Вера Атаманова
Народные игрушки: образ, символика, язык
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игрушки : образ, символика, язык
В игрушках нашел отражение своеобразный язык художественного творчества, в котором закодированы этнические образы-символы, постоянно живущие в памяти народа. Для педагогики значимо, что образность, яркость, эмоциональность, конкретность соответствуют психофизиологическим особенностям зрительного восприятия детей. Игрушка - это предмет-знак, обеспечивающий для ребёнка возможность самого лёгкого, занимательного и доброжелательного по отношению к его ранимой душе вхождения в национальную культуру.
Публикация «Народные игрушки: образ, символика, язык» размещена в разделах
Русская народная игрушка имеет свою специфику, она представляет собой яркое и самобытное произведение прикладного искусства, передаёт его этнические черты, отражает особый национальный колорит. Г. М. Блинов точно отмечает, что игрушка - «не только предмет детской забавы, но и большое, настоящее и своеобразное искусство, подчиняющееся общим законам творчества и имеющее свои собственные закономерности».
Игрушка, созданная народом, опирается на родную и близкую ему природу, наполняется традициями национального образа жизни (быт, костюм, праздничная культура и т. д., характеризует страну и взгляды определенного народа. Национальный характер игрушек проявляется в том, что в них в обобщённой форме отражаются все представления о прекрасном, обычаи, вкусы и верования народа. Игрушке, как и всему народному творчеству, присуща высокая степень художественного обобщения. Это относится и к форме, и к содержанию художественных произведений. Народное декоративно-прикладное творчество - искусство условное, не воспроизводящее действительность, а отражающее жизнь в обобщённой форме и на своём особом языке.
Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Народный мастер удивительно точно чувствует выразительные возможности материала, обладает способностью найти такую форму, очертания создаваемого предмета, оригинальные соотношения отдельных деталей, частей орнамента и общего объема, которые в целом выражают душевное состояние, настроение и мироощущение народа.
Народная игрушка радует ребенка, забавляет его, в ней много юмора, жизнерадостности, и в то же время она будит мысль ребенка. Она помогает развивать эстетические чувства и воспитывает у детей любовь к национальному искусству. Очевидно, что в народной игрушке таится некий психологический смысл, который притягивает взор ребенка и раскрывает душу. По мнению Е. А. Флёриной, народная игрушка «несёт ребёнку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость и благородная сдержанность в подборе цвета, которые связаны с местными традициями в оформлении».
Итак, попытаемся выделить основные особенности народных игрушек. Народное творчество существенно отличается от профессионального декоративно-прикладного искусства, так как в большинстве случаев народные умельцы не получали специального художественного образования. Их работы являются выражением традиционного коллективного творчества. Основные образы, приемы обработки материала, представления о прекрасном создаются и сохраняются веками, усилиями многих народных мастеров. Традиционно навыки ремесла, технология изготовления передавались от отца к сыну, от матери к дочери.
Рукотворные изделия, и в том числе, народные игрушки, всегда были нужны людям не только для практических целей, для воспитания и социализации детей, они связывали людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой. Художественный вкус, эстетические воззрения веками шлифовались в коллективном творческом опыте. Василии Сергеевич Воронов, один из самых ярких исследователей русского народного творчества, писал, что «искусство, рождённое народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного художественного творчества». Отсюда своеобразие и особенности языка народного творчества, которые дают повод говорить о «народном примитиве», то есть о творчестве наивном и непосредственном, о произведениях, выполненных простейшими техническими приемами и инструментами.
Следующей важной особенностью народной игрушки является то, что в ней сюжет не играет решающей роли, он служит для организации пространства, является как бы поводом к диалогу между мастером и ребёнком, заставляет прочувствовать, вникнуть в нехитрые секреты красоты народной игрушки.
Народная игрушка рождалась в живом общении матери и ребёнка, бабушки и внучки, они «делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов. Все их размеры определены величиной ладони, пальцев, горсти, руки. Игрушечные фигурки соразмерны человеку, своему создателю», - пишет Л. Г. Дайн. И глиняные, и деревянные, и тряпичные игрушки, как правило, были небольшого размера. Маленький размер, простые орудия труда не дают возможности мастеру передавать тонкие нюансы и оттенки психологического состояния художественного образа, он не стремится к передаче мимики и даже движения. Традиционные игровые куклы, выполненные из ткани, были «безликими», что позволяло детям мечтать и фантазировать, выдумывая настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление; кроме того, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.
Крестьянская игрушка отличалась большими возможностями, побуждающими ребёнка к активной игре. Она служила импульсом к действию, требовала от ребёнка живого участия. Чисто созерцательных игрушек не было. Никогда не доводилась игрушка до такой законченности, когда ребёнку нечего было с нею делать. С ранних пор он должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее - и творчества. Народная игрушка исторически являлась и сегодня для современного дошкольника может стать источником самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка, вкладывающего в неё частицу своего труда.
Повторим, что для большинства игрушек свойственны предельная обобщенность формы. «Отдельные второстепенные детали сливаются в единую массу. Компактность и монолитность делают малую народную скульптуру особенно выразительной». Силуэт деревянных и глиняных игрушек представлен плавной замкнутой линией, он выразителен и закончен. Для игрушки характерна особая экспрессия цвета, высокая культура орнаментально-цветового и пластического ритма, отсутствие нарочитой декоративности. Обобщённая форма игрушки и, в то же время, реалистичность художественного образа, делают её необходимым элементом художественно-эстетического воспитания ребёнка.
Г. Л. Дайн отмечает, что в крестьянской игрушке причудливо соединены разнообразные изобразительные приёмы. В ней условная форма может соседствовать с предельно правдоподобной, даже натуралистичной. Мастера крестьянской игрушки изображали предметы и животных такими, какими они им виделись. Это был результат их зрительных и эмоциональных впечатлений и, одновременно, - духовно-практических представлений о мире. Для изображений характерны условность, обобщенная пластика, отсутствие деталей, приземистые пропорции, неяркая глазурь или несложная роспись.
Суровый климат, нелёгкие условия жизни приучали древних славян и их потомков к необходимости бережного отношения к природе и её дарам. В этом - истоки удивительной рациональности форм предметов крестьянского быта, народной игрушки, естественного соединения в каждом из них прекрасного и полезного. «Кустари-игроделы, как правило, используют в своей работе материалы, которые редко находят применение в «большой» скульптуре (глина, фарфор, кость) или неупотребимы в станковой и монументальной скульптуре вовсе (солома, мох, еловые шишки, тряпки, тесто, лоза и т. д.)».
С раннего возраста дети в крестьянской среде умели из самых доступных, а часто бросовых и непригодных к серьёзному делу материалов, мастерить себе игрушки. «Куклы иногда устраиваются очень просто: какая-нибудь тряпочка или сильно поношенный головной платок свёртываются в «скалку», перетягиваются ближе к одному концу ниткою, чтобы отделить голову от туловища, накладывается на туловище какой-нибудь пёстрый лоскут, заменяющий костюм, и кукла готова». Лицо её, как правило, не обозначалось, оставаясь белым. «Да и красиво это считали - белолица кукла, и тряпицу на лицо старались положить из отбелённой, чистой самотканины».
В народной игрушке четко выражена практическая, утилитарная сторона - игровая функция. Практическое назначение игрушки имеет достаточную значимость, чтобы отнести игрушку к прикладному искусству. Русская народная игрушка была многофункциональной, в одном и том же обличий она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти её значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию: духовную функцию общения. Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передавать, а младшее принимать, сохранять и передавать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.
Тематика и формы народных игрушек рождались из естественной связи человека с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. В процессе игр с народными игрушками происходило ознакомление детей с окружающей действительностью через осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов - дерева, глины, ткани, шишек, ниток, мха, лыка, льна.
Русская народная художественная культура, в которой переплелись взаимовлияющие и проникающие друг в друга быт, искусство, религиозная вера, представляет собой особый неповторимый пласт в истории развития мировой культуры. Народные игрушки являются важным средством художественно-эстетического воспитания, они помогают формировать художественный вкус, учат видеть и понимать прекрасное в окружающем мире и в искусстве. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств. Декоративно-прикладное искусство близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, доступно детскому восприятию, понятно ему, помогает развивать психические процессы (восприятие, воображение, мышление, речь, внимание, расширяет детский кругозор.