МААМ-картинки

Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях

Вера Ташкина
Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях
▼ Скачать + Заказать документы

В данной презентации представлены все аспекты по наглядным и вербальным методам, применяемым в образовательном процессе в ДОУ, в том числе и на музыкальных занятиях. также данная презентация будет хорошим подспорьем при выступлении на педагогических советах и семинарах.

Описательный текст к презентации можно будет просмотреть в следующих публикациях с пометочкой (Продолжение 1, 2 и т. д.)

Часть 1. Вербальные методы обучения в дошкольном образовании :

1.1. Объяснение как метод обучения в дошкольном образовании

Публикация «Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях» размещена в разделах

1.2. Рассказ как метод обучения в дошкольном образовании

1.3. Беседа как метод обучения в дошкольном образовании

1.4. Чтение художественной литературы как метод обучения в дошкольном образовании

Часть 2. Наглядные методы обучения в дошкольном образовании

2.1. Наблюдение как метод обучения в дошкольном образовании

2.2. Рассматривание картин как метод обучения в дошкольном образовании

2.3. Демонстрация диафильмов и кинофильмов как метод обучения в дошкольном образовании

2.4. Показ образца-задания, способа действия и др. как метод обучения в дошкольном образовании

Часть 1. Вербальные методы обучения в дошкольном образовании :

1.1. Объяснение как метод обучения в дошкольном образовании

Объяснение — один из базовых методов обучения, играющий важную роль в дошкольном образовании. В отличие от старших возрастов, у дошкольников уровень познавательных процессов и развитость абстрактного мышления не позволяют им самостоятельно осваивать новое. Поэтому объяснение становится мощным инструментом, с помощью которого педагог передает детям знания, помогает понимать окружающий мир и формирует у них основные понятия и умения. Важно, чтобы объяснение соответствовало возрастным и психологическим особенностям дошкольников, делая процесс обучения понятным, доступным и интересным.

Цели и задачи объяснения в дошкольном образовании

Главные цели объяснения в дошкольном образовании включают :

- Обеспечение понимания: Объяснение помогает ребенку понять суть явления, процесса или понятия, познакомиться с новыми словами и понятиями.

- Стимуляция познавательного интереса: Объясняя ребенку новое, педагог должен пробуждать интерес к дальнейшему исследованию окружающего мира.

- Формирование начальных понятий: Объяснение закладывает основы понимания логики и причинно-следственных связей.

- Развитие речи и мышления: Ясное и логичное объяснение способствует улучшению речевых навыков и развитию логического мышления у детей.

Характеристика метода объяснения в дошкольном образовании

Объяснение как метод имеет свои особенности в дошкольном образовании, так как требует учета возрастных и психологических характеристик детей. Чтобы сделать объяснение доступным и понятным для дошкольников, педагог должен:

- Простота и доступность. Объяснение должно быть максимально простым, понятным и доступным для понимания. Это подразумевает использование простых слов, коротких фраз и избегание абстрактных понятий, которые трудно усваиваются детьми.

- Иллюстративность и конкретность. Дошкольники лучше понимают информацию, если она подкреплена наглядными примерами, образами и предметами. Эффективным способом является использование игрушек, картинок и других предметов, которые помогают визуализировать объясняемое.

- Постепенность и последовательность. Важно разделять объяснение на небольшие, понятные части. Постепенность и логическая последовательность делают объяснение более усвояемым.

- Вовлечение ребенка в процесс объяснения. Педагогу важно вовлекать детей в процесс объяснения, задавая вопросы и предлагая детям высказаться о своих предположениях и впечатлениях.

- Эмоциональная окрашенность. Эмоциональная подача информации удерживает внимание ребенка и стимулирует его интерес. Увлекательный рассказ, интонация, мимика педагога делают объяснение ярким и запоминающимся.

Виды объяснения в дошкольном обучении

- Объяснение с демонстрацией. Один из наиболее эффективных способов объяснения для дошкольников заключается в том, что педагог показывает и объясняет одновременно. Например, во время обучения навыкам ухода за растениями педагог может показать, как правильно поливать цветок, и объяснить, почему это важно.

- Объяснение через сравнение. Дошкольники хорошо воспринимают информацию через сравнение. Например, объясняя разницу между живыми и неживыми объектами, педагог может сравнивать растения и камни, показывая, что растения растут и изменяются, а камни остаются неизменными.

- Объяснение с использованием вопросов. Этот метод помогает ребенку самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Например, при изучении понятий «большой» и «маленький» педагог может показать два предмета разного размера и задать вопросы: «Какой предмет больше? Как ты думаешь, почему?»

- Игровое объяснение. Использование игр для объяснения сложных понятий способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. Например, объясняя правила поведения в детском саду, педагог может проиграть ситуации, показывая через игровую деятельность.

Психологические основы объяснения в дошкольном возрасте

Метод объяснения в дошкольном образовании должен учитывать психологические особенности возраста:

- Наглядно-образное мышление. Дети лучше понимают информацию, если она представлена через образы и наглядные примеры.

- Эмоциональная восприимчивость. Эмоциональная подача информации вызывает у детей интерес, положительное отношение к процессу обучения.

- Краткосрочное внимание. Дошкольники могут сосредотачиваться на одном занятии лишь ограниченное время, поэтому педагог должен четко структурировать объяснение и делать его достаточно кратким.

Объяснение в дошкольном возрасте также должно быть направлено на стимулирование когнитивных процессов, развитие внимания и памяти. Например, объясняя математические понятия, педагог может использовать физические предметы (кубики, игрушки, чтобы дети могли увидеть, потрогать и подсчитать объекты.

Этапы и структура объяснения в дошкольном образовании

- Мотивационный этап. Педагог начинает с того, что привлекает внимание детей к теме объяснения. Например, он может рассказать интересный факт, задать интригующий вопрос или показать наглядный материал.

- Постановка цели. Далее педагог обозначает цель объяснения в понятной форме, чтобы дети понимали, что именно они будут изучать и для чего.

- Основное объяснение. На этом этапе педагог излагает материал, используя наглядные и вербальные методы, сопровождая объяснение демонстрацией и вопросами для вовлечения детей.

- Закрепление и проверка понимания. После объяснения педагог задает детям вопросы, чтобы убедиться, что материал усвоен. Возможны простые упражнения, задания и игры.

- Рефлексия. На этом этапе педагог интересуется у детей, что они узнали, как поняли материал и что было для них интересным.

Роль объяснения в формировании личности дошкольника

Объяснение в дошкольном образовании не только передает знания, но и формирует личностные качества ребенка, такие как любознательность, уважение к знаниям, внимание к словам и указаниям взрослого. Объяснение, направленное на воспитание у ребенка интереса к окружающему миру и собственному развитию, является основой для формирования будущих учебных навыков и помогает развивать такие черты, как ответственность и внимательность.

Примеры использования объяснения в образовательной деятельности

Изучение природы. При знакомстве с природой педагог может объяснить, почему растения нуждаются в свете, воде и уходе. Он показывает, как поливать растения, демонстрируя и объясняя одновременно.

Формирование социальных навыков. В процессе игры педагог объясняет правила и нормы поведения, тем самым помогая детям понять правила общения и работы в коллективе.

Изучение математики. При обучении счёту педагог может объяснить значения чисел и показывать их на примерах с предметами.

Метод объяснения в дошкольном образовании — это незаменимый инструмент педагога, который позволяет передать знания, развить у детей интерес к познанию и сформировать базовые навыки. Важно помнить, что объяснение в дошкольном возрасте должно быть простым, ярким, эмоциональным и всегда подкрепленным наглядностью. Умение педагога грамотно использовать метод объяснения способствует не только обучению, но и гармоничному развитию личности ребёнка.

1.2. Рассказ как метод обучения в дошкольном образовании.

Рассказ — один из эффективных и широко применяемых методов обучения в дошкольном образовании. В основе метода лежит передача знаний и впечатлений посредством устного изложения, создающего у ребенка образы и понятия о мире. Благодаря рассказу, воспитатель может формировать у детей представления о природе, обществе, морали и культуре, пробуждая у них интерес и вовлекая в учебный процесс. Рассказ является ценным методом, так как способствует развитию речи, мышления и воображения дошкольников.

Цели и задачи использования рассказа в дошкольном образовании

Основными целями использования рассказа как метода в дошкольном обучении являются :

- Обогащение представлений об окружающем мире: Рассказ позволяет детям узнать об окружающем мире и его законах, познакомиться с разными явлениями и событиями.

- Развитие мышления и воображения : Слушая рассказ, дети учатся представлять себе описываемые образы, сравнивать и анализировать их.

- Формирование речевых навыков: Рассказ помогает обогатить словарный запас, тренирует внимание и умение воспринимать на слух.

- Формирование ценностей и моральных качеств: Через рассказы можно передавать идеи о дружбе, честности, доброте и уважении, показывая детям, как они проявляются в повседневной жизни.

Характеристика метода рассказа в дошкольном образовании

Рассказ в дошкольном возрасте имеет особенности, которые необходимо учитывать педагогу:

- Яркость и образность. Рассказ должен быть насыщен описательными элементами, чтобы дети могли легко представлять события, персонажей и действия. Использование красочных эпитетов и сравнений помогает лучше передать смысл.

- Простота и доступность. Рассказ должен быть простым и понятным для восприятия детей дошкольного возраста. Это подразумевает отсутствие сложных понятий и объяснений, а также использование простых фраз и слов.

- Эмоциональная насыщенность. Эмоции педагога играют важную роль. Сказочные истории и рассказы об обычных событиях подаются с интонациями, которые поддерживают внимание детей и помогают запомнить ключевые моменты.

- Наглядность и сопровождение. Важно использовать визуальные материалы (иллюстрации, предметы или игрушки, чтобы конкретизировать рассказ и сделать его более наглядным.

Виды рассказов в дошкольном обучении

Рассказ может быть применен в разных формах в зависимости от цели и содержания:

- Повествовательный рассказ. Педагог рассказывает детям истории из реальной жизни или сказки, акцентируя внимание на ключевых событиях. Это способствует обогащению знаний об окружающем мире.

- Описание. Данный вид рассказа используется для передачи знаний об объектах и их характеристиках (например, описания природы, животных или предметов быта). Это помогает детям сформировать начальные представления о предметах и явлениях.

- Объяснительный рассказ. Используется, чтобы объяснить детям причины и следствия определенных явлений или действий. Например, рассказ о том, почему нужно заботиться о растениях, почему нужно убирать за собой игрушки.

- Эмоциональный рассказ (сказка). Сказка — популярная форма для объяснения сложных понятий через персонажей и истории. Это помогает детям усваивать моральные и социальные нормы.

Психологические особенности восприятия рассказа детьми дошкольного возраста

Рассказ как метод обучения эффективен благодаря особенностям восприятия и мышления детей дошкольного возраста :

- Наивное реалистическое восприятие. Дети воспринимают рассказ как нечто реальное и логичное, поэтому они легко верят в то, что им рассказывают.

- Чувствительность к образам. Образное мышление у детей развивает воображение, поэтому использование ярких деталей помогает закрепить в памяти содержание рассказа.

- Краткосрочное внимание. Рассказ должен быть достаточно коротким, чтобы удерживать внимание ребенка до конца и избежать его отвлечения.

Рассказ должен быть эмоционально окрашен, так как дети лучше воспринимают информацию, когда она передается с выражением, через мимику и жесты. Например, с помощью выражения лица педагог может подчеркнуть важные моменты или особенности характера персонажа, делая рассказ более интересным.

Структура и этапы рассказа

Эффективное использование рассказа в дошкольном обучении требует соблюдения определенных этапов:

Мотивация и привлечение внимания. Педагог привлекает внимание детей к началу рассказа, например, интригующим вопросом или показом наглядного материала (картинки, игрушки, предметы). Это помогает настроить детей на восприятие.

Изложение содержания. Сам рассказ должен быть логичным и последовательным, передавать основные образы, действия и эмоции. Педагог контролирует, чтобы содержание было понятным, и использует яркие интонации и жесты для выражения содержания.

Рефлексия и обсуждение. После завершения рассказа педагог задает детям вопросы, чтобы выяснить, что они поняли и что им особенно запомнилось. Это помогает закрепить содержание и дает детям возможность высказать свои мысли.

Повторение ключевых моментов. Важно еще раз обратиться к основным моментам рассказа, чтобы дети лучше запомнили и осознали услышанное.

Примеры использования рассказа в дошкольной образовательной деятельности

Познавательные рассказы о природе. Педагог может рассказать историю о животных и их жизни в разных сезонах. Например, история о том, как медведь готовится к зиме, помогает детям понять понятия «спячка», «зима», «сезонные изменения».

Морально-нравственные рассказы. Через сказки и истории педагог знакомит детей с понятиями добра и зла, учит уважению и заботе о других. Рассказ о «добром волшебнике», помогающем животным в лесу, может подчеркнуть важность помощи и дружбы.

Рассказ о семейных традициях. Истории о семейных праздниках, приготовлении пищи, правилах общения могут помочь детям понять важность традиций, знакомят с тем, как важно уважать старших и заботиться о близких.

Педагогические приемы для использования метода рассказа

Вопросы по ходу рассказа. Педагог может задавать детям вопросы, чтобы поддерживать их внимание и проверять понимание. Например: «Как вы думаете, что случится дальше?» или «Почему герой так поступил?».

Применение наглядных материалов. Иллюстрации, предметы и игрушки помогут визуализировать содержание рассказа и усилить понимание.

Ролевая игра. После рассказа можно предложить детям разыграть услышанную историю, что закрепит восприятие и поможет понять чувства персонажей.

Роль метода рассказа в развитии детей дошкольного возраста

Рассказ как метод обучения развивает у детей:

Познавательный интерес. Дети получают знания о мире, узнают о других культурах, традициях, людях и природе.

Личностные качества. С помощью рассказа педагог воспитывает у детей важные качества, такие как честность, дружелюбие, уважение к другим.

Воображение и креативное мышление. Рассказ активизирует воображение ребенка, стимулирует желание творить, представлять и фантазировать.

Метод рассказа в дошкольном образовании — это универсальный инструмент, который позволяет педагогу обучать, развивать и воспитывать детей. Через рассказы воспитатель передает детям знания о мире, формирует у них ценности и моральные ориентиры, развивает воображение и мышление. Умение педагога эффективно использовать рассказ как метод, адаптировать его к возрасту и особенностям детей способствует созданию благоприятной и познавательной образовательной среды, которая готовит детей к следующему этапу обучения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Использование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУИспользование моделей 3D принтера в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения 3Д принтера в образовательном процессе. Мы с вами не.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Фотоотчёт о взаимодействии с родителями в образовательном процессеФотоотчёт о взаимодействии с родителями в образовательном процессе Взаимодействие с родителями одно из приоритетных направлений работы в ДОУ, а так же является важнейшим фактором всестороннего развития ребёнка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях
Опубликовано: 4 ноября 2024 в 15:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ташкина (УИ 2196938) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД