Елена Черникова
Народное творчество в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Так получилось, что много лет я занимаюсь приобщением своих детей к народному творчеству. Начинали вместе с напарницей потому, что это весело, забавно, зрелищно. Всегда есть что показать на «День открытых дверей», собрания с показом родителям инсценировки или игры-драматизации проходят живее и активнее.
Но со временем пришло переосмысление, «видение под другим углом» смысла этой работы.
Публикация «Народное творчество в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Младший дошкольный возраст относится к такому периоду в жизни ребенка, когда часто меняется настроение, повышены раздражительность, плаксивость, утомляемость. Малыши плохо засыпают, много и бесцельно двигаются.
Ребенка раннего возраста практически невозможно заставить целенаправленно выполнять любые, даже самые полезные, упражнения. Ему интересно делать не потому, что надо и полезно, а потому, что нравится.
Мудрость народной педагогики веками накапливала тончайшие оттенки чувств: доброты, нежности, душевной теплоты, радости общения. Доступность устного народного творчества достигается соединением слова, напева, которые сопровождаются соответствующими действиями, жестами, мимикой.
Малые фольклорные жанры, такие как потешки, заклички звучат, как ласковый говор, побуждают к активному речевому общению, развивают артикуляционный аппарат, речевое дыхание, интонационную выразительность. Учат произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, пополняют словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние.
Подвижные игры, хороводные, игры – забавы способствуют установлению эмоционального контакта с детьми, формированию у ребенка готовности к совместной со взрослым деятельности, подражанию выразительным движениям и мимике взрослого, объединению детей и обучению взаимодействию в играх. Ряженье, пальчиковые игры побуждают к речевому общению, имитации выразительных движений, организации «игры рядом».
Невозможно переоценить роль инсценирования, игры –драматизации для старших дошкольников. Театр - всегда сказка, всегда чудо, волшебное действо с красочными персонажами и увлекательным сюжетом. Это возможность не только увидеть героя, но и самому побыть им. В игре - драматизации исчезает стеснительность, скованность, дети раскрепощаются, формируется более глубокое понимание окружающего мира. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков общения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность. Благодаря этому ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.