Татьяна Голубева
Народные хороводные игры как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1лайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги представляю вашему вниманию презентацию на тему: «Народные, хороводные игры – как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста».
2 слайд
Актуальность применения русских народных, хороводных игр велика, так как на земле нет ни одного человека, который не любил бы играть. Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра учит нас не сдаваться, помогает стать ловким, быстрым, сообразительным.
Публикация «Народные хороводные игры как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Знаменитые русские ученые и педагоги - указывали, что в этих играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств : честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
3 лайд
Цель моей работы:
Цель: Создавать эмоционально положительную основу для развития нравственно - патриотических чувств через народные, хороводные игры.
Народные, хороводные игры позволяют решать следующие задачи:
приобщать детей к культурному богатству народов через традиции и обычаи, народные подвижные игры;
воспитывать у детей чувства патриотизма, толерантности, гуманности.
развивать выносливость, быстроту реакции, ловкость, координацию движений;
совершенствовать спортивные умения и навыки;
приучать соблюдать правила народной игры;
4 слайд:
Используя в своей практике народные игры, я закрепляю знания детей о народных традициях. Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.
Народная игра — это наше детство, забавы старшего поколения — наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Ведь именно игра — деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Игра является способом познания окружающего мира.
В игре у детей развивается речь, память, внимание, ловкость.
В игре ребенок закрепляет знания о русском народное творчестве, ее традициях.
Развитие навыков эмоциональной сферы.
Развитие мысленных операций через игру.
Удовлетворяет потребность детей в двигательной активности.
5 слайд.
Народная игра является основной всех игр направленных на нравственно - патриотическое воспитание дошкольника.
Поэтому в своей работе я использую разнообразные по классификации народные игры :
-ловушки
-хоровые
-бытовые
-игры, отражающие отношение человека к природе.
- состязательные
-сезонно- обрядовые.
6 - 7 слайд
Работу по знакомству детей с народными, хороводными играми начинаю с раннего возраста с 2 –х лет.
В этом возрасте я детей привлекаю в основном к играм – забавам, которые веселят, забавляют ребенка и в то же время, несут в себе познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры : «Сорока – сорока», «Идет коза – рогатая», «Ладушки – Ладушки», «По кочкам» и т. д
Кроме игр – забав в работе с малышами я использую игры с художественным текстом, который подсказывает детям движения и изменяет в игре правила на пример: «Зайка беленький сидит», «Курочка пеструшка», «У медведя во бору», «По ровненькой дорожке», «Кот и мышки», «Воробушки и автомобиль», «Мы по лесу идем», «Большие и маленькие ножки», и др.
Во время игры я предлагаю детям двигаться за мной, убегать от меня в заранее намеченное место – «Домик», «Гнездышко» и т. д. при этом приучаю детей к правилам игр – двигаться, не наталкиваясь, друг на друга. Выполнять движения согласно тексту.
Дети стараются выполнять задания самостоятельно в то же время действовать совместно с другими детьми.
8 - 9слайд
Ближе к трем годам ввожу посложнее игры которые привлекают детей своей напевностью, эмоциональностью. Эти игры так же с стихотворным текстом «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Раздувайся пузырь», «На лесной лужайке разбежались зайки», «Солнышко и дождик», «Ой да, на качели сели», «Мыши водят хоровод», «Водят пчелы хоровод» и т. д.
Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к природе, окружающему миру, но и имеют познавательное значение.
Для того, чтобы игровые персонажи были понятны и интересны детям я заранее, использую книжки, игрушки, картинки.
Обязательно слежу, чтобы движения персонажей были разнообразны, но доступны для использования маленьким детям.
10 слайд
Так же для мотивации игр с детьми я использую различные атрибуты как: платочные куклы, ленточки, платочки, цветочки, султанчики, разноцветный зонт, различные маски, русские народные костюмы и многое другое.
Так же в нашем музыкальном зале много музыкальных инструментов (ложки, бубны, маракасы, и т. д) все инструменты соответствуют маштабу руки ребенка.
Такая подготовка обеспечивает мне в работе активное отношение ребенка к игровой деятельности, помогает более быстрому усвоению основного смысла и правил игры.
По окончанию игры отмечаю успехи детей, хвалю детей, воспитываю доброжелательные отношения.
11 слайд
Нашим детям нужны хороводы. Которые наполнены близким для них содержанием, динамичностью и увлекательностью.
Хороводная игра не только обучает, развивает, воспитывает, социализует, но и формирует нравственно – патриотические качества, является национальным богатством.
Мной отмечено, что дети получают огромное удовольствие играя в народные – хоровые игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре к друг другу на помощь.
12-13 слайд
Через игру дети знакомятся с животными, птицами, их движениями, звуками, местом обитания.
Я с детьми играю в различные народные игры, но особенно популярными и любимыми для моих детей стали такие игры, как «Курочка Пеструшка», «Качели», «Раздувайся пузырь», «Бабушкин двор», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик»,«Зайка беленький сидит», «Кот и мыши», «Карусель», «Каравай». В нашей группе существует традиция. В день рождения мы с детьми играем в хоровую игру : «Каравай», дарим небольшой подарок и надуваем воздушный шарик. Детям очень нравится, они с нетерпением ждут своего дня рождения, чтоб и для них водили хоровод.
14 - 15слайд
Так же народные, хороводные игры я использую и на физминутках, и на прогулках, на развлечениях и праздниках детского сада.
На праздник «Проводы зимы» так же играем в хоровые игры.
Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.
В народных играх есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт, что очень заинтересовывает детей.
Поделюсь еще одной традицией нашего детского саду. Каждый год у нас проходит развлечение: «В гости к бабушке Арине в деревню».
Вместе с детьми мы отправляемся к бабушке Арине. Где дети видят
деревенский домик, кто в нем живет. Бабушка рассказывает какие животные живут у нее в деревне. Бабушка загадывает загадки, с детьми играем, водим хоровод : «Бабушкин двор». В конце развлечения бабушка угощает детей сладким угощением.
16 слайд
Вывод:
Вся работа по ознакомлению детей с народными, хороводными играми проходит в тесном контакте с семьей.
Родители стали активными участниками в подготовке атрибутов к народным играм. В процессе ознакомления с народными подвижными играми воспитанники достигли следующих результатов: Умеют самостоятельно играть в народные, хороводные игры. Дети хорошо запоминают текст игры. Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе — воспитатели, родители, дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, она сближает, сплачивает, тем самым устанавливаются доброжелательные взаимоотношения и взаимопонимание.
Подводя итог, я делаю выводы, что использование народных игр
формирует основу начального этапа гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития нравственно - патриотических чувств.
17слайд
Спасибо за внимание!