Мединская Светлана
Направления и содержания коррекционно-развивающей работы в домах ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является построение адекватного процесса медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации по следующей схеме.
1. Развитие физиологических возрастных двигательных, речевых и интеллектуальных функций детей грудного возраста (от 4 недель до 1 года, раннего возраста (от 1 года до 3 лет) и дошкольного возраста.
2. Реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности двигательного, речевого и интеллектуального дефекта ребенка.
Публикация «Направления и содержания коррекционно-развивающей работы в домах ребенка» размещена в разделах
3. Коррекционные мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации (коммуникативных навыков).
4. Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы ребенка.
В программе комплексной психолого-педагогической реабилитации выделяются основные направления коррекционно-развивающего воздействия и педагогического сопровождения, социально-эмоционального развития.
В работу по данному направлению включены следующие разделы:
• развитие условно-рефлексивных реакций;
• развитие фиксированного взгляда за лицом взрослого;
• формирование у ребенка представлений о самом себе, о своем теле;
• развитие у детей потребности эмоционально-личностного контакта с взрослым и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия;
• формирование самосознания «Я и окружающий мир» (начальный этап, когда ребенок усваивает жизненные впечатления через накопление чувственного опыта. При этом главенствующую роль играет поэтапное становление моторных функций, их совершенствование и дифференциация (на первом году жизни) и сенсомоторное развитие ребенка (от одного года до трех лет, являющееся основой для развития первичных представлений и активных форм общения;
• формирование навыков общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, предметный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях);
• создание оптимальных условий для компенсации первичного дефекта и предупреждение вторичных дефектов: формирование сенсомоторного (при дизартриях, языкового (при задержках речевого развития, алалиях) уровней речи, развитие фонетико-фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы и др.).