Людмила Ионкина
Народные игры как средство нравственно-патриотического воспитания на занятиях по физической культуре
▼ Скачать
как средство нравственно – патриотического воспитания
на занятиях по физической культуре в детском саду.
Народные игры - это игры, широко распространенные в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающие особенности этого сообщества.
Публикация «Народные игры как средство нравственно-патриотического воспитания на занятиях по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.
Игра - деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности.
И культура славян один из лучших тому примеров, т. к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.
Если внимательно проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.
Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов :
- игры, отражающие отношения человека и природы
- игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
- игры по религиозно-культовым мотивам
- игры на находчивость, быстроту и координацию
- игры на силу и ловкость
- военные игры
Подвижная игра «Невод»
Правила подвижной игры «Невод» не слишком сложные, но надо следить за тем, чтобы «невод» не хитрил, не хватал детей руками, а ловил по правилам. Перед началом игры нужно выбрать двух водящих. Сделать это можно с помощью любой детской считалки. Эти двое детей берутся за руки. Они «невод». Остальные ребята – рыбки. «Невод» должен ловить «рыбок». Но дотронуться до «рыбки недостаточно. Пара детей-водящих должна поймать «рыбку», соединив руки, чтобы пойманный оказался как бы в кольце. Тот, кого поймали, присоединяется к «неводу». Постепенно «невод» разрастается, увернуться от него, казалось бы, сложнее – такой он большой. Но большой «невод» становиться еще и неповоротливым! Играют до тех пор, пока в «море» не останется всего две «рыбки». Затем игру можно повторить, а «неводом» те две «рыбки», которых не поймали в прошлом коне.
Игры, отражающие отношения человека и природы
Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклами погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.
Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники: медведь, волк, лисица - главные действующие лица.
Для игр можно изготовить и маски зверей. (Волк и овцы, Хромая лиса и другие).
Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже приведем несколько подобных игр:
Своеобразные диалоги - приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости. (Птицелов, Невод и другие)
Игра-пляска «Платочек» под русскую народную мелодию.
Правила игры просты. Одна из девочек подбрасывает платочек, а мальчики его ловят. Кто поймал, тот идёт к понравившейся девочке и кладёт платочек ей на плечо, тем самым вызывая её в круг.
Задача девочки плясать в своё удовольствие, водя платочком. А дело мальчика - не касаясь девочки руками и не применяя силы, взять платочек. Получить в награду обнимание или даже несколько – это уж как играющие решат.
Игра «Алёнушка и Иванушка»
Играющие встают в круг и берутся за руки. Выбираются Алёнушка и Иванушка, Иванушке завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать он может звать её : «Алёнушка, ты где?». Алё нушка обязательно должна откликаться: «Я здесь!». Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята, игра начинается сначала.
Для сложности у Алёнушки может быть в руках колокольчик.
Игры на силу и ловкость
Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра - то занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества. («Дуга», «Бой петухов» и другие).
Военные игры
Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.
В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. («Взятие крепости», «Снежки» и другие).
Итак, народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.
Литература:
1. Зимина А. Н. «Народные игры с пением». Изд-во: Гном и Д., 2000-64с.
2. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и
младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.
4. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.
5. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань. Русское народное музыкальное творчество. М., Советский композитор. 1988.- 190с.