Зульфия Дамировна
Народное творчество в детском саду и в моей работе
▼ Скачать + Заказать документы
Народное творчество в детском саду и в моей работе
Народное творчество не перестает восхищать своим содержанием. А воспитание патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без познания духовного богатства своего народа.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, развивают образное мышление, обогащают речь детей.
Публикация «Народное творчество в детском саду и в моей работе» размещена в разделах
К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером и перед телевизором, чем в живом окружении. Дошкольный возраст – это период усвоения ребенком родного языка, а родной язык решает все задачи социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического, познавательно-исследовательского воспитания детей. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, играх, во впечатлениях, которые ребенок получает от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Мы, воспитатели, имеем больше возможностей воспитания детей в духе родной культуры, потому что, именно мы живем вместе с детьми. Поэтому я выбрала своей целью изучение и применение устного народного творчества в своей работе. Систематическое и планомерное ознакомление с фольклором развивает у ребенка эстетическое восприятие художественной литературы, развивает физические качества и познавательно-исследовательскую деятельность. Говоря о ценности народного искусства хочу отметить его терапевтический эффект. Оно близко детям, доступно их пониманию и самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости. Занимаясь художественно-творческой деятельностью дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех и веселье народные игры. В результате уходят страх, тревожность. Появляются спокойствие, уверенность в себе, ощущение радости. Свою работу строила на следующих принципах:
• во-первых, учет возрастных возможностей;
• во-вторых, интеграция с разными видами деятельности;
• в-третьих, использование изобразительной и театрализованной деятельностей;
• в-четвертых, индивидуальный подход и индивидуальная работа с каждым ребенком;
• в-пятых, бережное отношение к детскому творчеству.
Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, сказок, загадок.
Башкирские народные приметы, народные игры, загадки, потешки, стихи, считалочки широко применяю на прогулке. Структурными компонентами прогулки являются:
-наблюдения на основе народных примет;
-отгадывание, загадывание и придумывание загадок;
-разучивание стихов;
-народные подвижные игры;
-исследовательская деятельность.
Например, увидели сосульки, вспоминаем народную примету : «Если сосульки длинные – то и весна будет долгой». Загадываю детям загадку про капельку, слушаем «пение» капельки: ставим разную посуду под сосульку (деревянную, стеклянную, железную, пластиковую и. т. д.) и различаем звуки. При этом у детей развивается слуховое восприятие. Читаем стихотворение и заканчиваем наблюдение играя в народную игру. В конце провожу индивидуальную работу по развитию основных движений. Например: прыгнем как капельки. Изучая приметы ребенок общается с природой, у ребенка развивается чувство заботы, защиты окружающего мира.
Таким образом, использование устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста. Народное творчество близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно поэтому оно понятно ребенку. Работая с детьми, я всегда помню, что впечатления детства глубоки в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.