Анастасия Николаевна Беспалова
Народная игрушка как полихудожественный феномен
▼ Скачать + Заказать документы
Народная игрушка как полихудожественный феномен.
А. Н. Беспалова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»
Россия, 607228, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Парковая, д. 6а
Тел. : 8 (84731) 7-18-37, e-mail : dets.sad29@yandex.ru
Публикация «Народная игрушка как полихудожественный феномен» размещена в разделах
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, такое же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре [2].
В игре главное - игрушка. Игрушки бывают разные : готовая, механическая или простая (автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и пр.); полуготовая, требующая от ребёнка некоторой доделки (разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели); материал для игры (глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди).
Все мы прекрасно знаем, что любимая игрушка есть у каждого – как у малыша, так и у взрослого человека. Привязанность к данной игрушке у каждого своя : у кого-то слезы горькие, а для больного ребенка обретение потерянной игрушки – возвращение к жизни [5].
С игрушкой маленький человек познает окружающий мир. В этом мире рядом с игрушкой живет сказка и реальность, настоящее и прошлое. С помощью игрушки ребенок постигает жизненный опыт взрослых.
Детские игрушки существуют с незапамятных времен. Недавно в садик приходили сотрудники историко-художественного музея, познакомили нас с куклами-оберегами. В далекие времена у многих народов игрушка была охранительницей рода, «оберегом» ребенка. Техника изготовления игрушек была различной : из глины, использовали прутья, сучки, листья, цветы, плоды - все то, что окружало человека.
Мы с воспитанниками узнали, что с помощью игрушки крестьянские дети получали первые трудовые уроки, приспосабливались к крестьянскому быту.
Мы узнали, что девочки ми мальчики играли отдельно, потому что игры девочек связаны с женским трудом: приготовлением пищи, прядением ниток, шитьем. Девочки сами шили и одевали кукол. Нам было представлено несколько таких кукол. Матерчатые куклы были самыми распространенными. У многих народов, в том числе у русского, кукла была символом продолжения рода, и родители не препятствовали играми в дочки-матери. Автор книги «Русская игрушка» Г. Дайн приводит любопытный рассказ, записанный со слов девяностолетней жительницы одной из ярославских деревень: «Моя бабушка вышла замуж в 14 лет и привезла с собой в дом жениха целую корзину с куклами. Молодуха часто пряталась на чердак, чтобы поиграть с ними. И никто из домашних не смел доглядывать за ней - то был строгий наказ свекра.»[3].
Очевиден и тот факт, что игра с куклами поощрялась не у всех. Татары довольно сдержанно относились к этим затеям детей, так как по религиозным канонам запрещалось изображать людей. У татарской куклы из музейной коллекции отсутствует лицо: мусульмане считали, что кукла с лицом обретает душу и становится опасной для ребенка и его семьи, безликая же остается предметом неодушевленным, а, значит, не может никому нанести вреда.
Запрет на изображение лица существовал у татар, русских, мордвы. Но со временем оно практически у них исчезает и сохраняется только среди татар-мусульман, под влиянием религиозных верований.
Чаще всего игрушки мастерились из дерева, оно было более доступно и удобно в обработке; иногда применяли кости домашних животных и птиц: среди детей башкирских татар были популярны игрушечные телеги. Появлялись из-под детских рук все новые и новые игрушки из самых немыслимых материалов. Ведь стоит приглядеться к ним, как тут же узнаем себя в детстве [6].
Игрушка неразрывно связана с общением, ее сюжеты часто повторяют излюбленные темы колыбельных песен, прибауток, сказок о животных, игровых и бытовых песенок, волшебных сказок. В нашем детском саду с помощью народной игрушки мы организуем специальные коммуникативные игровые ситуации по мотивам русских народных сказок. Особое внимание педагог обращает на народную игрушку. Совместно с детьми рассматривает ее, затем красивыми образными словами и выражениями описывает игрушку, затем дети играют с игрушкой, используя для своей игры сюжет сказки.
Во время взаимодействия с семьями воспитанников особое внимание обращаем на отношение ребёнка к игрушке. В памятках для родителей напоминаем, что ребёнок не должен ломать игрушку, должен любить её, но не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась. Эта цель будет достигнута только тогда, когда ребёнок привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится отдельных ущербов и чувствует себя в силах поправить беду.
Следует сказать о том, что эффективность использования народной игрушки была замечена нами в нашем педагогическом опыте, так как проектная деятельность позволяет совместно работать и детям и родителям.
Проект «Куклы-матрешки»
Цель проекта: формирование у детей представления о кукле-матрешке, интереса к мордовской и русской матрешкам, приобщение к национальным культурам по средствам ознакомления с народными игрушками – мордовской и русской матрешкой.
Задачи:
формировать представление о кукле-матрешке;
способствовать развитию умения сравнивать семеновскую матрешку с мордовской;
формировать умение сотрудничать со сверстниками.
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап:
постановка целей и задач;
выбор методов реализации проекта;
составление плана работы;
разработка методического пособия.
II. Практический этап:
В развивающей предметно-пространственной среде:
создание уголка народной игрушки (совместно с родителями)
наборы матрешек
Беседы с детьми:
изучение стихов, чтение потешек «Как у нашей матрешки», «Народные игрушки»,
«Знакомство с матрешками – мордовской и русской (семеновская)», определение основных цветов мордовского орнамента: белый, красный, черный; основные узоры: ромбик, галочка, крестик, елочка;
Непосредственно образовательная деятельность:
проведение исследовательской деятельности «Из чего же, из чего же сделаны наши матрешки»;
философские рассуждения детей: «Похожа ли матрешка на куклу? Можно ли играть с матрешкой как с куклой?»;
рисование красками «Укрась платочек»;
дидактические игры «Собери матрешку», «Найди такую же», «Одень матрешку»;
подвижная игра «Шли матрешки по дорожке»
III. Заключительный этап:
Развлечение «Мы матрешки-крошки». Цель: средствами музыки закреплять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку;
Изготовление буклетов для родителей
Литература
1. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей : забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации». — М. : Даниловский благовестник, 1999.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6.
3. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка/Г. Л. Дайн-М. :Лег. ИПИЩ. ПРОМ-ТЬ,1981г. -191с. :ил.
4. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций: Материалы Всесоюзной науч,-творч. конф. -ции. М. ,1991. - 378 с.
5. «Ребенок и игрушка» Белобрыкина О. И., Шамшикова О. И, // Вестник практической психологии образования. 2007. №4. – C. 118-124
6. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков. М. : Наука, 1983. - 192 с.