Ольга Базыкина
Проект «Народные праздники на Руси»
▼ Скачать
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАЛ ДА ВЕЛИК»
Группа «Ромашка»
ПРОЕКТ
Разработала:
Базыкина Ольга Владимировна, воспитатель
2022
Введение
Наступающий 2022 год будет посвящен культурному наследию народов России. Об этом говорится в указе, который подписал Президент страны В. В. Путин
Публикация «Проект „Народные праздники на Руси“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Народные праздники России, самые любимые и известные: Рождество, Масленица, Пасха, день Ивана Купалы, Осенины. В праздники людям особенно присуще ощущение связи с близкими, природой. Все без исключения народные праздники России наполнены традициями, ритуалами, обрядами.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания мудрости традиций, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле — не вступили в брак. Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным.
Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества. В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и другие. К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, масленица, заветные праздники — в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники.
Актуальность.
В настоящее время назрела необходимость возвращения к истокам народной культуры. Традиции, существовавшие в старину, забылись новым поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности, даёт детям новые впечатления. Основная направленность праздников – воспитание чувства единства со своими предками, моральных и нравственных качеств ребёнка.
Паспорт проекта.
Вид проекта : творческо-игровой, групповой.
Возраст детей: дети 4 – 6 лет.
Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта : сентябрь 2021-апрель 2023 г.
Продолжительность: долгосрочный
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с народными праздниками.
Задачи:
• Знакомить с жизнью предков и их отношением к природе;
• Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и строилась на основе проводимых сельско-хозяйственных работ;
• Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров; о труде и быте крестьян.
Методы работы по проекту с детьми :
1. Наглядные – демонстрация реальных объектов (создание музея русского быта, мультимедийные презентации с образовательных порталов известных музеев, иллюстрации и т. д.
2. Практические – творческие задания, упражнения, моделирование, художественное творчество
3. Игровые – дидактические, подвижные игры, народные игры, сюжетно – ролевые.
4. Словесные – рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы (русский фольклор, сказки народов России)
Методы работы по проекту с родителями :
1. Наглядные: фотоотчеты, родительские уголки, папки-передвижки.
2. Индивидуальные: беседы, индивидуальные задания, рекомендации, консультации.
3. Коллективные: консультации, детско-родительские работы.
4. Привлечение родителей к проведению праздников, мастер-классов, выставки.
Новизна: использование в образовательной деятельности и работе с родителями мультимедийных проектов российских музеев, отражает один из главных признаков современной непосредственной образовательной деятельности, принцип фасциации (привлекательности).
Практическая значимость проекта : данный материал будет интересен педагогам детей старшего дошкольного возраста при подготовке к народным праздникам, музейным педагогам, составляющим программы экскурсий для детей.
Ожидаемый результат: у детей углубились знания о народных праздниках, обычаях, обрядах, народной культуре, о том, что жизнь предков строилась на основе работ, связанных с работами н земле.
Продукт: Праздники и открытые мероприятия: Мастер -классы,
«Осенины» межгрупповая, «Масленица» общесадиковская, «Рождество» для родителей группы.
Этапы:
1. Предварительный:
- Мониторинг знаний детей
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Дополнительное обучение педагога по теме проэкта
2. Основной:
- Беседы с детьми, ситуативный разговор, речевые ситуации по теме.
- Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, народные, хороводные игры.
- Чтение художественной литературы.
- Выставки детских рисунков и поделок.
3. Заключительный:
-создание музея «Предметы быта моих прадедов»
- проведение НОД, развлечений, викторин
- мониторинг знаний детей
Праздник «Рождество Христово»
Задачи: познакомить детей с древним русским праздником (рождеством, святками).
- объяснить их происхождение;
- учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;
- прививать любовь к традиционным праздникам;
- воспитывать национальную гордость, чувство причастности к русскому народу;
Беседы:
- «Волшебный праздник – Новый год», «Рождество Христово», «Святки».
- «Почему на Рождество и на Новый год наряжают елку?».
- «Зимние забавы детей и взрослых».
Рассказ воспитателя:
- «Подарки и поздравления».
- «Зимние святки».
Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.
Разыгрывание сценок колядования, народные игры : «Бабка Ёжка», «Прялица».
Чтение отрывков из сказки «Щелкунчик», «Сказка о маленькой Ёлочке», «Рождество», «Рождественская звезда», «Рождественские песенки», К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы», И. З. Суриков «Зима», Н. А. Некрасов «Мороз-воевода». Русская народная закличка «Зазимка», д/и «Магазин», «Да или Нет», «Наша Родина», «Узнай по описанию», «Найди лишнее», с/р игра «Готовимся к встрече Нового года».
Изготовление подарочной «конфеты», разных игрушек на ёлку, ледяных игрушек, открытки – раскладушки с ёлочкой.
Изготовление рождественской звезды из бумаги.
Праздник «Широкая масленица»
Задачи: продолжать знакомить с русскими народными праздниками.
- познакомить с происхождением древнего праздника Масленица, еготрадициями, идей праздника;
- объяснить детям название праздника, какой смысл несет в себе румяныйподжаристый круглый блин, что олицетворяет собой обряд сжигания соломенного чучела;
- вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре действии,приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленице;
- воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;- учить составлять рассказ по сюжету картины.
Чтение стихов: «Прощай, наша Масленица», «Вот уже зимушка проходит», «Масленица».
1. «Прощенное воскресенье»;
Загадывание и отгадывание загадок, пословицы и поговорки о Масленице.
2. «Как и из чего делали Обрядовую куклу – Масленица».
- Развлечение «Проводы русской зимы»;
- Игра – хоровод «Веснянка»;
- Русские народные игры : «Гори, гори ясно», «Горшки», «Ручеёк»;- Игры – соревнования «Перетяни канат», «Передай клюшку», «Поезд»; - Рассматривание картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
- Рассматривание иллюстраций по теме;
- Лепка «Блины», «Пироги»;
- с/ р игры: «Мы идём в гости», «К нам пришли гости»;
- д/и «Кузовок», «Неоконченный рассказ»;
- Рисование: «Веселый праздник», «Обрядовая кукла», «Необычноесолнышко».
- Встречаем праздник всей семьей на главной площади нашего города;- Испечь детям блины и приготовить другую вкусную специальную еду; - Поиграть в народные игры.
Фольклорный праздник в старшей группе «Осенины на Руси»
(Под музыку входят ведущие в русс. народных костюмах)
Хозяюшка:
Здравствуйте, люди добрые!
Милости просим на наш праздник. Ведь без гостей и праздник не праздник
А их на Руси большое количество! Многие из них пришли из глубокой старины. Самые веселые и щедрые были осенью. В эти праздничные дни осень прославляли, её благодарили за богатый урожай.
И сегодня у нас Осенины – славной осени именины!
Эй, красны девицы да добры молодцы!
Наряжайтесь, собирайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Веселиться, петь, плясать,
Осинины отмечать!
«Осенний хоровод»
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяюшка: Давно я вас поджидаю, праздник не начинаю.
Дети: — Ехали мы мимо, да повернули до дыма.
— Дома сидеть, ничего не высидеть!
— Решили на людей поглядеть да себя показать.
Хозяюшка: Будьте, как дома, не стесняйтесь,
Радуйтесь осени, забавляйтесь.
Здесь, для вас, гостей дорогих,
Будет праздник большой –
Праздник радостный!
По обычаю старинному,
Называется Осенинами.
Дети: Нынче Осени именины,
Вместе празднуем «Осенины».
Нашу Осень мы прославляем,
С «Осенинами» всех поздравляем!
В благодарность за осенние дары
Осенины отмечают на Руси!
Песня «Осенины на Руси»
Хозяйка: Мы сегодня Осенины отмечаем.
В путешествие вас в старину приглашаем,
Об осенних народных праздниках много узнаем.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали,
Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.
Ребята, какие народные осенние праздники вы знаете?
Дети: Рябинник, Капустница, Кузьминки.
Хозяйка: Правильно ребята, молодцы! Вот о них сегодня и пойдет речь.
Сентябрь – первый осенний месяц. В народе его называли «Рябинник», «Листопадень». В сентябре и лист на дереве не держится; холоден сентябрь, да сыт. В сентябре отмечали первые Осенины — встречу Осени. Прославляли богатый урожай, благодарили Осень за доброту и щедрость, за её дары, которые кормят людей всю зиму.
Хозяюшка: А самый главный подарок Осени – хлебушек. С давних времен дошел до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-караваем, Вот и мы с вами испечем праздничный каравай.
Русская народная игра «Кто с нами?»
( дети идут навстречу друг к другу шеренгами и поют: 1-я колонна спрашивает, 2-я – отвечает) :
-Кто с нами, кто с нами жито молотити?
-Мы с вами, мы с вами жито молотити!
-Кто с нами, кто с нами муку просевати?
-Мы с вами, мы с вами муку просевати!
-Кто с нами, кто с нами тесто замесити?
-Мы с вами. Мы с вами тесто замесити!
-Кто с нами, кто с нами пирог выпекати?
-Мы с вами, мы с вами пирог выпекати!
(Образуют большой круг, берутся за руки и говорят) :
Вот такой вышины! (поднимают сцепленные руки вверх)
Вот такой ширины! (отходят назад, расширяя круг)
Хозяюшка: А чтобы наш каравай был пышным да вкусным, поможет нам русская печка!
Дети: Ой, да печка-сударыня!
Помоги нам, Барыня!
Каравай нам испеки,
В дом богатство принеси! (уходят на места)
Хозяйка: А пока каравай печется, разговор у нас ведется. Сядем рядком, да поговорим ладком. Про народный праздник, который праздновали наши предки с приходом сентября.
Кто загадку отгадает – праздник тот узнает.
Висят на ветке подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке.
В сенокос – горьки,
А в мороз – сладки,
Что за ягодки?
Хозяйка: Правильно отгадали! На Руси праздник этот назывался – Павел и Петр — Рябинники.
В народе рябина считалась символом счастья и мира в семье, поэтому сажали красавицу перед домом. Люди верили, что ветка рябины отгоняет нечистую силу. Срывали рябинку и вешали веточки с ягодами на крышу, а часть рябинки оставляли на кусту – птичкам: дроздам, снегирям, синичкам.
Хозяйка: А вы, ребята, что знаете о рябинушке?
(Выходят девочки, одна из них в рябиновом веночке)
На плечах её – косы длинные,
Брови смелые, соболиные,
Сарафан с широкой каймою,
Полушалок цветной с бахромою,
Золотыми расшитый листьями,
Разрисован алыми кистями.
Подойду, и глазам не верится:
То стоит не юная девица,
А рябины тонкое деревце
Мы рябинушку в веночки заплетем
Хоровод девичий заведем
Хоровод «Веночек»
Хозяйка: С рябиной было связано много народных примет.
Дети: Рябина зацветает — пора сеять лен.
Много ягод на рябине- к холодной зиме!
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
Если уродится рябина — рожь будет хороша.
(ЗВУЧИТ КУРЛЫКАНЬЕ ЖУРАВЛЕЙ)
Хозяюшка: А это значит, что приближается большой народный праздник – «Воздвиженье» — осень зиме навстречу движется. С этого дня начинались вечеринки – «Капустники». Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусту на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, с шутками, с разными прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Мы по кругу все пойдем и капусточку завьем!
Хоровод «ЗАВИВАЙСЯ, КАПУСТКА»
Хозяюшка: Вот капуста и поспела, принимаемся за дело:
Будем квасить и солить, чтоб зимой с припасом жить! Капусту всей семьей рубили, солили. Вот и мы попросим наших родителей нам помочь.
(Проводится игра с элементами массажа «МЫ КАПУСТУ РУБИМ») :
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке.
(Все стоят в кругу друг за другом. Ребром ладоней стучат по спине впереди стоящего – «рубят капусту». Кулачками трут спинку – «трут капусту». Стучат пальчиками по спине – «солят капусту». Хлопают ладонями по спине и встряхивают руками. Поворачиваются в другую сторону и игра повторяется.)
Хозяйка: Второй месяц осени – октябрь. В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
14 октября – Покров-день, первое зазимье.
До обеда осень, а после обеда – матушка зима.
Хозяюшка: С этого дня собиралась молодежь на посиделки. Девушки проводили время за любимым рукодельем. То песню запоют, плясать пойдут, а то играть начнут, шуткой перебросятся.
(выходят 4 девочки и 4 мальчика, читают потешки) :
1 девочка: Ульяна, где была?
2 девочка: В новой деревне.
— Что там видела?
— Утку в юбке,
Курицу в сережках,
Свинью в рогожке
1 мальчик: Федул, что губы надул?
2 мальчик: Кафтан прожег.
— Починить можно?
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Остались ворот да рукава!
Все дети: Потеха – делу не помеха!
Мальчики: Ой, девчата дорогие,
Разрешите вам сказать:
Мы имеем предложенье
Вместе с вами поплясать!
Девочки: Туфли новые у нас,
Крашеные пятки,
Как же с вами не сплясать,
Милые ребятки!
Танец «Русская пляска»
Хозяйка: А еще на Покров ярмарки открывались!
(Звучит р. н. м «Коробейники», выходят несколько детей с коробами, на которых лежат музыкальные инструменты)
1 коробейник: Пришла ярмарка с добром,
С пряниками, пирогами и орехами,
С песнями, плясками и потехами!
2 коробейник: Кто бараночки несет, кто поделки разные.
Проходи, честной народ!
Рады вам на празднике!
3 коробейник: Вот свистульки и трещотки,
Бубны, ложки и гармошки.
Инструменты покупайте,
Звонко, весело играйте!
Оркестр русских народных инструментов «Во кузнице»
Хозяюшка: Погляди-ка, народ, Ваня с ярмарки идет.
Что купил, Иван, расскажи-ка нам!
(Дети окружают Ивана.)
Русская народная песня «ГДЕ БЫЛ,ИВАНУШКА»
Дети: Ваня, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом-наперед
И поехал в огород!
(Дети разбегаются, Иван ловит детей, они убегают на места)
Хозяйка: А товаров на ярмарке было бесчисленное множество привозили их из разных уголков матушки – России. Здесь можно было купить доброго коня или корову, еду или обнову и много, много, много чего! И конечно же ярмарка славилась своими играми да забавами. Поиграем, детвора в золотые ворота!
Р. н Игра «Золотые ворота»
Хозяюшка: Третий месяц осени – ноябрь-полузимник. В ноябре зима с осенью борется. Ноябрь — сентября внук, октября сын, зиме родной батюшка.
14 ноября по народному календарю – день Кузьмы и Демьяна. Поэтому народ называл этот праздник Кузьминками.
В народе сказывают, что Кузьма и Демьян были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали. Денег за свою работу они не брали, отчего их звали бессеребрениками. Вместо денег они просили накормить их кашей.
Хозяюшка: А вы знаете, что означало слово «Каша»? (дети отвечают) «Пиршество». Нигде в мире не придумали столько разных каш, как на Руси. (спросить у детей названия каш)
(Из-за печки падает ложка)
Хозяюшка: Это кто там балуется? (Из-за печки снова падает ложка, слышится стук). Ой, ой, ой… Мы дедушку Домового, Кузьму Кузьмича, забыли в горницу пригласить! Давайте его позовем!
Дети: Уж ты, дед Домовой,
Мы хотим играть с тобой!
(Под звуки балалайки из-за печки выходит Домовой)
Хозяюшка: Здравствуй, дедушка Домовой, чего шалишь?
Домовой: Вам надобно было меня в дом позвать, каши подать –я бы и не шалил!
Хозяюшка: Ну, Кузьма Кузьмич, уважь, отведай кашки!
Проводится игра «КАК У БАБУШКИ НАТАШИ»
Дети: Как у бабушки Наташи
Ели пшенную мы кашу. (Соединяют ладони перед собой, делая «тарелку», показывая её в разные стороны)
Каша вкусная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелкой» — указательным пальцем правой руки рисуют в воздухе «дымок», поднимающийся вверх).
Каша вкусная, с парком (меняют руки)
С хлебом (выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутренней стороной ладони вниз – «ломоть хлеба»,
С маслом (левую руку кладут на правую сверху – «слой масла»,
С молоком! (соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка»)
Взяли мы большую ложку (сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – «две ложки»,
Съели кашу всю до крошки. (попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложку» ко рту)
Вот какая каша (снова делают «тарелку»)
У бабушки Наташи!
Хозяюшка: Ну как, Кузьма Кузьмич, хороша каша?
Домовой: Ай, хороша…Как куснешь, так и уснешь,
Как вскочишь – еще захочешь!
Хозяйка: И то правда! Недаром русский народ сложил много пословиц о каше. Давайте-ка, ребята, вспомним их!
Дети: — Каша – матушка наша!
— Кашу маслом не испортишь!
— Что за обед, коли каши нет!
— За крутой кашей и разговор краше.
Домовой: Ишь, какие смышленые!
А я вот за печкой сижу – лапти вяжу.
Ложкой кашу доедаю,
Да на ложечках играю.
А ну-ка, разбирайте ложки,
Поиграем мы немножко.
Ведущая: А во что будем играть?
Домовой: Да картошку собирать!
Игра «Собери картошку»
(Игра проводится в командах. Дети под музыку носят по одной картошке в котелок)
Домовой: Спасибо, потешили вы меня! А ведь еще Кузьминки — куриные именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол!
Хозяйка: Правду говорит дедушка Домовой! Девушки пекли пирог – курник, а парни приносили в лукошках курочек.
Домовой: Хотите, я вам сказочку про это расскажу?
Ну тогда слушайте. Жил-был…
Дети: Козел!
Домовой: Да нет, не козел! Жил-был… (Осел)
Да нет, не осел! Жил-был… (Баран)
Да нет, не баран! Жил-был дед Степан!
(Под музыку выходит мальчик-дед Степан, садится на лавку)
Дети (поют на рнм «Ах вы, сени») :
Уж ты дедушка Степан,
Наизнанку твой кафтан,
Тебя деточки любили,
За тобой гурьбой ходили,
Твоя шапочка с пером,
Рукавички серебром.
Уж ты ходишь — семенишь,
Рукавичками звенишь.
Домовой: А жил дед Степан с бабкой Варварой.
(под музыку выходит девочка — бабка Варвара, садится рядом с дедом на лавку)
Дети (поют) : Бабушка Варварушка,
Напеки оладушек!
Твои рученьки искусны
Напекут оладьи вкусны.
Домовой: И была у деда с бабой Курочка Ряба.
(под музыку выходит Курочка Ряба, садится между дедом и бабой)
Дед: Ой, Курочка, да ты Рябушечка!
Ты где была?
Курочка: По двору гуляла.
Баба: Что там делала?
Курочка: Яичко снесла!
Дед: А где же то яйцо?
Курочка: Укатилось за крыльцо.
Баба: А оно какое?
Курочка: Золотое!
Дед и Баба: Ой, Курочка, да ты Рябушечка!
Вот пшено, водичка – дай ты нам яичко!
(Курочка достает из корзиночки яичко, отдает деду)
Домовой: Дед бил, бил (Дед стучит ложкой по яйцу) не разбил.
Дед: Ох!
Домовой: Баба била, била (Баба стучит) не разбила.
Баба: О-хо-хо!
(Под музыку выбегает Мышка, задевает яичко, оно падает)
Мышка: Я Мышка-норушка, живу за горушкой.
В дом прибежала, хвостиком махала.
Яичко покатилось… Ах! Разбилось! (Мышка убегает)
Домовой: Дед плачет.
Дед (низким голосом) : А-а-а-а…
Домовой: Баба плачет.
Баба (высоким голосом) : А-а-а-а…
Домовой: А Курочка их утешает.
Курочка: Вы не плачьте, дед и баба,
Принесет вам Кура Ряба
Яйцо новое, простое
И совсем не золотое.
Дед и Баба: Ой, Курочка, да ты Рябушечка,
Вот пшено, водичка,
Дай ты нам яичко!
Домовой: И принесла Курочка да не одно яичко. А целую корзинку (вносит корзину с киндер-сюрпризами).
Домовой: Вот и сказочке конец, а кто слушал…
Дети: Молодец!
Хозяюшка: Спасибо тебе, Кузьма Кузьмич, за сказку –
Вот тебе баранок вязку!
Будешь за печкой зиму коротать
Да нас с ребятами добрым словом вспоминать!
(Домовой прощается с детьми, уходит за печку)
Хозяйка: А не поспел ли наш каравай?
(Хозяюшка достает из печки каравай, кладет его на блюдо с рушником)
Хозяюшка: Праздник наш мы завершаем
Вкусным пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!
(подносит каравай детям, гостям)
Кушайте, гости дорогие,
Поправляйтесь, здоровья набирайтесь!
(Дети отламывают от каравая кусочки, едят. Ведущий угощает хлебом гостей, родителей)