Борина Елена Вадимовна
Педагогический проект «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Широкая масленица»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…. 4
Актуальность проекта… 5
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…. 6
Формы реализации проекта …. 9
Этапы реализации проекта программы…10
Результат ….16
План проведения проекта …. 15
Выводы …. 16
Литература …. …17
Приложения. 18
В В Е Д Е Н И Е
Эпиграф проекта :
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
(Т. Кайзер)
Темочки:
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Этнокультурное образование дошкольников предполагает учет национального компонента в образовательной программе в дошкольном детстве. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда - наше прошлое, а также «наше сегодня» творит традиции нашего будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: народные праздники, в которых дети черпают народные нравы, обычаи.
Россия богата своими народными праздниками: самые любимые и известные — это снежное и морозное Рождество, светоносное торжество Пасхи, весенне-летняя Троица, солнечный радужный день Ивана Купалы. Народным праздником является и ранневесенняя Масленица, указывающая дорогу весенним и солнечным дням, «Масленица» - большое народное гулянье в конце зимы. Образовательная работа в ДОУ этнокультурной направленности даёт детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к таким этнокультурным явлениям, как народные праздники.
А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в народных праздниках ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями народа. Они считали народные праздники ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Актуальность проекта :
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
Идеей создания проекта послужило желание помочь ребенку – дошкольнику в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности посредством народной культуры.
Проект составлен в соответствии с ФГОС, при использовании интеграции образовательных областей, включенных в образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В основу занятий с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания средних дошкольников; она лишь является основой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.
Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Проблема:
Несформированность представления о народном празднике Масленице, её обычаях и традициях.
Во время рассматривания репродукций картин о масленице, дети заинтересовались, а что такое «масленица?»
Дети задали вопрос: «Это посуда где хранится масло?»
Тогда возникла идея проекта «Широкая Масленица».
Ожидаемый результат:
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Объект проекта- русская народная культура.
Предмет проекта :русский народный календарный праздник «Масленица»
Цель проекта :
Расширить знания детей о традициях русского народа;
Сформировать у детей чувства патриотизма;
Формировать представление о народных русских обрядовых праздниках;
Воспитывать эстетическое и духовно - нравственное отношение к традициям своего народа.
Задачи проекта :
Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Вид проекта :
Краткосрочный.
Участники проекта :дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования.
Сроки реализации:Одна неделя.
Разработка проекта :
составление совместного плана работы над проектом, подбор методической, художественной литературы, муз. произведений, картин и иллюстраций по теме, изготовление с детьми и родителями творческих работ и атрибутов, проведение различных форм и методов работы с детьми и родителями, организация места проведения праздника, проведение инструктажа по технике безопасности, подведение итогов, оформление проекта.
Интеграция образовательных областей:
Социализация и познание:
- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями.
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.
- формирование необходимых умений и навыков в разных видах труда.
- дать представление о трудовой деятельности наших предков с старину.
- формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице во время праздника.
Тип проекта :
По числу детей – групповой (коллективный).
По доминирующему методу - игровой, позновательно-творческий.
По предметным областям - познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, безопасность, музыкальное развитие, коммуникация
Объект проекта- русская народная культура.
Предмет проекта :русский народный календарный праздник «Масленица»
Сроки реализации проекта : Краткосрочный.
Новизна: Новизна данного проекта заключается в том, что этнокультурная компетентность детей дошкольного возраста построена на основе системного, личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного, культурологического подходов.
Авторы и участники проекта :дети средней группы и
воспитатель Борина Елена Вадимовна.
Цель работы над проектом :
Приобщение детей к культуре русского народа;
Задачи:
— знакомить детей с русскими народными традициями;
— расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников;
— активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;
— актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в старинной русской избе;
— формировать навыки творческого взаимодействия детей, родителей и педагогов.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Учет возрастных, индивидуальных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.
2. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.
3. Принцип доступности и занимательности материала (работа с тестом, бумагой и пр.)
4. Принцип сотрудничества взрослого с детьми (игровое общение, индивидуальная работа, различные ситуации).
Формы реализации проекта :
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Продукты реализации проекта :
1. Выставка детских работ.
2. Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»
Предполагаемый результат.
—расширение представлений детей о русских народных традициях;
—повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;
—установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;
—пополнение методической «копилки» тематическими конспектами ОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Форма презентации
Досуг «Широкая Масленица» с участием детей, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта «Масленица»
Подготовительный (организационный) этап: разработка содержания проекта, составление плана работы; подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками); изготовление атрибутов для проведения подвижных игр; подбор материалов для продуктивной деятельности.
Основной этап:
Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей)
Познание:ОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр мультфильма Смешарики «Масленица», просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы; обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов, рассматривание репродукций картин русских художников: Б. М. Кустодиев. «Масленица», В. И. Суриков. «Взятие снежной крепости». знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гусли, гармошка.
Речевое развитие:придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков; д/и «Пословицы перепутались», «Расскажи по порядку», «Составь слово по первым звукам»; составление рассказа из личного опыта «Как мы Масленицу встречали».
Чтение художественной литературы:К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы», русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах; рус. нар. сказка «Снегурочка», П. Я. Вяземский. «Масленица на чужой стороне»; А. С. Пушкин. «Они хранили в жизни мирной».
Социализация: дидактические игры «Кузовок», «Барыня прислала сто рублей», «Неоконченный рассказ» «Целое и часть», «Который по счету», головоломка «Волшебный круг», муз. дид. игра «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять»; сюжетно-ролевые игры «Семья» (сюжет «готовим угощение», «Ждём гостей», «Мы идём в гости».
Художественное творчество:аппликация с элементами рисования «Рисуем масленицу» (коллективная работа);декоративное рисование «Украсим платок», «Дымковская игрушка»;лепка «Ой блины, блиночки»,оформление книжки-малышки со стихами, потешками, пословицами, поговорками, закличками, небылицами и иллюстрациями детей.
Труд: Изготовление макета Масленицы, изготовление книжки-малышки «Загадки о Масленице», изготовление атрибутов для проведения подвижных игр и развлечений; оригами «Гармошка».
Безопасность: беседы — «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».
Здоровье: беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.
Физическая культура: комплекс общеразвивающих упражнений «Хоть зима и хороша, в дверь стучит уже весна», хороводные игры: «Карусель с лентами», «Веснянка», «Ручеек«, «Масленица»; подвижные игры: «Петушки», «Ручеек», «Коленки», «Золотые ворота», эстафета с блинами.
Музыка: слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Едет Масленица», «А мы масленицу дожидали», частушек и закличек.
Формы взаимодействия с родителями
— устный журнал «Здравствуй, Масленица»
— информационный стенд «Широкая масленица»
— памятка «Масленичная неделя»
— папка- передвижка «Старинные обычаи и традиции»
— участие в подборе материалов для организации мини-выставки «Бабушкин платок»
— конкурс по изготовлению куклы- самоделки «Масленица» (семейное творчество, оформление мини-выставки
— мастер- класс «Печь блины я мастерица», оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»
— участие в совместном досуге детей, родителей и педагогов «Масленичные посиделки». Физическое развитие:
- стимулирование двигательной активности детей совместными спортивными занятиями, подвижными играми.
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры.
- формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Речевое развитие:
- воспитание любви к народным праздникам через произведения художественной литературы.
- чтение и заучивание произведений фольклора народного праздника
- учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
- поощрение речевой активности, развитие свободного общения со взрослыми и детской аудиторией.
использование педагогами и родителями каждой возможности для общения с ребенком.
- обращение внимания родителей на возможность развития интереса ребенка к народным праздникам в ходе ознакомления с художественной литературой.
Художественно-эстетическое развитие:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в произведениях великих художников.
- развивать эмоциональную отзывчивость при слушании классических произведений.
- стимулировать эмоционально-нравственную сферу, посредством различных видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения.
- познакомить с русскими народными музыкальными инструментами.
- обучать обыгрывать воображаемые образы и предметы, развивать мелкую моторику, творческие способности;
Выполнение проекта
Образовательная область Виды детской деятельности
Формы работы
Познавательная, Социально-коммуникативная Познавательно-исследовательская продуктивная, коммуникативная
Электронная презентация «О праздниках, традициях русского народа» Беседы о традициях и обрядах праздника. Знакомство со значением и символикой блинов. Экскурсия в музей народного быта. Видео - фильм «Масленица-смешарики». Постановка театрализованного представления «Петрушечные комедии».
Беседа о правилах поведения во время праздника. Беседа на тему: «Огонь – не забава!».
Приготовление теста для блинов. Помощь в расчистке территории от снега для проведения праздника. Коллективное изготовление чучела Масленицы. Изготовление кукол скруток, «Солнышко» из шерстяных ниток, лоскутного коврика.
речевая коммуникативная, восприятие худ. литературы, музыкально-игровая
Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице. Заучивание приговорок, закличек, поговорок о Масленице, блинах. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах, о зиме и весне. Разучивание пальчиковых игр.
Художественно-эстетическая Познавательская, продуктивная
Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиева «Масленица». Рисование на тему: «Масленица». Рассматривание мини-выставки иллюстраций на тему масленичных гуляний. Знакомство с лоскутным рукоделием. Лепка на тему «Барышня на масленице». Коллективная аппликация на тему «Прощание с зимой». Слушание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского. Разучивание закличек: «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др., разучивание русских народных песен: «К нам гости пришли», «Блины», «масленичных» частушек, русских народных заигрышей: «Масленица - кривошейка», «Ой, Масленица», «Веснянка».
Разучивание русских народных игр: «Масленица», «Звонарь», «Веселый бубен»
Работа с родителями Участие в организации мини-выставки «Предметы старины», разучивание пословиц и поговорок со
словами Масленица и блин, участие родителей в изготовлении костюмов, атрибутов для праздника, ознакомление с наглядным, тематическим материалом по теме.
Заключительный этап:
— проведение детско-родительского вечера досуга «Масленичные посиделки»;
— оформление книги рецептов блинов;
— создание итоговой ИКТ-презентации «МАСЛЕНИЦА»
Результат проекта :
Дети:получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Педагоги : подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели, созданы интерактивные игры «Широкая Масленица», «Угадай на чем играю», «Времена года».
Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; предоставили экспонаты для организации мини-выставки «Бабушкин платок»; проявили творческую инициативу при изготовлении куколок-самоделок для оформления выставки; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.
В РППС были внесены: репродукции картин русских художников на тему «Масленица»; книжки-малышки «Загадки о Масленице», «Ой, блины, блины, блины», книга рецептов блинов, подборки стихов о Масленице;; фотоколлаж «Как мы Масленицу праздновали».
Критерии оценки результата: установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.
Материал к проекту.
План проведения проекта :«Широкая – Масленица».
1. Беседа «Широкая Масленица»
2. «Ой, ты, Масленица» - рассказ о каждом дне масленичной недели, заучивание народной песни: «Как вставала я ранешенько…».
3. Игровая деятельность
- Народные подвижные игры: «Гори, гори ясно»!
«Заря»!
«Масленица»!
- Хороводная игра: «Ровным кругом»
- Игра «Золотые ворота»
4. Заучивание закличек на Масленицу.
5. Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка».
6. Заучивание масленичных частушек
Итоговое мероприятие:Праздник «Широкая -Масленица» в ДОУ.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы сделали вывод, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Литература:
1. Бабаева Т. И., А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева «Примерная образовательная программа Детство» - СПб. : Детство-Пресс, 2014.
2. Б. М. Кустодиев «Праздничная Русь» – СПб. : Детство-Пресс, 2009.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб, 2004.
4. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб, 2004
5. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2004.
6. Ковалько В. И. Русский народный фольклор– М. : АРКТИ, 2003
7. Киселева Л. С. Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М. : АРКТИ, 2003.
8. Новикова И. В. «Аппликация из природных материалов в
детском саду», «Малыш», Москва 1991 г.
Интернет – ресурсы
1. Интернет-энциклопедия – Википедия,
2.https://potomy.ru/school/2355.html
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/
4.https://ekologiya.net/
5.https://www.ecologistic.ru/
6.https://elkin52.narod.ru/
7.https://Мама для мам.