Юлия Бабина
Мамина мастерская «Игровая народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с традиционной кукольной культурой средствами изготовления детской куколки «Зайчик на пальчик».
Оборудование: лоскуты ткани 20*13, красные нитки, кусочки ваты
Ход мастерской:
1. Беседа
• Любят ли ваши дети игрушки?
• Какие игрушки у них любимые?
• Какие игрушки нравятся вам?
• Как вы выбираете игрушку для ребёнка?
• Как вы выбираете игрушку для ребенка? (какие смыслы вкладываете)
• Какие игрушки запомнились вам из вашего детства?
2. Информационный блок
Публикация «Мамина мастерская „Игровая народная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Кукла – одна из интереснейших страниц истории культуры. Человек соединен с куклой более прочно, чем мы можем сегодня представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мироваззренческими связями. Кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад. С древних времен кукол делали из травы, веточек, лоскутков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
Сегодня народная рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни, сопровождала рождение, свадьбу, уход к предкам.
Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовного общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры и имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка –заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла.
3. Виды народных тряпичных кукол
Игровые (столбушки, узелковые, зайчик на пальчик)
Обереговые (куватка, лада, желанница, десятиручка)
Обрядовые (неразлучники, пеленашка, свадебная, Спиридон солнцеворот)
4. Изготовление игровой тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»
Сегодня мы делаем куколку Зайчик на пальчик. Такую игрушку мамы делали для своих малышей, начиная с трехлетнего возраста, чтобы они имели друга, собеседника. Когда женщине надо было уйти из дома, для того, чтобы ребеночек не скучал и чтобы ему не было одиноко, она ему давала такого зайчонка. Если ребенку становилось скучно или страшно, к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы к любимой игрушке, видят в ней родственную душу, открываются и разговаривают с ней, как с живым человеком. Его малыш одевал на пальчик, зажимал в кулачке и никому не показывал. С ним он делился своими секретами, проблемами, жаловался на тех, кто его обижал, с ним он играл. Помимо всего прочего этот зайчонок выполнял для малыша роль оберега.
5. Игровой практикум
• Поздоровайтесь своими игрушками
• Дайте имя зайчонку
• Какой у него характер (черты характера)
- Зайчик, зайчик, где ты спал?
В огород не залезал?
Пропала там капуста.
Была, теперь же пусто.
- Нет, не знаю я о том,
Спал сегодня под кустом.
Позавтракал корою,
Да травкой луговою.
Зайчик - прыг, зайчик - скок.
На пенек, под кусток.
Летом сер, бел зимой,
След запутал он свой.
Хоть и мал, да удал,
От лисы убежал.
И. Токмакова
Баиньки, баиньки,
Прибежали заиньки,
Сели на скамейку,
Попросили лейку,
Поливали огород,
Где капуста растет.
В. Черных
Ай, чи-чи, чи-чи, чи-чи!
Сидит заяц на печи.
В барабан играет,
В гости зазывает!
Т. Второва
Серый заинька
Утром раненько
В огороде ел капусту–
С хрустом,
С хрустом,
Вкусно,
Вкусно!
Не заметил, как всю съел –
И в кусты бежать, пострел…
К. Авдеенко
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку - ням-ням-ням!
М. Беляева
Наш зайчонок Мишка –
Плакса и плутишка.
Он грызёт капусту,
Это очень вкусно.
А. Алферова
У малышки-лапочки –
Серенькие тапочки,
Серенькая шубка,
Серенькая юбка.
Захотелось заиньке
Серенькие валенки.
– Валенки!
Не тапки
Я хочу на лапки!
Н. Капустюк
Зайка прыгнул из куста,
А полянка – то не та.
Думал веселиться,
Глядь, а там лисица.
И пустился наутек,
Убежал за бугорок,
С горки быстро
Скок – поскок.
В. Гаевская
Зайка, заинька косой,
Бегаешь всю жизнь босой -
Летом, осенью, зимой…
Посиди сейчас со мной -
Я согрею твои лапки!
Подарю тебе я тапки.
У меня их много, зайка!
Смело в них ты залезай-ка!
Прибегай, когда порвутся -
Мы найдём, во что обуться!
Н. Радченко
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Пляшут, скачут, веселятся,
Злого волка не боятся.
Берегись, лесной народ!
На охоту волк идёт.
Разбежались все зайчата
И попрятались куда-то.
Не шевелятся, сидят,
Не поймает волк зайчат!
Дили-дили-дили-дили,
Зайцы по воду ходили.
По дороге так скакали,
Что всю воду расплескали.
А за ними шла лисица
По лесной дороге,
Наступила в ту водицу -
Промочила ноги.
И стоит, ругается:
"Погодите, зайцы!
Раз, два, три, четыре, пять,
Я бегу вас догонять!"
Е. Зих
Прыгнул зайчик на лужок.
На лужке лежит снежок.
Был зайчишка сереньким, -
Стал теперь он беленьким.
Прятаться легко в лесу,
Не боится он лису.
Шубка белая его
Спрячет зайца самого.