатель: Но прежде, чем вы начнёте рисовать, давайте уточним с вами последовательность нанесения узора (что сначала нарисуем, что потом). (Дети отвечают).
(В процессе рисования ведётся индивидуальная работа с учётом особенностей, возможности, потребностей каждого ребёнка. Звучит негромкая музыка – попурри на темы русских народных песен).
Воспитатель: Видно, прав богатырь Илья Муромец, говоря, что знаете вы секреты золотой росписи. Так поделитесь с нами хотя бы некоторыми из них.
(Воспитатель задаёт детям вопросы)
О чём говорит узор вот на этой чашке?
Какую из этих шапок-невидимок вам хотелось бы примерить, ребята? Почему?
Как думаете, какой водой наполнен этот сосуд: живой или мёртвой? Как вы догадались?
Будет ли эта рубашка защищать богатыря от врагов, как думаете?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Ну что же, ребята, думаю, сможем мы помочь Илье Муромцу вернуть его былую силу богатырскую: вон сколько здесь волшебных предметов, наполненных светом и солнцем, любовью и красотой, силой и молодостью, и у каждого свой неповторимый узор (Работы складываются в сундук).
С наступлением сумерек вернётся сюда сокол, подхватит своим могучим клювом сундук и унесёт к богатырю. (Занятие окончено. Некоторое время спустя возвращаются данной теме).
Воспитатель: Ребята, помните, как мы с вами помогали богатырю Илье Муромцу, расписывая сказочные предметы хохломскими узорами? Вот пришёл нам ответ – звуковое письмо. Послушайте его (Звучит запись – голос богатыря Ильи Муромца).
Илья Муромец: Как по ветру буйному, через всю землю-матушку, говоря я вам, чада малые, своё слово благодарственное. Как принёс мне сокол тот сундук, тотчас надел я на себя рубашку да шлем богатырский, примерил сапоги-скороходы, поел да испил из чаш расписных, взял в руки меч да щит. И почуял я силушку богатырскую. Не сидеть мне больше сиднем, делами буду славить Русь могучую. Не скакать врагам по нашей земле, не топтать им землю Русскую. А за помощь вашу благодарствую, с тем прощаюсь с вами.