Вера Ташкина
Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях
▼ Скачать + Заказать документы
В данной презентации представлены все аспекты по наглядным и вербальным методам, применяемым в образовательном процессе в ДОУ, в том числе и на музыкальных занятиях. также данная презентация будет хорошим подспорьем при выступлении на педагогических советах и семинарах.
Описательный текст к презентации можно будет просмотреть в следующих публикациях с пометочкой (Продолжение 1, 2 и т. д.)
Часть 1. Вербальные методы обучения в дошкольном образовании :
1.1. Объяснение как метод обучения в дошкольном образовании
Публикация «Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях» размещена в разделах
1.2. Рассказ как метод обучения в дошкольном образовании
1.3. Беседа как метод обучения в дошкольном образовании
1.4. Чтение художественной литературы как метод обучения в дошкольном образовании
Часть 2. Наглядные методы обучения в дошкольном образовании
2.1. Наблюдение как метод обучения в дошкольном образовании
2.2. Рассматривание картин как метод обучения в дошкольном образовании
2.3. Демонстрация диафильмов и кинофильмов как метод обучения в дошкольном образовании
2.4. Показ образца-задания, способа действия и др. как метод обучения в дошкольном образовании
Часть 1. Вербальные методы обучения в дошкольном образовании :
1.1. Объяснение как метод обучения в дошкольном образовании
Объяснение — один из базовых методов обучения, играющий важную роль в дошкольном образовании. В отличие от старших возрастов, у дошкольников уровень познавательных процессов и развитость абстрактного мышления не позволяют им самостоятельно осваивать новое. Поэтому объяснение становится мощным инструментом, с помощью которого педагог передает детям знания, помогает понимать окружающий мир и формирует у них основные понятия и умения. Важно, чтобы объяснение соответствовало возрастным и психологическим особенностям дошкольников, делая процесс обучения понятным, доступным и интересным.
Цели и задачи объяснения в дошкольном образовании
Главные цели объяснения в дошкольном образовании включают :
- Обеспечение понимания: Объяснение помогает ребенку понять суть явления, процесса или понятия, познакомиться с новыми словами и понятиями.
- Стимуляция познавательного интереса: Объясняя ребенку новое, педагог должен пробуждать интерес к дальнейшему исследованию окружающего мира.
- Формирование начальных понятий: Объяснение закладывает основы понимания логики и причинно-следственных связей.
- Развитие речи и мышления: Ясное и логичное объяснение способствует улучшению речевых навыков и развитию логического мышления у детей.
Характеристика метода объяснения в дошкольном образовании
Объяснение как метод имеет свои особенности в дошкольном образовании, так как требует учета возрастных и психологических характеристик детей. Чтобы сделать объяснение доступным и понятным для дошкольников, педагог должен:
- Простота и доступность. Объяснение должно быть максимально простым, понятным и доступным для понимания. Это подразумевает использование простых слов, коротких фраз и избегание абстрактных понятий, которые трудно усваиваются детьми.
- Иллюстративность и конкретность. Дошкольники лучше понимают информацию, если она подкреплена наглядными примерами, образами и предметами. Эффективным способом является использование игрушек, картинок и других предметов, которые помогают визуализировать объясняемое.
- Постепенность и последовательность. Важно разделять объяснение на небольшие, понятные части. Постепенность и логическая последовательность делают объяснение более усвояемым.
- Вовлечение ребенка в процесс объяснения. Педагогу важно вовлекать детей в процесс объяснения, задавая вопросы и предлагая детям высказаться о своих предположениях и впечатлениях.
- Эмоциональная окрашенность. Эмоциональная подача информации удерживает внимание ребенка и стимулирует его интерес. Увлекательный рассказ, интонация, мимика педагога делают объяснение ярким и запоминающимся.
Виды объяснения в дошкольном обучении
- Объяснение с демонстрацией. Один из наиболее эффективных способов объяснения для дошкольников заключается в том, что педагог показывает и объясняет одновременно. Например, во время обучения навыкам ухода за растениями педагог может показать, как правильно поливать цветок, и объяснить, почему это важно.
- Объяснение через сравнение. Дошкольники хорошо воспринимают информацию через сравнение. Например, объясняя разницу между живыми и неживыми объектами, педагог может сравнивать растения и камни, показывая, что растения растут и изменяются, а камни остаются неизменными.
- Объяснение с использованием вопросов. Этот метод помогает ребенку самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Например, при изучении понятий «большой» и «маленький» педагог может показать два предмета разного размера и задать вопросы: «Какой предмет больше? Как ты думаешь, почему?»
- Игровое объяснение. Использование игр для объяснения сложных понятий способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. Например, объясняя правила поведения в детском саду, педагог может проиграть ситуации, показывая через игровую деятельность.
Психологические основы объяснения в дошкольном возрасте
Метод объяснения в дошкольном образовании должен учитывать психологические особенности возраста:
- Наглядно-образное мышление. Дети лучше понимают информацию, если она представлена через образы и наглядные примеры.
- Эмоциональная восприимчивость. Эмоциональная подача информации вызывает у детей интерес, положительное отношение к процессу обучения.
- Краткосрочное внимание. Дошкольники могут сосредотачиваться на одном занятии лишь ограниченное время, поэтому педагог должен четко структурировать объяснение и делать его достаточно кратким.
Объяснение в дошкольном возрасте также должно быть направлено на стимулирование когнитивных процессов, развитие внимания и памяти. Например, объясняя математические понятия, педагог может использовать физические предметы (кубики, игрушки, чтобы дети могли увидеть, потрогать и подсчитать объекты.
Этапы и структура объяснения в дошкольном образовании
- Мотивационный этап. Педагог начинает с того, что привлекает внимание детей к теме объяснения. Например, он может рассказать интересный факт, задать интригующий вопрос или показать наглядный материал.
- Постановка цели. Далее педагог обозначает цель объяснения в понятной форме, чтобы дети понимали, что именно они будут изучать и для чего.
- Основное объяснение. На этом этапе педагог излагает материал, используя наглядные и вербальные методы, сопровождая объяснение демонстрацией и вопросами для вовлечения детей.
- Закрепление и проверка понимания. После объяснения педагог задает детям вопросы, чтобы убедиться, что материал усвоен. Возможны простые упражнения, задания и игры.
- Рефлексия. На этом этапе педагог интересуется у детей, что они узнали, как поняли материал и что было для них интересным.
Роль объяснения в формировании личности дошкольника
Объяснение в дошкольном образовании не только передает знания, но и формирует личностные качества ребенка, такие как любознательность, уважение к знаниям, внимание к словам и указаниям взрослого. Объяснение, направленное на воспитание у ребенка интереса к окружающему миру и собственному развитию, является основой для формирования будущих учебных навыков и помогает развивать такие черты, как ответственность и внимательность.
Примеры использования объяснения в образовательной деятельности
Изучение природы. При знакомстве с природой педагог может объяснить, почему растения нуждаются в свете, воде и уходе. Он показывает, как поливать растения, демонстрируя и объясняя одновременно.
Формирование социальных навыков. В процессе игры педагог объясняет правила и нормы поведения, тем самым помогая детям понять правила общения и работы в коллективе.
Изучение математики. При обучении счёту педагог может объяснить значения чисел и показывать их на примерах с предметами.
Метод объяснения в дошкольном образовании — это незаменимый инструмент педагога, который позволяет передать знания, развить у детей интерес к познанию и сформировать базовые навыки. Важно помнить, что объяснение в дошкольном возрасте должно быть простым, ярким, эмоциональным и всегда подкрепленным наглядностью. Умение педагога грамотно использовать метод объяснения способствует не только обучению, но и гармоничному развитию личности ребёнка.
1.2. Рассказ как метод обучения в дошкольном образовании.
Рассказ — один из эффективных и широко применяемых методов обучения в дошкольном образовании. В основе метода лежит передача знаний и впечатлений посредством устного изложения, создающего у ребенка образы и понятия о мире. Благодаря рассказу, воспитатель может формировать у детей представления о природе, обществе, морали и культуре, пробуждая у них интерес и вовлекая в учебный процесс. Рассказ является ценным методом, так как способствует развитию речи, мышления и воображения дошкольников.
Цели и задачи использования рассказа в дошкольном образовании
Основными целями использования рассказа как метода в дошкольном обучении являются :
- Обогащение представлений об окружающем мире: Рассказ позволяет детям узнать об окружающем мире и его законах, познакомиться с разными явлениями и событиями.
- Развитие мышления и воображения : Слушая рассказ, дети учатся представлять себе описываемые образы, сравнивать и анализировать их.
- Формирование речевых навыков: Рассказ помогает обогатить словарный запас, тренирует внимание и умение воспринимать на слух.
- Формирование ценностей и моральных качеств: Через рассказы можно передавать идеи о дружбе, честности, доброте и уважении, показывая детям, как они проявляются в повседневной жизни.
Характеристика метода рассказа в дошкольном образовании
Рассказ в дошкольном возрасте имеет особенности, которые необходимо учитывать педагогу:
- Яркость и образность. Рассказ должен быть насыщен описательными элементами, чтобы дети могли легко представлять события, персонажей и действия. Использование красочных эпитетов и сравнений помогает лучше передать смысл.
- Простота и доступность. Рассказ должен быть простым и понятным для восприятия детей дошкольного возраста. Это подразумевает отсутствие сложных понятий и объяснений, а также использование простых фраз и слов.
- Эмоциональная насыщенность. Эмоции педагога играют важную роль. Сказочные истории и рассказы об обычных событиях подаются с интонациями, которые поддерживают внимание детей и помогают запомнить ключевые моменты.
- Наглядность и сопровождение. Важно использовать визуальные материалы (иллюстрации, предметы или игрушки, чтобы конкретизировать рассказ и сделать его более наглядным.
Виды рассказов в дошкольном обучении
Рассказ может быть применен в разных формах в зависимости от цели и содержания:
- Повествовательный рассказ. Педагог рассказывает детям истории из реальной жизни или сказки, акцентируя внимание на ключевых событиях. Это способствует обогащению знаний об окружающем мире.
- Описание. Данный вид рассказа используется для передачи знаний об объектах и их характеристиках (например, описания природы, животных или предметов быта). Это помогает детям сформировать начальные представления о предметах и явлениях.
- Объяснительный рассказ. Используется, чтобы объяснить детям причины и следствия определенных явлений или действий. Например, рассказ о том, почему нужно заботиться о растениях, почему нужно убирать за собой игрушки.
- Эмоциональный рассказ (сказка). Сказка — популярная форма для объяснения сложных понятий через персонажей и истории. Это помогает детям усваивать моральные и социальные нормы.
Психологические особенности восприятия рассказа детьми дошкольного возраста
Рассказ как метод обучения эффективен благодаря особенностям восприятия и мышления детей дошкольного возраста :
- Наивное реалистическое восприятие. Дети воспринимают рассказ как нечто реальное и логичное, поэтому они легко верят в то, что им рассказывают.
- Чувствительность к образам. Образное мышление у детей развивает воображение, поэтому использование ярких деталей помогает закрепить в памяти содержание рассказа.
- Краткосрочное внимание. Рассказ должен быть достаточно коротким, чтобы удерживать внимание ребенка до конца и избежать его отвлечения.
Рассказ должен быть эмоционально окрашен, так как дети лучше воспринимают информацию, когда она передается с выражением, через мимику и жесты. Например, с помощью выражения лица педагог может подчеркнуть важные моменты или особенности характера персонажа, делая рассказ более интересным.
Структура и этапы рассказа
Эффективное использование рассказа в дошкольном обучении требует соблюдения определенных этапов:
Мотивация и привлечение внимания. Педагог привлекает внимание детей к началу рассказа, например, интригующим вопросом или показом наглядного материала (картинки, игрушки, предметы). Это помогает настроить детей на восприятие.
Изложение содержания. Сам рассказ должен быть логичным и последовательным, передавать основные образы, действия и эмоции. Педагог контролирует, чтобы содержание было понятным, и использует яркие интонации и жесты для выражения содержания.
Рефлексия и обсуждение. После завершения рассказа педагог задает детям вопросы, чтобы выяснить, что они поняли и что им особенно запомнилось. Это помогает закрепить содержание и дает детям возможность высказать свои мысли.
Повторение ключевых моментов. Важно еще раз обратиться к основным моментам рассказа, чтобы дети лучше запомнили и осознали услышанное.
Примеры использования рассказа в дошкольной образовательной деятельности
Познавательные рассказы о природе. Педагог может рассказать историю о животных и их жизни в разных сезонах. Например, история о том, как медведь готовится к зиме, помогает детям понять понятия «спячка», «зима», «сезонные изменения».
Морально-нравственные рассказы. Через сказки и истории педагог знакомит детей с понятиями добра и зла, учит уважению и заботе о других. Рассказ о «добром волшебнике», помогающем животным в лесу, может подчеркнуть важность помощи и дружбы.
Рассказ о семейных традициях. Истории о семейных праздниках, приготовлении пищи, правилах общения могут помочь детям понять важность традиций, знакомят с тем, как важно уважать старших и заботиться о близких.
Педагогические приемы для использования метода рассказа
Вопросы по ходу рассказа. Педагог может задавать детям вопросы, чтобы поддерживать их внимание и проверять понимание. Например: «Как вы думаете, что случится дальше?» или «Почему герой так поступил?».
Применение наглядных материалов. Иллюстрации, предметы и игрушки помогут визуализировать содержание рассказа и усилить понимание.
Ролевая игра. После рассказа можно предложить детям разыграть услышанную историю, что закрепит восприятие и поможет понять чувства персонажей.
Роль метода рассказа в развитии детей дошкольного возраста
Рассказ как метод обучения развивает у детей:
Познавательный интерес. Дети получают знания о мире, узнают о других культурах, традициях, людях и природе.
Личностные качества. С помощью рассказа педагог воспитывает у детей важные качества, такие как честность, дружелюбие, уважение к другим.
Воображение и креативное мышление. Рассказ активизирует воображение ребенка, стимулирует желание творить, представлять и фантазировать.
Метод рассказа в дошкольном образовании — это универсальный инструмент, который позволяет педагогу обучать, развивать и воспитывать детей. Через рассказы воспитатель передает детям знания о мире, формирует у них ценности и моральные ориентиры, развивает воображение и мышление. Умение педагога эффективно использовать рассказ как метод, адаптировать его к возрасту и особенностям детей способствует созданию благоприятной и познавательной образовательной среды, которая готовит детей к следующему этапу обучения.